Московское центральное кольцо: доступен ли этот вид транспорта для людей с нарушением зрения

Тифлокомментарий: цветная фотография. На открытой платформе станции Московского центрального кольца стоит красный электропоезд с логотипом РЖД на носовой части. Его двери закрыты. Платформа оборудована широким навесом, ее основание выложено брусчаткой и тактильной плиткой. Граница опасной зоны вдоль платформы обозначена желтой полосой.

Московское центральное кольцо — часть большого транспортного каркаса столицы. Это одновременно легкое метро и городская электричка, где внешний облик и обслуживание территории — это РЖД, а в плане графика, внедрения в транспортную систему и тарифов — это метро. У незрячих людей есть возможность пользоваться службой сопровождения. Но удобен ли этот вид транспорта? Выяснял корреспондент нашего портала Павел Леонов.

Шесть моих сегодняшних собеседниц — Оксана Осадчая, Наталья Калачева, Ирина Юрик, Валентина Волокитина, Валентина Дубовицкая и Мария Пласкина. Они имеют разную степень зрения или полностью не видят, но объединяет их одно: они пользуются МЦК самостоятельно, как и всем транспортом.

Оксана Осадчая — единственная незрячая из опрошенных, но она может дать фору каждому в самостоятельности передвижения. Оксана уверенно ходит по городу сама и не только отказывается от службы сопровождения, но и от любой другой помощи.

Московским центральным кольцом и конкретно пересадкой с третьего диаметра на станцию «Андроновка» Оксана пользуется часто. Она регулярно перемещается в разные концы Москвы и области, имеет сформированное четкое мнение и о МЦК.

Общая картина по данному виду транспорта у Оксаны выглядит, по ее словам, так: «На „Спортивной“ смущает эстакада, не очень удобно пересаживаться из МЦК на метро, есть риск промахнуться без хороших тактильных ориентиров. На „Нижегородской“ все вполне хорошо, а вход в метро и в МЦК внизу, в подземке, это помогает, потому что ориентиры не зависят от погодных условий. Но я бы на метро и МЦК делала разные пищалки, иначе на узловых станциях непонятно, какой вход куда ведет. „Андроновка“ довольно понятная, быстро привыкла к пересадке там. И важно, что в МЦК, в отличие от МЦД, очень хорошая тактильная линия, как на вокзалах. А вот двери с кнопкой — это проблема».

И действительно, так называемый звуковой маячок, о котором я рассказывал в прошлых материалах, устанавливается и на вход МЦК. Если это единое пространство, но с разными входами, то ориентироваться незрячему человеку будет сложно.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Большая круглая кнопка на наружной створке двери электропоезда, оборудованная зеленым световым индикатором. Над кнопкой надпись: «Открыть двери».

Отдельно важный вопрос — про кнопки в вагонах «Ласточек». На МЦК почему-то придумали, что при входе и выходе нужно нажать на кнопку на дверях.

«Внутри помогает то, что в МЦК объявляют, платформа слева или справа, нужно внимательно отследить остановку поезда и нажимать кнопку, а вот снаружи никак. Если никого нет, а вечером часто так бывает, нужно успеть найти поезд, ощупать его, чтобы найти дверь с кнопкой, и потом нажать на нее, если поезд не уедет. Но если бы двери открывались автоматически или хотя бы через телефон (как у некоторых трамваев и автобусов в приложении „Говорящий город“), было бы проще», — сказала Оксана.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Большая зеленая круглая кнопка на внутренней створке двери поезда. Над кнопкой надпись: «Открыть двери».

Оксана также отмечает, что желтая тактильная плитка у края платформы имеет еще и нарисованные линии в месте посадки в поезд, они не тактильные.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крытый вестибюль с панорамным остеклением, выход со станции «Балтийская». Пассажиры поднимаются по эскалатору и длинной широкой лестнице с поручнями. Через высокие окна виден крытый мостовой переход.

С МЦК начался новый тренд: наземные пересадки. Мера эта оказалась вынужденной, поскольку кольцо было построено больше ста лет назад, а трассировка линий метро за годы истории стала совсем другой. Какие-то пересадки получаются, как в метро, в каких-то нужно пройти всего пару минут, но есть те, где от метро до станции МЦК — две остановки на наземном транспорте. Яркий пример такой пересадки — «Хорошево», «Хорошевская» и «Полежаевская».

«Я не пользуюсь такими пересадками, — сказала Оксана. — Один раз попробовала, поняла, что надо спрашивать людей. Это неудобно. Я ищу способ ехать так, чтобы таких пересадок не совершать».

И, конечно же, вопрос безопасности — важный, но сложный. К рамкам на входе в метро и других видах транспорта люди относятся по-разному. На МЦК досмотр вещей бывает чаще, чем в метро или на железной дороге. Правда, Оксана и другие мои собеседницы отмечают, что проблем с проходом у них не возникало.

Наталья Калачева имеет инвалидность по зрению третьей группы, но эта степень имеет свою особенность. Без очков ей смело можно ставить первую. И от этого есть свои интересные моменты в ориентировке. Первое, что Наталье бросилось в глаза, — навигация.

Об этом она упоминает, говоря о том, что ей помогает ориентироваться: «Мне помогают остатки зрения. Схемы станций, расположенные на столбах. Обозначения линий разными цветами. На табло указываются станции, куда едут поезда. Неудобно, когда табло со станциями находится высоко над головой».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Открытая островная платформа МЦК, расположенная между двумя путями. Слева на остановке стоит электропоезд. В центре платформы, на столбе, расположена цветная схема движения электричек с обозначением станций.

Вопрос навигации в целом Наталья разделяет на несколько моментов. Тактильная плитка и напольная навигация ей не помогают. Наталья уточняет, что есть риск быть сбитой в час пик, да и в целом — в толпе такие наклейки на полу не разглядеть.

«Вход найти легко. Открыть двери иногда бывает сложно. Нужно приложить определенные усилия. Трудности возникают у турникетов. Рядом с турникетами стоят работники МЦК и осуществляют досмотр с помощью специального устройства. Турникетов мало, работники перегораживают подход к ним. При большом потоке людей создается пробка», — пояснила она.

Если вопрос ориентировки в вагонах для Натальи не стоит, то история с наземными пересадками ей также затруднительна.

«Переходами МЦК/метро пользуюсь крайне редко. Стараюсь пользоваться подземными переходами, например, „Площадь Гагарина“ — „Ленинский проспект“. В замкнутом пространстве ориентируюсь лучше, чем на открытой местности. В переходах больше опознавательных знаков и есть работники метро, которые помогут сориентироваться. На улице прохожие часто показывают места, на которые надо ориентироваться (дом, за который нужно повернуть, или перекресток, который надо перейти), чтобы добраться до МЦК или станции метро. И приходиться кивать, что вижу куда идти, а на самом деле дальше 15 метров уже не вижу».

Наталья знает о службе сопровождения, которая может помочь в том числе на конкретных переходах, но на мой вопрос, хочет ли она попробовать ей воспользоваться, она отшучивается: больше любит сама водить кого-нибудь, нежели просить помощи.

В конце Наталья обратила мое внимание на важные плюсы и минусы МЦК. Плюс: возможность размещать велосипеды и крепить их во втором и в четвертом вагонах, а минус — узкие эскалаторы, что вызывает неудобство, особенно зимой.

Все мои собеседницы, кроме Оксаны, сотрудницы контакт-центра «Теплый контакт» на Шелепихе. Они пользуются МЦК вынужденно — из-за закрытия метро. Валентина Волокитина и Ирина Юрик неплохо ориентируются, они сумели выучить свои маршруты, и им не нужно пользоваться МЦК никогда, кроме поездок на работу. У Валентины не было дополнений и комментариев к ранее сказанному, а Ирина нашла один существенный минус: «Единственное, что я бы отметила, — увеличенные интервалы поездов МЦК после 20:00».

Валентина Дубовицкая — слабовидящая девушка, которая активно пользуется транспортом без помощи трости и сопровождения. При этом трудности в перемещении у нее все же присутствуют. Основная ее точка старта — пересадочный узел «Нижегородская». До него Валентина доезжает на автобусе. Этот узел достаточно крупный, может запутаться даже хорошо видящий человек.

«Если рассматривать вход сразу в МЦК, то главный ориентир — толпа, идущая с автобуса (если она есть), так как площадь там большая. Если рассматривать вход, к которому подъезжает большинство автобусов (вход в переход, в котором можно много куда пойти), надо знать, что где находится. Например, чтобы попасть к МЦК, от входа надо немного завернуть и, ориентируясь на вестибюль большой кольцевой линии, обойти его и попасть к дверям входа в МЦК», — сказала Валентина.

Она указала на еще одну проблему, связанную с ориентировкой на самих станциях, — это расставленные по середине платформы лавочки и урны, которые местами не видно, их очень сложно обходить.

Последняя моя собеседница — Мария Пласкина. Она довольно часто передвигается по МЦК и, как слабовидящий пассажир, указала на множество как положительных, так и отрицательных моментов.

«В основном я передвигаюсь по памяти в знакомых местах. Обращаю внимание на информационную навигацию. С моим зрением она висит высоко во многих местах, особенно на „Андроновке“, которой я часто пользуюсь. А вот, например, „Хорошево“. Там как раз мне нравится, как висит навигация, мне понятно, куда ехать», — сказала она.

Мария добавила: «Мне удобно, когда есть напольная навигация на станциях, где посадка и высадка из вагона». Но при этом она подчеркнула, что ей не хватает напольной навигации как в метро, когда видно, на какую линию можно пересесть.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Край железнодорожной платформы выложен тактильной плиткой и брусчаткой с напольной навигацией. Место посадки и высадки из вагона обозначено желтыми стрелками и линиями открытия дверей.

Еще Мария отметила: преимущество у МЦК в скорости передвижения и четкости расписания. «В МЦК можно посмотреть, когда придет поезд, рассчитать время и четко добраться до нужного места», — сказала она.

Любой вид городского транспорта несовершенен. Будут ли обновления у МЦК? Посмотрим. Нужны ли они? Судя по ответам, где-то — да, идеальным нельзя сделать ни один транспорт, хотя к этому стоит стремиться.