Гид для начинающих: как незрячему человеку создать подкаст

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На фоне монитора с открытыми цветными вкладками стоит блестящий студийный микрофон в ретростиле. В нижней части его корпуса расположена черная круглая кнопка.

Руководитель студии подкастов «Диалог эксперт» Павел Обиух в колонке для портала «Особый взгляд» рассказал о том, что такое подкасты, как незрячему человеку начать их записывать, какое оборудование выбрать и в каких программах монтировать аудио.

Подкастинг — прекрасное поле для развития своих идей и проектов. Это отличная возможность для самовыражения, информирования о своей деятельности и даже заработка для незрячих людей. Поскольку при создании подкастов мы работаем со звуком, то эта деятельность полностью доступна для человека с нарушением зрения.

В интернете много информации о том, что такое подкасты и как это все работает, например, рекомендую заглянуть на сайт podcasts.ru. В этой статье я расскажу о тех моментах, на которые следует обратить внимание начинающему незрячему подкастеру.

Что такое подкаст

Подкаст — это аудиофайл, если хотите, радиопрограмма. В отличие от передач, которые мы привыкли слушать по радио, подкаст можно послушать в любое удобное время. Для этого нужен компьютер или мобильное устройство. О каждом новом выпуске или эпизоде, как их называют подкастеры, подписчики либо получают уведомление, либо файл автоматически закачивается на устройство. Все зависит от пользовательских настроек.

Подкасты распространяются через RSS-фид. Это ссылка, которая содержит всю необходимую информацию о подкасте, а также отдает команду браузеру или приложению загружать новые файлы, как только они появляются.

С чего начать

Первое, что нужно сделать, если вы решили заняться подкастингом, — придумать, о чем будет шоу и в каком формате. Очевидно, что рассказывать следует о том, в чем вы разбираетесь или чем увлекаетесь. А вот основных форматов подкаста существует три: интервью, обсуждение или монолог. Конечно, никто не запрещает вам придумать свой оригинальный формат.

Когда вы определились с концепцией, запишите один или несколько эпизодов. Во-первых, так вы сможете оценить свои силы и то, насколько вам это действительно интересно. Во-вторых, формирование RSS-фида требует, чтобы у вас был хотя бы один выпуск, который вы сможете загрузить.

Выбираем микрофон

Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Помещение с большим окном, закрытым горизонтальными светлыми жалюзи. Около него на столе стоит монитор с монтажной программой на экране. Это несколько рядов звуковых дорожек разной толщины. На переднем плане на стойке закреплен черный круглый микрофон.

Подготовка к выпуску подкаста, как правило, состоит из двух этапов — записи и монтажа. Для записи вам потребуется микрофон. Уровень современной техники сейчас довольно высокий, многие гарнитуры, которые поставляются в комплекте со смартфоном, записывают очень неплохой звук. Однако если вы считаете, что ваше увлечение всерьез и надолго, то лучше обзавестись хорошим профессиональным микрофоном.

Микрофоны бывают конденсаторные и динамические. Если коротко описать их отличия, то первые более чувствительные, обычно используются в студиях звукозаписи, вторые же более надежные, их применяют на концертах, других публичных выступлениях и во время записи на улице. Если вы еще никогда не работали со звуком, то начинать лучше с динамического микрофона. Кроме того, конденсаторный микрофон требует подготовленного помещения. Подробней о различиях можно почитать здесь.

Подключать микрофон можно напрямую, через USB или через звуковую карту, если у микрофона XLR-разъем. Поскольку в этой статье я ориентируюсь на начинающих, могу порекомендовать USB. Во-первых, использование звуковой карты требует хотя бы минимальных навыков в звукорежиссуре, во-вторых, это хороший вариант для записи нескольких человек в одном помещении. Если вы записываете только свой голос, а гости в вашем подкасте участвуют удаленно, то хороший USB-микрофон вполне справится с этими задачами. Например, можно посоветовать USB-микрофоны Shure линейки MV. Они бывают как динамические, так и конденсаторные.

Не стоит держать микрофон в руках, так как таким образом вы не сможете обеспечить стабильный уровень сигнала. Для микрофона обязательно нужна стойка или подставка. Если вы остановили свой выбор на стойке, то есть пантографе, то к ней хорошо бы обзавестись еще и поп-фильтром. Это такая пластина, лучше всего — с нейлоновой мембраной, которая крепится на пантографе и располагается между вашим ртом и микрофоном. Фильтр позволит минимизировать артефакты звука от дыхания.

Есть еще один вариант, на который можно обратить внимание, если бюджет не позволяет покупку хорошего микрофона, стойки, да еще и поп-фильтра, — петличные микрофоны. Это маленький микрофон, который крепится к воротнику или петлице, отсюда и название. Но правильно расположить петличный микрофон, чтобы он не цеплялся за одежду и сам не производил лишних шумов, — непростая задача. Покупать следует только проводные варианты. Bluetooth всегда искажает сигнал.

Магия создания подкаста

Тифлокомментарий: цветная фотография. Помещение со светлыми стенами и окном. Перед ним за столом сидит девушка с волнистыми волосами ниже плеч в фиолетовом платье без рукавов. Ее глаза прикрыты, в ушах — белые проводные наушники. Она эмоционально говорит в стоящий перед ней микрофон, активно жестикулирует. Рядом на столе монитор и открытый ноутбук.

Итак, вы записали свой голос для подкаста. Теперь нужно отредактировать запись. Для чего это нужно? В первую очередь для того, чтобы убрать из нее все лишнее. Например, шумное дыхание, кашель и т. д. Кроме того, вы можете оформить ваш подкаст — подложить приятную тихую музыку, сделать заставку и звуковые перебивки. Для этого вам потребуется звуковой редактор.

Из огромного количества предложений в этом сегменте мы рассмотрим только те, которые доступны для использования с программами экранного доступа и только для операционной системы Windows. Это будут три редактора, два из которых очень просты в освоении — GoldWave и SoundForge.

GoldWave в упрощенной версии распространяется бесплатно, а SoundForge — платный редактор. Оба они работают по одинаковому принципу, который похож на взаимодействие с документом в текстовом редакторе. Вы можете выделять кусок файла, копировать его, удалять, переносить в другую часть и т. д. Есть довольно много инструментов обработки звука, но оба редактора могут работать только с одним файлом в отдельном окне. Другими словами, если вы хотите наложить звук одного файла на другой, вам нужно будет обработать каждый файл отдельно, а потом соединить их в один.

Гораздо больше возможностей есть в бесплатном редакторе Reaper, который полностью доступен для программ экранного доступа, однако он не русифицирован. Это мультидорожечный редактор, в котором каждый элемент фонограммы можно редактировать отдельно, а также сразу контролировать результат. Например, в одной дорожке у вас запись голоса, в другой — музыкальная подложка, и вы сразу, слушая их одновременно, можете регулировать громкость подложки. Принцип работы в этой программе также отличается от первых двух — он заключается в том, что дорожка делится на фрагменты, каждый из них нужно обрабатывать отдельно.

Кстати, все перечисленные редакторы обладают функцией записи, и вы можете сразу записывать и редактировать свой голос в одной программе.

Момент настал!

Тифлокомментарий: цветная фотография. На серой поверхности лежат наушники с мягкими зелеными чашками и смартфон. На его экране — программа воспроизведения звукового файла. На сером фоне белый квадрат и надписи на английском языке «Сейчас воспроизводится» и «Подкаст № 1». В нижней трети экрана панель управления: кнопки паузы, перемотки и уровня громкости.

Когда первый эпизод вашего подкаста готов, можно начинать знакомить с ним весь мир. Для этого необходимо разместить его соответствующим образом, то есть сгенерировать RSS-фид. Здесь можно пойти двумя путями.

Первый и наиболее простой — разместить подкаст на специальном хостинге. Их существует большое количество, но я выделю два, на мой взгляд, наиболее удобных и бесплатных.

Это mave.digital — удобный сайт с большим количеством информации и инструкций о подкастинге. Есть несколько полезных инструментов, например, сервис автоматически создает страничку вашего подкаста со всей основной информацией о нем. Но, к сожалению, существуют проблемы с доступностью. Я привожу здесь этот хостинг, потому что для слабовидящего человека эти проблемы решаемы. Заключаются они в том, что при публикации нового выпуска невозможно заполнить информационные поля, если у вас активирована программа экранного доступа. Без визуального контроля, к сожалению, это препятствие никак не преодолевается.

Второй сайт — anchor.fm. Полностью доступный сервис со всем необходимым функционалом, но на английском языке. Самых элементарных знаний языка будет достаточно, чтобы им пользоваться.

Вам нужно зарегистрироваться на сервисе, предоставляющим хостинг, добавить новый подкаст и оформить его. Этот этап включает добавление обложки — картинки, которая должна соответствовать определенным параметрам, чтобы все подкаст-платформы ее принимали. Обязательное требование к обложке — квадратное изображение, с минимальным разрешением 1400 на 1400 пикселей. Кроме того, нужно придумать название вашего шоу и краткое его описание. После этого вам предложат загрузить файл с первым эпизодом — и готово!

Второй способ публикации подкаста — сформировать RSS-ленту подкаста на вашем собственном сайте. Это можно сделать, например, создав блог на Wordpress, а потом сгенерировав ссылку через Google Feedburner. Но это имеет смысл только в том случае, если вы хотите, чтобы физически файлы вашего подкаста раздавались с вашего же сайта.

Заключительный шаг — сообщить всем подкаст-агрегаторам о вашем шоу, чтобы люди, вне зависимости от того, где они предпочитают слушать подкасты, могли его найти. Подкаст-агрегатор — платформа, которая собирает все возможные подкасты, распределяет их по темам, жанрам и другим признакам и предоставляет пользователям удобный доступ к прослушиванию через свои сайты или приложения.

Для того чтобы разместить свой подкаст на любой из платформ, нужно добавить туда свой RSS-фид. Некоторые из них требуют регистрации, некоторые — нет. Есть такие, где все новые подкасты подвергаются модерации, то есть реальный человек слушает ваш первый выпуск — например, на «Яндекс. Музыке». У некоторых есть только англоязычный интерфейс.

Самым крупным подкаст-агрегатором является Apple Podcasts. Как правило, все остальные платформы подтягивают RSS-фид оттуда. Если вы никуда не спешите, то можете ограничиться регистрацией и загрузкой своего RSS-фид в Apple. Через пару недель ваш подкаст появится и на других платформах.

Если же вам не терпится порадовать всех своим творчеством, вы можете сделать это вручную. Вот список платформ, на которых это доступно для незрячих пользователей:

  • Apple Podcasts

  • Google Podcasts

  • «Яндекс. Музыка»

  • Overcast

  • Castbox

  • Spotify

  • Deezer

  • Soundcloud

  • Soundstream

  • VK

Дальше все будет зависеть от того, насколько вы сможете заинтересовать слушателей. Несомненным преимуществом здесь является то, что у незрячего человека в подкастинге точно такие же возможности, как и у любого другого. Удачи!