Электронные деньги

Какие сервисы были протестированы

  • Сайт и мобильные приложения (Android, iOS) сервиса «Яндекс.Деньги».

  • Сайт и мобильные приложения (Android, iOS) сервиса Webmoney.

  • Сайт и мобильные приложения (Android, iOS) сервиса «QIWI Кошелек».

  • Сайт и мобильные приложения (Android, iOS) сервиса PayPal.


Ожидания того, какой должна быть доступность сервисов:

  • Безопасность и сохранение конфиденциальности информации, возможность совершить операцию без привлечения третьих лиц;

  • Приоритет в использовании сайта перед мобильными приложениями;

  • Возможность решить проблему и получить консультацию технического специалиста через чаты.


Какие разделы и пользовательские сценарии были проверены

  • Вход/регистрация;

  • Личный кабинет: доступность информации/редактирования;

  • Просмотр, привязка, отвязка банковских карт и счетов;

  • Платежи внутри системы;

  • Оплата услуг/товаров.


Баллы доступности

4-5 высокая доступность

3-4 средняя

2-3 ниже средней

1-2 низкая

NA — либо отсутствует ресурс, либо он используется только как информационный и не дает полного доступа ко всем возможностям

Общий комментарий содержит общие выводы о доступности ресурса, детализированные комментарии о недоступности или возникающих проблемах в случае того или иного сценария, технические рекомендации или общее пользовательское впечатление от сервиса.


Общая оценка доступности

«Яндекс.Деньги». Средняя доступность сайта и мобильного приложения на Android. Высокая доступность приложения на iOS.

WebMoney. Высокая доступность сайта. Низкая доступность мобильных приложений.

QIWI Кошелек. Высокая доступность сайта и мобильного приложения на Android. Средняя доступность приложения на iOS.

PayPal. Высокая доступность сайта и мобильных приложений.


Оценка доступности по онлайн-ресурсам

Яндекс.Деньги

Сценарии

Сайт

Android

iOS

Авторизация/восстановление пароля

5

3

5

Просмотр/редактирование персональных данных, номера телефона

1

3

5

Просмотр списка активных карт/счетов, информации о каждом из них

4

5

5

Внутренние/внешние переводы со счета клиента банка

2

3

4

Оплата услуг мобильной связи, интернета и прочего

5

5

5

Сайт: Общие комментарии

В личный кабинет попасть можно только по прямому адресу, если его знаешь.

Страница перевода денежных средств на сайте плохо размечена, большое количество лишних кликабельных элементов.


Android: Общие комментарии

На экране для указания логина при вводе e-mail после каждого символа произносится фраза «конец поля», при удалении символа произносится только она. По этой причине трудно разобраться, какой именно символ был удален.


iOS: Общие комментарии

Во многих разделах есть неподписанные кнопки и картинки.


QIWI Кошелек

Сценарии

Сайт

Android

iOS

Авторизация/восстановление пароля

5

3

3

Просмотр/редактирование персональных данных, номера телефона

4

4

4

Просмотр списка активных карт/счетов, информации о каждом из них

5

4

2

Внутренние/внешние переводы со счета клиента банка

4

5

2

Оплата услуг мобильной связи, интернета и прочего

3

5

4

Сайт: Общие комментарии

Много кликабельных элементов и JS-ссылок без tabindex, из-за чего навигация с клавиатуры затруднена.


Android: Общие комментарии

При вводе PIN цифры не озвучиваются.

В разных разделах много неподписанных кнопок, которые не распознаются VoiceOver даже по иконкам.

Некоторые кнопки не нажимаются с включенным скринридером.


iOS: Общие комментарии

Зарегистрироваться в приложении можно по номеру телефона, но при повторном запуске, а также в случае утери PIN-кода возникают сложности. После входа приложение требует ввести 4-значный PIN, который будет запрашиваться при каждом запуске приложения. При вводе PIN цифры не озвучиваются пользователь набирает код с помощью 10 неподписанных кнопок.

Если PIN забыт, восстановить его не получается. При нажатии на кнопку «Забыли PIN?» она кнопка делается недоступной для Voice Over и дальнейшие действия бесполезны.

Некоторые кнопки, например, кнопка «Выход», не только не подписаны, но и не нажимаются со включенным скринридером. Кнопка становится доступна пользователю только при выключенном VoiceOver.

При пополнении счета, переводе на другой Qiwi-кошелёк или оплате какой-либо услуги не возникает проблем при вводе данных, но при нажатии кнопки «Оплатить» ничего не происходит. В некоторых случаях помогает повторное нажатие, но в некоторых оно не срабатывает. При совершении успешной операции экран не обновляется. Информация об операции с некоторой вероятностью может появиться в начале страницы. Есть риск, что одна и та же операция будет совершена более одного раза, что повышает вероятность повторного списания денег. Также не подписана кнопка для пополнения счета.

С третьим сценарием ситуация примерно такая же, как и с платежами. Невозможно получить информацию, если какие-то данные введены неверно. При нажатии на «Далее» после ввода всех данных, начинается загрузка, но затем происходит сбой и операция не завершается.

В разных разделах много неподписанных кнопок, которые не распознаются VoiceOver даже по иконкам. Однако лишней информации на экране почти никогда нет, поэтому проблем с вводом нужных данных или поиском кнопки не возникает.


Webmoney

Сценарии

Сайт

Android

iOS

Авторизация/восстановление пароля

3

1

1

Просмотр/редактирование персональных данных, номера телефона

4

2

2

Просмотр списка активных карт/счетов, информации о каждом из них

5

4

4

Внутренние/внешние переводы со счета клиента банка

4

1

1

Оплата услуг мобильной связи, интернета и прочего

4

3

3

Сайт: Общие комментарии

При входе есть графическая капча, которую можно распознать только при помощи специальных сторонних сервисов.

В самом интерфейсе есть много комбинированных списков, плохо передающих информацию на скринридер.


Android и iOS: Общие комментарии

На стартовом экране, а также во время настройки приложения, скринридер не реагирует на свайпы и другие жесты. Звуковой альтернативы для капчи нет.

Нельзя войти в настройки аккаунта и редактировать персональные данные.

Не получается просмотреть информацию о конкретном кошельке и обменять валюту.

Перевести деньги на другой кошелек и совершить оплату какой-либо услуги возможно. Однако из-за общих проблем интерфейса неудобно вводить нужную информацию — нужные поля приходится отыскивать среди избыточнойи нформации, которую передает скринридер.

Функция пополнения кошелька работает хуже. После входа в кошелек не удается обнаружить кнопку пополнения.

Много неподписанных кнопок.

Чаты недоступны для полноценного использования.

На всех экранах приложения висит история операций, что затрудняет пользование ресурсом.

На стартовом экране, а также во время настройки приложения, скринридер не реагирует на свайпы и другие жесты. Звуковой альтернативы для CAPTCHA нет.


PayРal

Сценарии

Сайт

Android

iOS

Авторизация/восстановление пароля

5

5

4

Просмотр/редактирование персональных данных, номера телефона

5

5

5

Просмотр списка активных карт/счетов, информации о каждом из них

5

5

5

Внутренние/внешние переводы со счета клиента банка

5

5

5

Оплата услуг мобильной связи, интернета и прочего

4

5

5

Сайт: Общие комментарии

При совершении платежа скринридер часто передает информацию о недоступности кнопки для оплаты. Фактически кнопка работает корректно, платеж доступен.


iOS: Общие комментарии

При авторизации, появляется повторная капча с озвучиванием на английском языке. Ее возможно пройти, но у некоторых пользователей сценарий может вызвать затруднения.

Системно-значимые проблемы онлайн-ресурсов в этой сфере:

  • Неверная семантическая разметка.

  • Большое количество кликабельных элементов.

  • Риск лишний транзакций.

Если ваш сайт или мобильное приложение недоступно, вы хотите его улучшить или у вас есть вопросы и комментарии по исследованию, свяжитесь с командой инклюзивного проекта Everland:
info@evland.ru
+7 (495) 646-04-28

Вернуться к списку исследований
Смотрите также