Необычный учебный год, часть которого преподавателям и ребятам пришлось провести у себя дома за экранами компьютеров и смартфонов, закончился — в том числе и в ГБОУ «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых». Это место, где ребята с нарушением зрения не только изучают географию, русский, математику и другие стандартные предметы, но всесторонне развиваются. Вместе с воспитателями и преподавателями дети ходят в театры и музеи, знакомятся со зрячими сверстниками, мастерят предметы в группе трудовой реабилитации.
«Особый взгляд» пообщался с сотрудниками школы-интерната и узнал, что ребята делали на уроках во время пандемии, как живет местная «Мастерская Брайля» и какими принципами руководствуются в своей работе преподаватели и воспитатели учреждения.
Тифлокомментарий: цветная фотография в круглой рамке на сиреневом фоне. Статная светловолосая женщина стоит вполоборота у высокого круглого столика, накрытого золотой парчой, и опирается на него правым локтем. На Наталии Алимжановой — белое платье с принтом в виде розовых роз, белый короткий жакет, белые часы, очки с толстыми линзами. Комната светлая, с золотыми канделябрами и пышными белыми цветами в высоких кадках.
Наталия Петровна Алимжанова
воспитатель, классный руководитель 10 «Б», специалист по реабилитации
Слабовидящая воспитатель и специалист по реабилитации Наталия Алимжанова в обычное — «некоронавирусное» — время проводит в школе весь день. Вместе с ребятами и коллегами она запускает и поддерживает самые разные проекты — например, запись аудиосказок для детей в партнерстве с «Радио ВОС», «Универсальный мобильный помощник» нижегородского центра «Камерата».
«У нас был достаточно интересный кулинарный проект. В том году нас пригласили в гости в ресторан ‘’Урюк’’ и предложили приготовить какое-нибудь блюдо. Раз в квартал мы к ним приезжаем, готовим, развиваем ребят. [Клуб-ресторан] ‘’Короли и капуста’’ — туда тоже ездили, нам проводили мастер-класс по готовке», — рассказывает Наталия Петровна.
По словам воспитателя, инициатива полезна и для ребят, которые учатся новому, и для сотрудников заведений: «В следующем году хотим развиваться дальше — искать какие-то кафе, другие места».
Наталия Петровна гордится и еще одним проектом — сотрудничеством с общеобразовательной школой № 1539, которая находится по соседству со школой-интернатом № 1. «Мы провели ‘’Урок доброты’’ во втором классе школы, а потом решили сотрудничать дальше — они к нам пришли на экскурсию всей ватагой, смотрели фрагменты мультфильма с тифлокомментированием, все это было в виде квеста. Потом следующее занятие проводилось опять у них», — делится специалист. Дружба «соседей» продолжает активно развиваться — например, ребята из группы трудовой реабилитации школы-интерната делали в мастерской подарки для зрячих ребят своими руками. «Второклашки к нам тоже приходили, дарили подарки на Новый год. Еще устраивали спортивный праздник: была их команда, наша команда. В итоге все неплохо очень получилось. Контакт налажен: идешь иногда по улице — ребята узнают, здороваются», — говорит воспитатель.
До того, как кинотеатры закрылись из-за коронавируса, ребята вместе с Наталией Петровной регулярно ходили в кино и в театр: «Когда идем в кино, используем приложение ‘’Тифломедиа’’. Что касается театра — я со своими ребятами стараюсь посетить все спектакли, что появляются».
С приходом пандемии, которая «посадила» всех по домам, общение с подопечными у Наталии Петровны, конечно же, не остановилось. Под руководством специалиста ребята дистанционно подготовили проект «Дети мира о детях войны», в котором на камеру прочитали стихотворения о Великой Отечественной и ее героях. «Были занятия, классные часы онлайн. Мы постоянно с ребятами на связи либо в вотсапе, либо просто по телефону», — рассказывает Наталия Петровна.
В школе-интернате устроили и онлайн-конкурс видео о самоизоляции, 10 «Б» — класс Наталии Петровны — занял второе место.
«Мне нравится работа с детьми, мне нравится видеть, как они растут, развиваются, социализируются. Всегда своим ребятам говорю: ‘’Очень важно получить знания — они пригодятся в жизни, в дальнейшей работе, в университете, — но, как говорится, по одежке встречают. Каким ты придешь? Насколько ты будешь коммуникабельным, социальным? Мы много ходим везде, много ездим. Вот, например, мы идем в магазин — и я стараюсь сделать, так чтобы ребенок по возможности проявил самостоятельность», — делится Наталия Петровна.
По словам специалиста, для нее очень важно воспитать людей, которые смогут жить без постоянной помощи зрячих окружающих: «Мы должны вырастить человека самостоятельного, чтобы он конкурировал со зрячими людьми не только в умственных способностях, но и вообще. Бывает, приходит человек после школы в институт — и с ним не общаются однокурсники. Люди часто винят зрячих: мол, я такой красивый, танцую, еще что-то делаю, а они меня не воспринимают. Мы же в школе всегда говорим ученикам о том, что причина — не только в зрячих, но и в них самих».
Воспитатель подчеркивает, что, по ее мнению, чтобы развивать инклюзию в обществе, важно работать не только со зрячими людьми (обеспечивать их информацией о людях с нарушением зрения). «И наших ребят надо учить, потому что, выйдя из этой среды, они попадают в другую — где тоже нужно себя проявить», — уверена специалист.
Тифлокомментарий: цветная фотография в круглой рамке на сиреневом фоне.
Мужчина с небольшой бородкой и светловолосая женщина средних лет стоят на фоне баннера. Они держатся за руки и улыбаются. На Наталье Беловой серое платье с длинным рукавом, перехваченное на талии серебристым фигурным ремнем, на шее — изящное колье. На ее плече висит небольшая бордовая сумочка на длинном ремешке. Михаил Фефелов одет в светлую водолазку, длинный коричневый пиджак, черные брюки.
Наталья Николаевна Белова
музыкальный педагог и преподаватель детской школы искусств имени Светланова, преподает вокал, сольфеджио, фортепиано, ведет школьный ансамбль «Праздник» вместе с мужем, Михаилом Алексеевичем Фефеловым
В школе-интернате № 1 всегда работал музыкальный кружок, где ребята занимались на фортепиано, пели в хоре и соло, играли в ансамбле. Два года назад детская школа искусств имени Светланова арендовала в учреждении зал и обустроила свой филиал — отделение «Равные возможности». Выпускники получают стандартный диплом школы искусств. Незрячая музыкальный педагог Наталья Николаевна Белова отмечает, что в группу общего музыкального развития (ОМР) могут поступить все желающие дети — в том числе ребята с различными особенностями развития. Самые талантливые ученики после пяти лет занятий продолжают обучение. Способные дети под руководством Натальи Николаевны и ее слабовидящего мужа Михаила Алексеевича также играют в ансамбле «Праздник», который существует уже более 12 лет и регулярно выступает на фестивалях.
Как и другие занятия, музыкальные уроки не остановились во время самоизоляции. А еще Наталья Николаевна, Михаил Алексеевич и их подопечные ребята записали два дистанционных концерта из серии «Пока все дома»: «Я хочу, чтобы не было больше войны» ко Дню Победы и «Настроение хорошее».
«Вынужденное сидение дома способствовало тому, что мы лучше разобрались в своих телефонах, скачали ‘’зумы’’ и стали работать с ютубом. У нас шли уроки как обычно, по расписанию. Потом мы собирали результаты работы — ребята присылали видео. Мы даже сдавали зачет. Два ребенка, которые собираются в Академию искусств поступать, окончили школу онлайн», — рассказывает Наталья Николаевна. По словам педагога, тех, у кого, например, не было дома фортепиано, оценивали по текущим баллам. Но дети в любом случае пели — и присылали свои видеозаписи преподавателям.
«Мы сделали хор — ‘’День победы’’. Я рассылала фонограммы, они пели в наушниках, я сводила все сама на компьютере. В записи — 15 человек», — делится Наталья Николаевна. Ребята участвовали также в онлайн-концертах Дианы Гурцкая и детской музыкальной школы имени Мусоргского.
По словам педагога, молодому зрячему коллеге, который только начинает работать с детьми с нарушением зрения, она бы порекомендовала в первую очередь не бояться, преодолеть внутренние барьеры, если они есть: «Важно позволять детям, если это вокалисты, например, себя трогать. Не бояться тактильного контакта. Важно ориентироваться на слух. Первое впечатление может быть — скажем, человек ноты не может разобрать, сообразить какие-то вещи, которые кажутся элементарными. Но он может поразить чем-то другим — чувством ритма, еще чем-то, что не сразу можно заметить. Да, кто-то, наоборот, быстро все делает, у кого-то абсолютный слух, кто-то прекрасно играет, но нужно давать детям возможность себя проявить — ведь все они разные. Всегда можно ожидать неожиданного от этих детей. Важно быть готовым удивляться».
Тифлокомментарий: цветная фотография в круглой рамке на сиреневом фоне. Портрет темноволосой женщины с асимметричной короткой стрижкой. Это Инна Демидова. У нее крупные правильные черты лица, большие карие глаза, тонкие брови. На губах женщины — яркая красная помада, в ушах — длинные серьги в форме ромбов.
Инна Евгеньевна Демидова
учитель географии, в сотрудничестве с издательством «Логос» участвует в создании географических карт
География — важный предмет для любого школьника, но особое значение он имеет для незрячих детей: успешное изучение этой дисциплины помогает им лучше представлять себе окружающее пространство. Чтобы ученики могли ориентироваться в карте, преподаватели выделяют на ней моря, полуострова. «Благодаря ориентирам ребята находят на карте и другие объекты — как правило, реки. Чтобы это происходило быстро и успешно, ребята должны представлять себе конфигурацию рек, поэтому мы отдельно занимаемся с их контурами, которые выполнены на отдельных карточках. По рекам потом мы находим города — и так далее. Работа с картой требует достаточно времени, продуманность», — рассказывает учитель географии Инна Евгеньевна Демидова.
Просто положить перед незрячим учеником карту, когда он только начинает ее изучать — даже если эта карта будет рельефной, — нельзя. «У зрячего человека карта часто бывает под рукой, у незрячего человека — нет. Поэтому незрячему человеку нужно просто запомнить карту, пока он ее изучает в школе», — отмечает специалист. Инна Дмитриевна не только преподает географию ученикам, но и работает над созданием тактильного материала для ребят: уже более 15 лет она сотрудничает с издательством «Логос» и вместе с коллегами разрабатывает физические, политические, тематические (например, описывающие определенные природные зоны) карты. «Логос» распространяет карты по всем российским школам для незрячих и слабовидящих ребят.
«Карта для незрячих людей представляет из себя рельефную пленку, на которой рельефными линиями изображены реки, горы. Рельефная пленка накладывается на плоскопечатную цветную карту — так, чтобы совместились реки и горы. В результате карту могут смотреть и незрячие дети (тактильно), и слабовидящие, потому что все объекты изображены крупно», — рассказывает Инна Евгеньевна.
По словам учителя, все знания о том, как преподавать географию незрячим детям, приходят с опытом. «Как преподнести тот или иной материал? Очень многое приходится продумывать. Надо много мастерить, вырезать, клеить, лепить. Своими знаниями я делюсь на страницах различных журналов, связанных с обучением детей, в том числе незрячих. У меня есть на школьном сайте блог, где я тоже писала статьи. Стараюсь оставить материал, где делюсь своими методическими находками», — говорит Инна Евгеньевна.
Дети должны не только запоминать карту как таковую, но и получать знания об образах территорий мира, природы стран, культуры народов. «Я стараюсь давать презентации. Если они посвящены природе, то в них будут голоса птиц, если народам — звуки народных инструментов: например, того, как аборигены играют на диджериду, жители Перу — на флейте сампони и так далее. Рассказываем, конечно, о культуре народов, создавая образ территории. Например, говоря о пустыне, я даю послушать звуки пустынного ветра самума, когда мы говорим о водопаде Виктория или Ниагарском водопаде — шум водопада. То есть, конечно, мы ориентируемся на разные органы чувств — в том числе и на остаточное зрение (поэтому презентации я делаю с видео, дети с остаточным зрением с интересом смотрят)», — делится Инна Евгеньевна.
Специалист показывает детям и разные модели — например, традиционных африканских жилищ, одежды перуанских женщин из шерсти ламы и так далее. Образ территории и понятия о климатических особенностях помогают создавать и стихи. Инна Евгеньевна говорит, что читает детям на уроках произведения Николая Гумилева.
Учитель подчеркивает, что в ее работе одна из главных вещей — индивидуальный подход к ребятам. «Незрячие ученики по-разному могут воспринимать окружающее пространство, обладать разной тактильной способностью, разными пространственными представлениями. Еще, конечно, важна любовь к детям. Мне очень хочется, чтобы когда окончат школу, они чувствовали, что обладают знаниями в полном объеме, действительно могли сказать: ‘’Мы знаем географию’’».
Тифлокомментарий: цветная фотография в круглой рамке на сиреневом фоне. Портрет Никиты Сатанина. Это молодой брюнет с высоким лбом и выразительными карими глазами. Правой рукой он приставил ко лбу торцом заготовку из дерева длиной около 20 сантиметров, похожую на рог единорога. На заднем плане видна мастерская со стенами, обшитыми деревом и резными деревянными полками.
Никита Сергеевич Сатанин
курирует группу трудовой реабилитации, в том числе в медиапространстве «Мастерской Брайля»
В школе-интернате работает группа трудовой реабилитации, которую посещают выпускники коррекционных классов (не только подростки, но и взрослые). Здесь уже нет общеобразовательных уроков, но есть занятия в «Мастерской Брайля», где создаются вещи из дерева, экосумки. Проходят и другие важные мероприятия: например, группа ходит по магазинам, чтобы учиться самостоятельно совершать покупки, посещает театры и музеи.
Стандартный день в группе трудовой реабилитации, по словам ее сотрудника Никиты Сергеевича Сатанина, выглядит так: «Утром мы переодеваемся и топаем в мастерскую, там проводим четыре урока. Ребята шлифуют заготовки, которые делает Владимир Борисович (наш гуру по деревообработке), я переворачиваю заготовки в тисках и одновременно доплетаю авоськи. Затем мы приходим в класс и до обеда делаем ручки для будущих экосумок. После обеда у ребят — занятия по интересам и целый спектр полезных предметов: кружки дополнительного образования, курсы оператора ЭВМ и радиоведущего, АФК, социально-бытовая реабилитация, ориентировка в пространстве, индивидуальные занятия и многое другое».
Никита Сергеевич подчеркивает, что в «Мастерской Брайля» всегда идет оживленный диалог между воспитателями и ребятами. «Мы иногда спорим, но всегда прислушиваемся друг к другу. Мы живые — и это здорово. В итоге получаются самые настоящие ‘’Продукты труда’’ — так, кстати, и будет называться наша новая линейка. В следующем году сделаем упор на коллаборациях с художниками и дизайнерами. Например, наши авоськи в скором времени отправятся в Питер к одной дизайнерше — и вернутся к нам уже в ином виде. О многом уже удалось договориться — в этом плюс карантина: изучаю интересных людей, веду переговоры, вдохновляюсь дизайном», — рассказывает специалист.
По словам Никиты Сергеевича, в прошлом учебном году в группе сделали упор на выездные мероприятия: «Мы ели мороженое на высоте 327 метров над землей в одной из вышек ‘’Москвы-сити’’, катались в упряжке, запряженной хаски, кулинарили пряники на мастер-классе в ‘’Музее пряника’’, были на различных экспириенсах от музея современного искусства ‘’Гараж’’... Почти каждую неделю, а иногда даже и два раза в неделю, посещали с экскурсией какой-нибудь государственный музей или смотрели инклюзивный спектакль, например. Даже фильм документальный смастерили, который охватывает всю нашу деятельность — и экскурсии в том числе. В этом году был сделан упор на городских и международных конкурсах, и мы стали первыми везде, где приняли участие. Развлечения и экскурсии, конечно, были, но в основном все культурные программы у нас прошли уже онлайн, на карантине».
После введения режима самоизоляции Никита Сергеевич и воспитатель второй половины дня ГТР Марина Сергеевна стали общаться с ребятами в скайпе. «Например, было занятие по общему введению в философию — это все потому, что я вдохновился своим преподавателем (оканчиваю МПГУ по специальности ‘’Педагог-психолог’’) и в итоге сделал два занятия на основе его лекций», — делится Никита Сергеевич.
Группа трудовой реабилитации дает воспитанникам базу для дальнейшего — уже самостоятельного — развития. Например, одна из подопечных Никиты Сатанина, незрячая девушка с особенностями ментального развития Даша, вместе со своей мамой Натальей делает шоколад на дому.
Все воспитатели и преподаватели школы-интерната № 1 — специалисты своего дела. Что еще их объединяет?
Читайте также:
Оставайтесь дома: реабилитация во время самоизоляции
Дорогу талантам: как работает отдел инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства
10 принципов сотрудников школы-интерната № 1
Воспитывать в учениках самостоятельность.
Использовать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Постоянно общаться с детьми, вести с ними разговоры на самые разные темы.
Следовать основным методическим принципам воспитания.
Делать упор на тактильность и слух при подаче учебного материала.
Быть готовыми удивляться, давать детям время на то, чтобы они проявили себя.
Не бояться тактильного контакта.
Быть мягкими, но помнить о границах и не «сюсюкаться» с учениками.
Быть терпеливыми.
Быть добрыми и искренне любить детей.