Корреспондент портала Павел Леонов в своей колонке рассказывает о доступности городской среды. В этом материале он рассуждает о помощи московского Центра обеспечения мобильности пассажиров.
В Москве в 2013 году появился Центр обеспечения мобильности пассажиров — его сотрудники помогают жителям города и туристам ориентироваться в системе транспорта, оказывают поддержку во время плановых закрытий участков метро, решают многие другие вопросы. Но в мире незрячих людей Центр известен под названием «служба сопровождения».
Все чаще можно услышать в разговорах между незрячими людьми фразу: «Я себе сопровождение заказал». А ведь еще относительно недавно многие из нас добирались до тех или других мест своими силами — и во многих городах России до сих пор так и приходится делать.
С появлением «Службы сопровождения» число самостоятельно передвигающихся людей в метро, кажется, резко сократилось. Хорошо это или плохо? Давайте разбираться.
Недавно я разговаривал с одной из близких знакомых. Она сказала, что уверена: служба — условный гарант безопасности для любого незрячего человека, при этом не важно, насколько тот реабилитирован.
Мое же мнение разительно отличается от приведенного, и лично я никогда не пользовался данной службой, понимая, что есть люди, кому она нужнее. А истина, как всегда, где-то посередине.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Подземный переход. По длинной широкой лестнице к станции Московского метро спускаются пассажиры в демисезонной одежде. По переходу идет пара молодых людей: юноша в очках держит под руку девушку в форме сотрудника Службы сопровождения, белой тростью изучает дорогу перед собой.
Пять моих сегодняшних собеседниц по-разному смотрят на службу и ее функции.
Лидия Галимова — пенсионерка и имеет небольшое остаточное зрение. По ее словам, ей трудно передвигаться по городу самой, особенно в незнакомых местах.
Женщина активно учится на компьютерных курсах в КСРК ВОС и часто ездит именно туда. Лидия знает о перечне учреждений, до которых провожает служба, и добавляет: «В основном я езжу по тем учреждениям, куда доводит служба. Мне трудно ориентироваться. Часто езжу в гости. Вообще, хорошо, когда можно уехать со своей станции метро в нужное тебе место».
И тут первое важное правило: служба заказывается заранее, минимум за сутки. Необходимо указать время прибытия на точку.
«Конечно, неудобно то, что заранее надо указать время обратного пути. Рассчитать его при посещении различных учреждений, не зная, сколько времени понадобится на решение вопроса, почти невозможно. Так же и при посещении друзей — как можно заранее знать, сколько времени продлится встреча? Но другого варианта у нас нет, насколько я знаю», — комментирует Лидия.
В целом женщина довольна службой и часто ей пользуется.
«Пожелания есть, но насколько они выполнимы? — говорит она. — Конечно, идеально было бы, если бы можно было заказывать сопровождение на обратном пути по ситуации, а не заранее. Наверное, это вряд ли возможно, но хотелось бы, чтобы служба сопровождения провожала до тех учреждений, которых нет в их перечне, хотя бы до медицинских учреждений и многофункциональных центров, не говоря уже о простых городских поликлиниках, филиалы которых сейчас разбросаны по всему городу. И последнее пожелание — если бы в городе была отдельная служба сопровождения по улицам, тогда, возможно, сотрудники метрополитена не были бы загружены дополнительно. Пусть была бы хотя бы платная помощь в сопровождении по улицам, так как на волонтеров не всегда можно рассчитывать, что откликнутся».
Следующая моя собеседница — Джамиля Смакова. Джамиля — незрячая активистка и волонтер. Девушка отметила: «Со службой, конечно, проще. Я почти не вижу, разве что силуэты левым глазом, и для меня надписи и указатели — что есть они, что их нет. Без службы приходится ловить прохожих, а они бегут, утыкаясь в телефоны, и так и норовят залезть тебе под трость».
Девушка огорчена и тем, что список объектов, до которых разработаны маршруты ЦОМП, не такой обширный, как хотелось бы. «Я бы очень хотела пойти в какой-нибудь театр», — говорит она.
В словах Джамили есть правда. Список культурных учреждений не такой большой, и, например, театр на моей личной памяти в этом смысле доступен только один. На своем опыте знаю, что кинотеатр «Октябрь», организовавший фестиваль «Глубина резкости», не имеет разработанного маршрута, и центр мотивирует это тем, что организовывать такие маршруты на разовые походы нерентабельно. А людям, как показывают мои беседы, нужны ситуативные возможности и безопасность.
Джамиля также считает минусом привязанность ко времени, однако добавляет: «Я, если понимаю, что по пути обратно задержусь, отменяю заявку и вызываю такси», — рассказывает девушка. При этом Джамиля не любит передвигаться в транспорте сама, и из-за этого ее передвижение по городу зависит исключительно от помощи.
Еще одним правилом взаимодействия со службой является одностороннее взаимодействие с инспектором. Можно заказать кого-то из них на поездку, но твой заказ подтверждает оператор личным звонком — и никак иначе.
«Я бы хотела, чтобы была возможность взаимодействия с инспектором напрямую, — говорит Джамиля. — Всегда лучше найти друг друга именно по звонку. А еще хочется, чтобы увеличили время ожидания пассажира, 10 минут — это мало. Бывают разные ситуации, когда не получается приехать к назначенному времени».
Следующая моя собеседница — Анастасия Аксенова. Девушка трудится в местной организации ВОС «Дорогомилово», поет и ведет активную жизнь. Сама Анастасия родом из Челябинска, училась в Курске, а последние четыре года живет в подмосковном Наро-Фоминске.
«Я, конечно, пользовалась метро в Екатеринбурге, в целом передвигаюсь сама, но метро, тем менее, немного побаиваюсь», — признается девушка. Анастасия говорит, что может передвигаться сама, если необходимо, но, узнав от друга о возможности сопровождения, решила начать ею пользоваться: «Это вполне удобно, разве что в последнее время из-за смены штата операторов стали возникать сложности с заказами».
Анастасия передвигается и сама, и с сопровождением. «Я в принципе могу сделать все сама и чаще всего не хочу зависеть от времени и привязываться к условиям службы. Просто сама я передвигаюсь медленнее, да и — нет-нет, — а страх платформ дает о себе знать. И потом, я часто езжу с концертными платьями, их нельзя мять, поэтому служба здесь очень кстати», — подчеркивает девушка.
Может ли служба и правда быть гарантом безопасности незрячего человека? В жизни Анастасии был неудачный опыт: слишком уж заботливая дама решила помочь, несмотря на все попытки девушки отказаться. Итог оказался травмоопасным. Анастасия застряла между перроном и электричкой.
«Сейчас я отношусь к этому спокойно. Проработала этот момент, — говорит девушка. — Но первое время после этой истории было жутко».
Тифлокомментарий: цветная фотография. На платформе станции Московского метро стоят пассажиры в ожидании электропоезда. На переднем плане — женщина в светлом пальто с расфокусированным взглядом держит под руку сотрудника Службы сопровождения. Это девушка плотного телосложения с длинными темными волосами в расстегнутой красно- желтой куртке.
Анастасия согласна с тем, что заказывать заранее поездки на определенное время не всегда бывает удобно. Кроме того, она поделилась такой историей: «Я подходила к метро и встала на светофоре. Опаздывала [на встречу с сотрудником ЦОМП] я минуты на три. А в службе меня уже потеряли, спрашивали, где я».
При этом Анастасия — единственная участница моего опроса, которая неопределенно отнеслась к вопросу улучшения службы. Девушка отметила в пожеланиях разве что увеличение штата сотрудников.
Какие еще могут ситуации могут возникать во время взаимодействия со службой?
Лучше всего дать слово моей следующей собеседнице: Олесе Сорокиной.
Девушка активно занимается вокалом, работала в колл-центре, сейчас трудится в «Музее темноты» в торговом центре «Ривьера» на Автозаводской. Это место, казалось бы, может считаться социально-значимым для службы объектом. Однако это торговый центр, и сюда сопровождение заказать не получится.
«Наши коллеги на Арбате имеют разработанный маршрут, а мы вот — нет», — поясняет девушка. При этом для нее это не является проблемой. «Где нужно, я могу доехать и сама», — говорит Олеся.
При этом девушка все же уверена, что служба сопровождения может сделать поездку быстрее и комфортнее. Ездит она по городу часто, и не только в места мира незрячих, а в том числе в в места отдыха: клубы и бары.
«Хочешь поехать с трудностями — можешь поехать и один, а для комфорта лучше ездить со службой. Особенно удобно ездить так на вокзалы и в аэропорты», — говорит Олеся.
Но вопрос привязки ко времени по-прежнему не покидает наше обсуждение, и Олеся дает новую пищу для размышлений. Помимо уже привычного времени ожидания на заявке, которое теперь стало фиксированным, девушка отмечает следующее: «Бывает такое, что тебе нужно уехать в одно время, скажем, в 20:00, а служба может только в 19:30, в 21:00 и даже 22:00. А если даже инспектор приезжает вовремя, ты не можешь спокойно собраться и что-то сделать перед выходом, потому что тебя подгоняют. Мне бы очень хотелось проработать именно этот момент», — завершает Олеся, говоря о службе мечты.
А что думает моя последняя собеседница, Елена Ипатьева? Девушка живет в Москве всего год, хотя родилась в Подмосковье. Елена поделилась крайне интересной историей: «Инспекторы службы очень отзывчивые и интересные люди, именно от них я узнала, что в одном салоне в центре Москвы требуется массажист. Так я и попала на работу».
Елена, как правило, пользуется службой при поездках на работу и на вокзал, а на близкие расстояния передвигается с собакой-проводником: «Моей собаке по кличке Пронто 14 с половиной лет, и я уже хожу с ней чисто куда-то рядом. Пока не думаю о новой собаке, но если получу, то буду ездить с ней по полной и изучать Москву».
При этом Елена, как она сама говорит, больше уважает привязку службы ко времени и, наоборот, считает, что правила дисциплинируют. Единственное, что хотелось бы девушке — сопровождения от метро прямо до дома.
Появится ли такая возможность в будущем?
Зададимся этим вопросом и поставим многоточие.
Когда-то служба провожала людей только от станции отправления до станции назначения и работала с 8:00 до 20:00. Затем прибавились разработанные маршруты до социально-значимых в мире ВОС и объектов культуры. Дальше система только развивалась.
Служба уже стала круглосуточной, стала возить в том числе на наземном транспорте, и даже (в случаях низкой и средней загруженности) дает возможность заказать инспектора день в день.
Сервис развивается, спрос растет, и, возможно, нас ждут новые обновления. Стоит ли пользоваться услугой? Решать вам.
«Я не вижу названий улиц, номеров транспорта, хожу по городу с тросточкой», — говорит о себе Лидия.