Незрячие авторы ведут блоги на многих площадках: YouTube, «Дзен», Telegram и TikTok. Еще одно, по мнению блогеров, перспективное направление — создание подкаста.
Почему незрячие блогеры выбирают подкасты, какие темы популярны сейчас и где найти специализированные подкасты для людей с нарушением зрения, читайте в материале Владимира Васкевича.
Как радио, но лучше
Тифлокомментарий: цветная фотография. Звукозаписывающая студия с темными стенами. На стойке закреплен студийный микрофон серебристого цвета, перед ним установлен круглый черный фильтр для шумоподавления.
По форме подкаст напоминает радиопередачу. У него есть тематика, а выпуски публикуются с определенной периодичностью. Однако слушать их можно в любое время — с помощью музыкальных сервисов или специальных платформ для подкастов.
«Для незрячих слушателей подкаст — идеальный формат доступного контента. Никакой картинки, все самое важное — только через аудиоканал. Я не стал исключением и быстро полюбил этот удобный вариант получения информации. Сегодня подкасты можно найти на любых языках мира и на абсолютно любую тему. Про музыку, кино, путешествия, домашних животных, правильное питание, самосовершенствование. Чего только нет», — рассказал Павел Обиух, незрячий создатель и ведущий подкастов о музыке, книгах и личной эффективности.
Подкасты, как правило, делятся на два основных направления. В первом случае автор может обсуждать актуальную тему с экспертами или высказывать свое мнение. Во втором — сделать выжимку информации, например, в формате лайфхаков.
«Я люблю послушать мнения разных экспертов на ту или иную интересную мне тему, поэтому предпочитаю слушать студийные выпуски, где в разговоре принимают участие несколько человек. Однако многие предпочитают в наше высокоскоростное время получать информацию сжатыми порциями, поэтому подписываются на подкасты с лайфхаками. Две минуты, и новый совет или рекомендация — в твоем активе. Сравнивать одно с другим по эффективности, наверное, не стоит. Здесь все индивидуально. Важно найти просто подходящие и полезные для вас подкасты», — поделился Федор Замыцкий, автор нескольких подкастов о спорте и литературе.
Музыка, кино, футбол
Павел Обиух одним из первых в России среди незрячих людей начал вести подкасты. Семь лет назад вместе с Владимиром Давыденковым и Анатолием Попко он выпускал подкаст про технологии «Доступность, 21 век».
«Пандемия для меня, как и для многих, стала моментом откровения и точкой нового роста. Я уволился с прежней работы радиоведущего, но любовь к студии и записи эфиров у меня осталась. Параллельно я сам активно пользовался подкастами и слушал их как на русском, так и на английском языках. В определенный момент я решил, почему бы и не попробовать самому выпускать подкаст. Определился с областями, в который на тот момент был наиболее экспертен и про которые мне хотелось рассказывать своим слушателям, и принялся за работу», — рассказал Павел Обиух.
По словам подкастера, к тому времени он обладал большим опытом в сфере бизнес-консалтинга и в области проведения тренингов. Он изучал тему личностного роста и тестировал различные инструменты на себе. В итоге он решил записывать подкасты о личной эффективности под названием «Путь к свободе».
«Это пока мой самый долгосрочный проект. В нем я рассказываю про формирование полезных привычек, об инструментах для постановки цели, о планировании и тайм-менеджменте. Во многих выпусках я делюсь личным опытом использования того или иного инструмента, делаю обзоры полезных книг по этой теме, а также часто экспериментирую с новыми практиками», — поделился Павел.
Со временем он понял, что ему интересно рассказывать и о других своих хобби. В конце 2021 года он запустил еще два подкаста — «Сундук со сказками» (о новинках художественной литературы) и «Высшая школа рока» (об истории музыки, известных группах и концертах).
«Подкаст это формат, в котором можно совершенствоваться бесконечно. Особенно в саунд-дизайне. В своих новых проектах я стараюсь улучшить качество звука и его восприимчивость слушателем. Разбавляю аудиодорожки джинглами, различными звуковыми эффектами. Для атмосферности добавляю звуки, соответствующие описываемому событию. Например, в выпуске рок-подкаста про концерт The Beatles на крыше я подкладывал звук завывающего ветра, чтобы слушатели, кроме качественной музыки и интересных фактов, могли максимально погрузиться в атмосферу того легендарного выступления. Такие фишечки всегда украшают подкаст и привлекают аудиторию, поэтому я планирую дальше экспериментировать в данном направлении», — сказал Павел Обиух.
Федор Замыцкий также выпускает свой подкаст про книги. Он работает в библиотеке, поэтому у него нет преград для знакомства с интересными литературными новинками и с экспертами в этой области. Надо отметить, что над подкастом работает целая команда, а Федор единственный незрячий человек в коллективе.
«Кроме дайджестов, мы стараемся в ’’Книжном разговоре’’ регулярно приглашать интересных собеседников. Например, недавно у нас в гостях был диктор известного сервиса аудиокниг ’’ЛитРес’’, а несколько выпусков назад мы делали обзор последних экранизаций известных книг — таких, как ’’Этерна’’, ’’Мертвые души’’, ’’Топи’’, ’’Пищеблок’’, ’’Игра престолов’’», — рассказал Федор.
Еще один подкаст Федора посвящен футболу. В выпусках «4-4-2’» можно услышать интервью с известными футбольными комментаторами, обзоры туров российской премьер-лиги и последние новости мирового футбола. В подкасте также выкладываются выпуски программы радио ВОС «Около спорта».
Незрячие люди записывают подкасты и про кино. Андрей Быков начинал с того, что писал рецензии на фильмы. Затем он решил выпускать подкаст для широкого круга слушателей. На данный момент он опубликовал около 60 выпусков проекта «Кульминация», в них он рассказывает о новинках кинопроката и обсуждает блокбастеры «Дюна», «Отряд самоубийц», «Ведьмак» и другие. В ленте можно также найти и послушать выпуск про тифлокино.
«В подкасте я и автор, и ведущий, и монтажер, но мои зрячие коллеги регулярно приходят ко мне в выпуск, у нас рождаются интересные обсуждения. Море обзоров хороших фильмов, шутки, смех и неловкие ситуации — этого всего у нас в избытке», — сказал Андрей Быков.
Подкасты для незрячих
Тифлокомментарий: цветная фотография. За столом в светлом помещении сидит женщина в очках и крупных наушниках, одетая в белый джемпер. Перед ней стоит большой монитор, на экране — окно с волнообразными звуковыми дорожками синего цвета, слева от женщины — стационарный серебристый микрофон. Она работает на клавиатуре, ее глаза опущены.
Отдельная ветка подкастов посвящена технологиям и лайфхакам, актуальным для незрячих людей. В российских подкаст-лентах их практически нет, так как многие незрячие ведущие предпочитают выкладывать аудиофайлы на Youtube или записывать стримы. Такой вариант в плане производства проще. Запись стрима можно сохранить и выложить аудиодорожки, обрабатывать звук при этом не нужно.
Один из подобных проектов — «Слушай, чтобы видеть» Национального фонда реабилитации — направлен на повышение доступности информационно-коммуникационной среды и сервисов для людей с нарушением зрения. В рамках проекта опубликована серия подкастов, они позволяют незрячим пользователям с нуля освоить вспомогательные технологии, облегчающие работу в различных операционных системах.
Его ведущий, незрячий программист Всеволод Попов, и приглашенные гости освещают широкий круг тем — от первых действий при знакомстве с программами экранного доступа до работы в приложениях налоговой и онлайн-банкинга. Несколько последних выпусков посвящены приложениям финансовой сферы, которые помогают незрячим самостоятельно управлять своими средствами. Прослушать подкасты можно на канале в Youtube.
Алексей Викторов, известный многим по озвучке фильмов с тифлокомментариями и записи одного из первых учебников для незрячих пользователей компьютера, также регулярно выпускает свои подкасты. В них, помимо разбора интерфейсов различных приложений и тестирования их доступности, Алексей уделяет внимание вопросам социальной сферы, льготам для людей с инвалидностью по зрению и другим актуальным темам. Можно в RSS-ленте подкастов найти и аудиоэкскурсии, специально разработанные для незрячих слушателей.
Сотрудники общественной организации «Камерата» на протяжении нескольких последних лет регулярно записывают стримы с участием незрячих экспертов, в которых подробно рассказывают о доступности приложений с учетом невизуального доступа. В свет вышло уже более 100 эфиров, а недавно проект стал публиковаться в формате подкаста в подкаст-клиентах для iOS и Android .
Набирает обороты и новый подкаст центра «Путевые заметки», адресованный любителям путешествий. В них незрячие и слабовидящие люди рассказывают о своем туристическом опыте и делятся полезными советами. Например, последние выпуски посвящены нюансам невизуального использования сервиса попутчиков BlaBlaCar и преимуществам различных банковских карт для нужд путешественников.
Слушать подкасты «Камераты» можно во всех доступных сервисах: Apple, Google, Spotify, Deezer, TuneIn, «Яндекс», «ВКонтакте» и других популярных подкаст-агрегаторах.
Подкаст как инструмент
Все герои статьи отмечают, что подкастинг не только удобен как информационный формат, но и перспективный, а также доступный инструмент для самореализации. Визуальная часть при производстве сведена к минимуму, а обработка звука, склейка и нарезка файлов, накладывание аудиоэффектов — это все можно сделать с помощью программ экранного доступа.
«Сейчас существуют специализированные курсы, где можно обучиться обработке звука, над развитием навыков речи и дикции можно поработать самостоятельно, а опыт в разработке и подготовке контента для подкаста приходит с опытом. Поэтому практически весь процесс доступен каждому незрячему, было бы желание. Я, например, набравшись опыта, стал монтировать подкаст про фантастику для других. Все получается, подкастинг может стать как успешным инструментом для рассказа о своих проектах, так и способом заработка на его производстве», — поделился Андрей Быков.
Павел Обиух согласен с Андреем, в будущем он хочет открыть студию по производству подкастов для бизнеса.
«Все больше компаний заинтересовано в том, чтобы записывать подкасты про свою продукцию, приложения или сопутствующие их тематике направления. Рестораны в подкастах рассказывают об истории блюд, продуктовые бренды делятся рецептами в формате аудиолайфхаков, а маркетплейсы стараются привлечь дополнительную аудиторию через короткие выпуски с интересными фактами о брендах одежды, марках техники и т. д. Потребность в подобной продукции постоянно растет. Почему бы незрячим и не заниматься производством таких продуктов? Сам процесс доступен процентов на 90. Не обойтись без зрячих специалистов при подготовке лендинга, при создании обложки подкаста, но все остальные этапы создания аудиовыпусков доступны для незрячего. Он может выполнять все действия не хуже других», — сказал Павел Обиух.
Павел собрал команду, которая уже сейчас начинает создавать первые подкасты под ключ. Он уверен, что в будущем подкастинг может стать прибыльным направлением для незрячих специалистов.