Какие сервисы были протестированы
-
Сайт и мобильные приложения (Android, iOS) сервиса «Яндекс.Деньги».
-
Сайт и мобильные приложения (Android, iOS) сервиса Webmoney.
-
Сайт и мобильные приложения (Android, iOS) сервиса «QIWI Кошелек».
Ожидания того, какой должна быть доступность сервисов:
-
Безопасность и сохранение конфиденциальности информации, возможность совершить операцию без привлечения третьих лиц;
-
Приоритет в использовании сайта перед мобильными приложениями;
-
Возможность решить проблему и получить консультацию технического специалиста через чаты.
Какие разделы и пользовательские сценарии были проверены
-
Вход/регистрация;
-
Личный кабинет: доступность информации/редактирования;
-
Просмотр, привязка, отвязка банковских карт и счетов;
-
Платежи внутри системы;
-
Оплата услуг/товаров.
Баллы доступности
NA — либо отсутствует ресурс, либо он используется только как информационный и не дает полного доступа ко всем возможностям
Общая оценка доступности
«Яндекс.Деньги». Средняя доступность сайта и мобильного приложения на Android. Высокая доступность приложения на iOS.
WebMoney. Высокая доступность сайта. Низкая доступность мобильных приложений.
QIWI Кошелек. Высокая доступность сайта и мобильного приложения на Android. Средняя доступность приложения на iOS.
PayPal. Высокая доступность сайта и мобильных приложений.
Оценка доступности по онлайн-ресурсам
Яндекс.Деньги
Сценарии |
Сайт |
Android |
iOS |
---|---|---|---|
Авторизация/восстановление пароля |
5 |
3 |
5 |
Просмотр/редактирование персональных данных, номера телефона |
1 |
3 |
5 |
Просмотр списка активных карт/счетов, информации о каждом из них |
4 |
5 |
5 |
Внутренние/внешние переводы со счета клиента банка |
2 |
3 |
4 |
Оплата услуг мобильной связи, интернета и прочего |
5 |
5 |
5 |
Сайт: Общие комментарии
В личный кабинет попасть можно только по прямому адресу, если его знаешь.
Страница перевода денежных средств на сайте плохо размечена, большое количество лишних кликабельных элементов.
Android: Общие комментарии
На экране для указания логина при вводе e-mail после каждого символа произносится фраза «конец поля», при удалении символа произносится только она. По этой причине трудно разобраться, какой именно символ был удален.
iOS: Общие комментарии
Во многих разделах есть неподписанные кнопки и картинки.
QIWI Кошелек
Сценарии |
Сайт |
Android |
iOS |
---|---|---|---|
Авторизация/восстановление пароля |
5 |
3 |
3 |
Просмотр/редактирование персональных данных, номера телефона |
4 |
4 |
4 |
Просмотр списка активных карт/счетов, информации о каждом из них |
5 |
4 |
2 |
Внутренние/внешние переводы со счета клиента банка |
4 |
5 |
2 |
Оплата услуг мобильной связи, интернета и прочего |
3 |
5 |
4 |
Сайт: Общие комментарии
Много кликабельных элементов и JS-ссылок без tabindex, из-за чего навигация с клавиатуры затруднена.
Android: Общие комментарии
При вводе PIN цифры не озвучиваются.
В разных разделах много неподписанных кнопок, которые не распознаются VoiceOver даже по иконкам.
Некоторые кнопки не нажимаются с включенным скринридером.
iOS: Общие комментарии
Зарегистрироваться в приложении можно по номеру телефона, но при повторном запуске, а также в случае утери PIN-кода возникают сложности. После входа приложение требует ввести
Если PIN забыт, восстановить его не получается. При нажатии на кнопку «Забыли PIN?» она кнопка делается недоступной для Voice Over и дальнейшие действия бесполезны.
Некоторые кнопки, например, кнопка «Выход», не только не подписаны, но и не нажимаются со включенным скринридером. Кнопка становится доступна пользователю только при выключенном VoiceOver.
При пополнении счета, переводе на другой Qiwi-кошелёк или оплате какой-либо услуги не возникает проблем при вводе данных, но при нажатии кнопки «Оплатить» ничего не происходит. В некоторых случаях помогает повторное нажатие, но в некоторых оно не срабатывает. При совершении успешной операции экран не обновляется. Информация об операции с некоторой вероятностью может появиться в начале страницы. Есть риск, что одна и та же операция будет совершена более одного раза, что повышает вероятность повторного списания денег. Также не подписана кнопка для пополнения счета.
С третьим сценарием ситуация примерно такая же, как и с платежами. Невозможно получить информацию, если какие-то данные введены неверно. При нажатии на «Далее» после ввода всех данных, начинается загрузка, но затем происходит сбой и операция не завершается.
В разных разделах много неподписанных кнопок, которые не распознаются VoiceOver даже по иконкам. Однако лишней информации на экране почти никогда нет, поэтому проблем с вводом нужных данных или поиском кнопки не возникает.
Webmoney
Сценарии |
Сайт |
Android |
iOS |
---|---|---|---|
Авторизация/восстановление пароля |
3 |
1 |
1 |
Просмотр/редактирование персональных данных, номера телефона |
4 |
2 |
2 |
Просмотр списка активных карт/счетов, информации о каждом из них |
5 |
4 |
4 |
Внутренние/внешние переводы со счета клиента банка |
4 |
1 |
1 |
Оплата услуг мобильной связи, интернета и прочего |
4 |
3 |
3 |
Сайт: Общие комментарии
При входе есть графическая капча, которую можно распознать только при помощи специальных сторонних сервисов.
В самом интерфейсе есть много комбинированных списков, плохо передающих информацию на скринридер.
Android и iOS: Общие комментарии
На стартовом экране, а также во время настройки приложения, скринридер не реагирует на свайпы и другие жесты. Звуковой альтернативы для капчи нет.
Нельзя войти в настройки аккаунта и редактировать персональные данные.
Не получается просмотреть информацию о конкретном кошельке и обменять валюту.
Перевести деньги на другой кошелек и совершить оплату какой-либо услуги возможно. Однако из-за общих проблем интерфейса неудобно вводить нужную информацию — нужные поля приходится отыскивать среди избыточнойи нформации, которую передает скринридер.
Функция пополнения кошелька работает хуже. После входа в кошелек не удается обнаружить кнопку пополнения.
Много неподписанных кнопок.
Чаты недоступны для полноценного использования.
На всех экранах приложения висит история операций, что затрудняет пользование ресурсом.
На стартовом экране, а также во время настройки приложения, скринридер не реагирует на свайпы и другие жесты. Звуковой альтернативы для CAPTCHA нет.
PayРal
Сценарии |
Сайт |
Android |
iOS |
---|---|---|---|
Авторизация/восстановление пароля |
5 |
5 |
4 |
Просмотр/редактирование персональных данных, номера телефона |
5 |
5 |
5 |
Просмотр списка активных карт/счетов, информации о каждом из них |
5 |
5 |
5 |
Внутренние/внешние переводы со счета клиента банка |
5 |
5 |
5 |
Оплата услуг мобильной связи, интернета и прочего |
4 |
5 |
5 |
Сайт: Общие комментарии
При совершении платежа скринридер часто передает информацию о недоступности кнопки для оплаты. Фактически кнопка работает корректно, платеж доступен.
iOS: Общие комментарии
При авторизации, появляется повторная капча с озвучиванием на английском языке. Ее возможно пройти, но у некоторых пользователей сценарий может вызвать затруднения.
Системно-значимые проблемы онлайн-ресурсов в этой сфере:
-
Неверная семантическая разметка.
-
Большое количество кликабельных элементов.
-
Риск лишний транзакций.
Если ваш сайт или мобильное приложение недоступно, вы хотите его улучшить или у вас есть вопросы и комментарии по исследованию, свяжитесь с командой инклюзивного проекта Everland:
info@evland.ru
Общий комментарий содержит общие выводы о доступности ресурса, детализированные комментарии о недоступности или возникающих проблемах в случае того или иного сценария, технические рекомендации или общее пользовательское впечатление от сервиса.