Несколько лет назад в Южной Корее появился сервис психологической помощи в темноте. В его рамках специалисты с нарушением зрения проводят анонимные консультации. Сервис пользуется популярностью — за два года работы его клиентами стали более 250 человек. В России аналогичных проектов пока нет, но получить образование и успешно работать в сфере психологического консультирования может любой человек с нарушением зрения. Незрячий психолог Юлия Васильева рассказывает о доступности профессии.
Чем занимается психолог
Психолог — это человек, помогающий клиентам справиться с разными душевными конфликтами и проблемами. Это могут быть трудности в отношениях с детьми, родителями или супругами, неумение вести себя в конфликтах, стрессы, низкая самооценка, зависимости и многое другое.
В отличие от психиатра, психолог — не врач. Он не имеет права выписывать лекарства. Чаще всего психологи используют вербальные методы и техники или арт-терапию, но не дают никаких советов. Главное достоинство хорошего специалиста в этой области — умение правильно задавать вопросы, ответы на которые приведут клиента к решению его проблемы. Это не маг и не экстрасенс, не целитель или кудесник, он не предсказывает будущее и не снимает порчу. А главное — психолог никогда не решит за клиента его проблемы и не сможет стать счастливым за него. Чаще всего каждому специалисту рекомендуется проходить личную терапию для того, чтобы не переносить на клиента свой негативный опыт.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом молодая женщина с русыми волосами. Ее брови сведены, глаза закрыты, по щекам текут слезы.
Где пройти обучение
Психология — популярное направление обучения, поэтому представлено во многих вузах России. Кроме того, можно поступить на курсы переподготовки или получить дополнительное профессиональное образование. Обучение может быть очным, заочным, дистанционным или смешанным.
Можно стать клиническим психологом, который работает по большей части с людьми с различными заболеваниями, организационным, помогающим в сфере бизнеса, детским, школьным, реабилитационным, военным, спортивным, медицинским и так далее. Можно, конечно, остаться работать в сфере науки, проводя исследования или работая в лаборатории. Или преподавать в школах, вузах и на других образовательных площадках.
Кроме того, в психологии очень много различных направлений — когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия и еще много чего интересного. Можно освоить как одно из них, так и сразу несколько, и пользоваться в работе различными техниками и инструментами.
Я окончила факультет психологии Новосибирского государственного университета, моя специализация — клиническая психология. Училась я на очном отделении. Не могу сказать, что в процессе обучения у меня возникали особые трудности в связи с отсутствием зрения. Единственная сложность касалась обработки диагностических данных с помощью математической статистики, так как все программы, с помощью которых это делается, были недоступными для людей, использующих программу экранного доступа. Здесь мне помогали одногруппники и преподаватели, у которых это занимало не больше двух минут.
Еще одна проблема — это обработка тестовых данных, заполненных на бумаге. Сейчас все чаще разные тесты и исследования проводятся на компьютере, но, к примеру, в школе детям по-прежнему выдаются бланки, распечатанные на бумаге. Кроме того, работая с детьми психологи используют много рисуночных методик, работа с которыми недоступна для незрячего человека.
Если же заниматься психологическим консультированием, то проблем возникнуть не должно. Вы общаетесь с клиентом, даете ему домашнее задание, проверяете выполнение. Единственное, что в данном случае отсутствует, так это зрительный контакт. Конечно, есть клиенты, для которых это является критически важным, поэтому нужно заранее предупреждать об отсутствии зрения для того, чтобы человек мог решить, подходит ли ему это.
Как найти работу
Что касается поиска работы, то эта сфера не отличается от других: довольно сложно найти учреждение, где примут незрячего человека. Я проходила сотни собеседований, на которых часто сталкивалась с непониманием и множеством стереотипов со стороны работодателей. Здесь нужно будет применить упорство и терпение. Могут также помочь знакомства и связи или простое везение.
Если говорить об уровне дохода, то однозначного ответа дать нельзя. Это будет зависеть от места работы. У школьного психолога или психолога в государственной клинике зарплата, скорее всего, будет средней. Если же работать бизнес-консультантом, то шансы увеличить доход гораздо выше. Можно также работать в сфере частного консультирования. Тогда можно самостоятельно регулировать свой график и нагрузку.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Молодой шатен с бородой и темноволосая девушка в очках сидят друг напротив друга в светлой комнате с большими окнами. Их позы расслаблены. Мужчина в черных штанах и белой футболке что-то рассказывает. Девушка в черных брюках и голубой блузке пишет в блокноте, улыбается.
Личный опыт
«Меня зовут Христина Кузьмина, мне 27 лет. Я училась в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в Санкт-Петербурге. У меня есть небольшое остаточное зрение. В детстве у меня была легкая социофобия, поэтому я хотела выбрать профессию, связанную с коммуникацией, хотела в этом развиваться. Но в школе нас сильно запугивали, говорили о том, что слепые не могут получать высшее образование. Главный предел их мечтаний – это массажное отделение медицинского колледжа. Но я решила, что хочу поступить в вуз. Не могу сказать, что мой выбор был тогда осознанным. Я выбрала наобум из списка профессий то, что мне подходит. Принципиальным моментом для меня было поступление в университет на общих основаниях. Я сдала ЕГЭ с достаточно высоким баллом.Я училась на очном отделении СПбГУ на факультете психологии, специализация – клиническая психология. Сложностей, связанных с ослабленным зрением, во время обучения у меня не было. Я пользовалась увеличительными приборами. Были сложности, связанные с моими страхами. Я тревожилась о том, как на меня будут реагировать преподаватели и одногруппники. Но довольно быстро поняла, что мои страхи не сбылись.
Когда я проходила практику в различных клиниках, там тоже все на меня нормально реагировали. Уже на втором курсе я начала получать дополнительное образование в сфере телефонного консультирования, у меня тогда появилась возможность проходить практику на телефоне доверия. Потом я проходила практику в проекте для подростков ''Твоя территория''. Сначала я была волонтером, а потом меня, еще во время обучения, взяли на работу. После окончания университета я пошла устраиваться в центр реабилитации инвалидов, но там мне дали понять, что не хотят трудоустраивать человека с инвалидностью, так как ему положен более длинный отпуск, сокращенный рабочий день и т. д. Я прошла несколько собеседований, но быстро поняла, что это не очень эффективно. Поэтому я начала самостоятельно обзванивать те места, где, на мой взгляд, был нужен психолог. В итоге я нашла работу в центре социальной реабилитации детей и подростков. Сначала я всего боялась и вела себя неуверенно, но достаточно быстро освоилась. Мне повезло даже больше, чем многим зрячим одногруппникам, которые искали работу гораздо дольше.
Я вижу даже некоторые плюсы в моем плохом зрении. К примеру, у меня есть некоторые ограничения, но есть и успешный опыт того, как с ними справляться, и это обычно хорошо влияет на клиентов. То есть я как бы лучше могу поставить себя на место человека с теми или иными проблемами.
Я всегда работала на открытом рынке. Мне никогда не хотелось работать в сфере, связанной с инвалидностью. Сейчас я самозанятая. Провожу частные консультации со взрослыми, зарегистрирована на нескольких площадках в интернете, на которых люди ищут себе психологов. Сейчас у меня полная запись, но зато я работаю всего четыре дня в неделю и могу позволить себе не вставать в 8 утра. Консультирую я как очно, так и онлайн.
Незрячий человек может не только без особых проблем получить профессию психолога, но и реализовать себя в этой сфере, возможностей здесь достаточно много».