В цикле статей под общим названием «Энциклопедия развития незрячего ребенка от рождения до семилетнего возраста» мы попробуем рассмотреть каждый период взросления незрячего ребенка с дефектологом и тифлопедагогом Юлией Николаевной Яшиной.
Первую часть этого материала можно прочитать по ссылке.
Сегодня я хотела бы рассказать о прикорме, а точнее, самоприкорме и речевом развитии.
Ребенок рождается на свет с огромным количеством вкусовых рецепторов во рту, помогающих различать текстуру, форму, температуру, вкус пищи и направлять процессы жевания и глотания. Их гораздо больше, чем у мамы, и они расположены у ребенка по всей ротовой полости, а не только на языке.
Первый раз ребенок узнает, что такое вкус, когда крошечное количество околоплодных вод попадет ему в рот. Ребенок чувствует вкус всего, что ест мама. А потом он продолжает распознавать вкусы ее еды в грудном молоке.
Ребенок даже может предпочитать мамино молоко со вкусом конкретных продуктов, если их вкус ощущается явно.
Вот так — иногда мы живем и не знаем, что своей безусловной любовью к каким-то продуктам обязаны своей маме. Может быть, именно с ее молоком мы привыкли к нему и полюбили его!
Для незрячего ребенка прикорм начинается с расширения его сенсорных восприятий. Основная задача родителей — давать ребенку возможность дотрагиваться до разных предметов и поверхностей, оставаясь аккуратными и внимательными к коммуникативным сигналам, которые малыш подает: отказ, просьба, предпочтения.
Сначала ребенок будет резко отдергивать ручки, но затем, с наиболее понравившимися предметами, начнет взаимодействовать — дотрагиваться, сжимать и разжимать пальцы, ощущая, насколько предмет мягкий или жесткий, мокрый или пушистый, теплый или шершавый. Дальше малыш захочет подтвердить свои ощущения — и потянет изучаемый предмет в рот, станет исследовать орально, подтверждая свои тактильные исследования и изучая его новые качества: вкус, запах.
Ребенок начнет узнавать, что предметы могут быть разными по текстуре, фактуре, запаху, вкусу — с ними интересно знакомиться. Это первый шаг к самоприкорму: брать, удерживать и изучать. В дальнейшем это очень поможет незрячему малышу.
Самоприкорм — это еда, которую едят мама и папа, но виде кусочков длиной в палец, нарезанных для ребенка. Такая еда не несет никакой «пищевой нагрузки», ее можно давать между основными кормлениями, нужна она только для знакомства малыша с миром вкусов, температур и текстур.
Как понять, что ребенок готов к самоприкорму?
-
Он достиг возраста
6-7 месяцев -
Он научился самостоятельно сидеть
-
Он активно изучает предметы орально
- У него пропал выталкивающий рефлекс языка
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный план. В детской кроватке с одеяльцами и мягким бортиком лежит новорожденный ребенок, одетый в светлую фланелевую распашонку. Женская рука осторожно держит малыша за пальчики.
Режим питания ребенка в этом возрасте —
-
молоко или смесь (основной рацион),
-
кашу и творог,
-
«взрослую» еду в промежутках между приемами пищи.
Миф о том, что ребенок остается голодным, когда мы начинаем ввод самоприкорма, разрушается.
Во время еды положение ребенка должно быть максимально вертикальным, таз плотно прижат к спинке стула. Ноги стоят на подножке или на полу в обуви. Корпус ребенка не должен излишне наклоняться вперед, вправо, влево или назад.
Удобное положение для глотания, а позже и для управления ложкой — когда ребенок чуть наклоняется вперед во время еды, а не запрокидывает корпус назад, так как это затрудняет глотание, он может подавиться.
Локти лежат на столе, и ребенок может самостоятельно и свободно действовать руками.
Возможны другие варианты приема пищи ребенком:
- на руках у взрослого (на начальном этапе),
- за детским столом на детском стуле.
Важно помнить:
-
Знакомясь с едой, нарезанной кусочками, ребенок не должен быть голоден. Его задача не есть, а исследовать.
-
Все, что есть на столе, можно пробовать.
-
Кусочки пищи должны быть достаточно мягкими, чтобы вы могли их раздавить пальцами.
-
Ребенок сам решает, что и сколько из предложенной еды он поест, помусолит, проглотит или выплюнет.
-
Ребенок ест в своем темпе.
-
Неважно, выросли у ребенка зубки или нет: он обрабатывает пищу деснами, которые уже достаточно твердые.
-
Вводить новые продукты следует по одному за раз — важно также следить за реакцией организма.
-
Есть исключения: мы не даем ребенку мед, сахар, соль, коровье молоко, промышленные полуфабрикаты (сосиски, пельмени и так далее).
-
Ребенок должен слышать, как вы сами едите. Ему интересно делать то, что делаете вы.
-
Ребенку нужно привыкать, что есть следует на кухне или в столовой.
Действуйте постепенно, предлагайте малышу кусочки пищи, которую едите сами, и следите за его реакцией. Это могут быть кусочки яблока, помидора, огурца, авокадо, картофеля, моркови, киви, сыра, куриного филе, а также фасоленки, макароны, брокколи, яйцо (перепелиное — разрезанное пополам), малина.
Обратите внимание: если малыш подавился и при этом кашляет или выталкивает языком еду изо рта — это не значит, что он не может есть твердую пищу. Это защитный рефлекс организма. Рвотный рефлекс срабатывает у ребенка в возрасте до 6 месяцев при соприкосновении середины языка с твердой пищей. После 6 месяцев рвотный рефлекс срабатывает уже при соприкосновении твердой пищи лишь с корнем языка, то есть точка включения рефлекса отодвигается глубже к горлу.
Такая природная защита нужна для того, чтобы ребенок мог спокойно манипулировать твердой пищей во рту и не давиться. С другой стороны, оперирование твердой пищей способствует тому, что точка рвотного рефлекса отодвигается.
Не пугайтесь — и в следующий раз просто дайте ребенку более мягкий кусочек пищи, если на продукте есть кожура, ее можно очистить. Пока возраст ребенка — от 7 до 14 месяцев, можно постепенно формировать у него жевательный навык.
Помните, при введении твердой пищи важна техника безопасности:
-
Ребенок должен сидеть на стульчике прямо, не заваливаясь назад или в сторону.
-
Ребенок не должен оставаться один.
-
Никаких округлых форм: помидоры черри разрезаем, орешки дробим и так далее.
-
Если ребенок начал давиться, не паникуем и даем ему самому откашляться.
Умение есть — одна из первых жизненных компетенций, которую приобретает человек. Кроме того, навык приема пищи является базой для развития речи.
В процессе глотания и жевания малыш использует те же 70 мускулов, что и при речевом акте. Если артикуляционный аппарат получает недостаточное количество сенсорных стимулов (разнообразная консистенция пищи, разница температур, разные вкусы), это затрудняет развитие речи.
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Молодая мама склонилась над новорожденным ребенком. Она держит малыша под спинку и голову, смотрит на него, чуть улыбается. Ее длинные светлые волосы чуть касаются младенца. Глаза ребенка закрыты, он прижимает к себе ручки.
Малыш в этом возрасте интересуется и предметами, производящими звук. Он слышит звуки достаточно хорошо, чтобы различать детали, понимает многое из того, что говорят родители, ясно различает интонацию удовольствия и недовольства.
Ребенок еще не умеет выражать свои желания словами, но уже многократно, громко и отчетливо произносит разные слоги (активный интонационный лепет), экспериментирует, изучает. У малыша появляется потребность подражать слову взрослого. Это может быть подражание любых видов, с любыми сочетаниями звуков и слогов. Взрослым не стоит ничего корректировать. Куда важнее максимально развивать желание ребенка повторять за взрослым, подражать ему.
Привлечь внимание ребенка можно с помощью коротких и ритмичных потешек (детских стишков). Проигрывайте потешки, активизируйте речевые реакции. Можно использовать любые понравившиеся песенки и потешки, например:
Утро начинается
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Игры-потешки со словами побуждения
Три-та-тушки! Три-та-тушки!
Едет Ваня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!
Колыбельная
Розовый животик мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком, забулькал ручеечком.
Ах, животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок. Улыбается ребенок.
С потешками малыш в спокойном и комфортном ритме учится говорить первые слова, выполняет разученные действия и движения.
ВАЖНО
Каждый случай индивидуален, и каждый ребенок развивается в собственном темпе. У незрячих детей одного возраста этот темп может быть очень разным.
Темп развития ребенка зависит от многих факторов, как средовых, так и вынужденных физических, например, связанных с медицинскими рекомендациями. Посоветуйтесь с врачом, специалистом, которому вы доверяете.
В статье использовался не только личный опыт, но и доступная отечественная и зарубежная литература по этой теме.
В следующей статье я расскажу про формирование навыка самостоятельного приема пищи у детей от года до трех лет «Стакан-тарелка-ложка». Если у вас возникли вопросы, напишите в редакцию, и с удовольствием на них отвечу.
Игрушки-грызунки бывают разные: силиконовые, текстильные, деревянные, пластмассовые. С их помощью ребенок развивает мелкую моторику (хватательный рефлекс), сенсорные ощущения, артикуляционный аппарат (язык становится более подвижным, укрепляются десна).