Об исследовании

Исследование проводилось с декабря 2019 по апрель 2020 г. В нем принимали участие веб-разработчики и тестировщики с инвалидностью, прошедшие специальную подготовку на платформе Everland. Над проверкой онлайн-сервисов работали 14 тестировщиков, а всего в команде проекта было 26 человек с различными нозологиями.

Исследование проводилось для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:

  • для программ экранного доступа — NVDA и Jaws для Windows, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android.

  • с использованием пользовательских агентов — интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Safari, Google Chrome и др.

Важно отметить, что оценка проводилась с позиции обычного пользователя со слепотой. Артем Плаксин, незрячий веб-разработчик: «Нам важно было совместить два подхода: с одной стороны, показать бизнесу, как использует сайт или мобильное приложение обычный незрячий клиент, а с другой — подсказать, что можно было бы исправить с точки зрения кода».

В исследовании было выделено 15 сфер, как наиболее востребованные для получения услуг с помощью веб- и мобильной инфраструктуры. Сферы выбирались группой экспертной оценки, которая и проводила само исследование.

Сферы

  1. Государственные сервисы, включая новый сервис «Не дома», позволяющий получить цифровой пропуск для поездок по Москве и Московской области;

  2. Сервисы доставки;

  3. Продуктовые магазины;

  4. Аптеки;

  5. Банки;

  6. Электронные деньги;

  7. Такси;

  8. Онлайн-обучение и курсы;

  9. Заказ авиа- и железнодорожных билетов;

  10. Аэропорты;

  11. Мобильная связь и интернет;

  12. Сервисы поиска работы;

  13. Фриланс-платформы;

  14. Магазины электроники;

  15. Доски интернет-объявлений.

Всего было проверено 78 организаций. Группа экспертной оценки выбрала их исходя из ряда критериев:

  • В банковской сфере выбраны кредитные организации, в которых у участников исследования открыты счета.

  • В сегмент телекоммуникационных компаний включены операторы большой четверки и крупнейшие интернет-провайдеры.

  • В остальных сферах отобраны наиболее известные и часто используемые среди опрошенных людей со слепотой организации.

Оценка ресурсов в каждой сфере услуг проводилась по следующему алгоритму:

  1. Для каждой сферы определены ключевые пользовательские сценарии, которые позволяют совершить основные операции.

  2. Оценка производилась по шкале в 5 баллов, где 1 балл означал недоступность сервиса или пользовательского сценария, невозможность совершить операцию, а 5 баллов — высокую доступность и безбарьерную среду:

    • Для банковской сферы и операторов мобильной связи была проведена оценка четырех ресурсов, что связано со спецификой организации digital-инфраструктуры данных компаний:

      • информационной, открытой части сайта;

      • личного кабинета и управления операциями в нем;

      • мобильного приложения на iOS;

      • мобильного приложения на Android.

    • Для остальных сфер оценка инфраструктуры проводилась для трех составляющих:

      • сайта;

      • мобильного приложения на iOS;

      • мобильного приложения на Android.

  3. Итоговый балл доступности каждого ресурса рассчитывался как среднее арифметическое от суммы баллов доступности всех пользовательских сценариев, которые проверялись в конкретной сфере.

Каждый ресурс проверял один тестировщик. Исходя из технических возможностей, веб-ресурс и мобильные приложения на Android и iOS у конкретной организации могли проверять разные тестировщики. Кроме того, разные тестировщики могли исследовать компании внутри одной сферы услуг.

Важно понимать, что итоговый средний балл не показывает всей информации о доступности. Необходимо ориентироваться на детализацию оценки по каждому из проверенных сценариев, а также на общий комментарий. Общий комментарий может содержать выводы о доступности ресурса, детализированные комментарии о недоступности или возникающих проблемах в случае того или иного сценария, технические рекомендации, пользовательское впечатление от ресурса.

Команда проекта

Руководитель: Артем Плаксин

Группа экспертной оценки: Антон Чигарев, Бека Гозилишвили, Карен Нерсесян, Руслан Ходонович, Данил Пылаев, Александр Рожков, Андрей Якубой, Борис Чуркин, Михаил Солдатов, Сергей Паршаков, Елизавета Аференок, Александр Яшин, Игорь Мельников

Контент: Наталья Овчинникова, Светлана Павликова

Дизайн: Елена Литвинова, Сергей Обедков, Марина Петухова, Ирина Жердева, Александра Адельшина

Графика и монтаж видео: Евгений Мамонов

Участники видео: Иван Ерхов, Сергей Парахин, Даниил Захаров, Ирина Чупрынова

Благодарим за консультационную поддержку:

  • Юлию Селюкову

  • Команду «Делойт», СНГ: Елизавету Устиловскую, Ронику Чопра, Оксану Синельникову

Если ваш сайт или мобильное приложение недоступно, вы хотите его улучшить или у вас есть вопросы и комментарии по исследованию, свяжитесь с командой инклюзивного проекта Everland:
info@evland.ru
+7 (495) 646-04-28

Вернуться к списку исследований
Смотрите также