Энциклопедия развития незрячего ребенка: от одного до шести месяцев. «Все на ощупь»

Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Молодая мама бережно держит перед собой новорожденного ребенка. Ее длинные волосы распущены. Малыш закрыл глаза, прижал к себе ручки.

Когда в семье появляется незрячий ребенок, многие начинают бить тревогу, прибегать ко множеству разноплановых методик, пытаться решить все возникающие проблемы одним махом. Практика показывает, что ничему не надо следовать точно и педантично. Не бывает однозначных ответов сразу на все вопросы. Процесс познания мира начинается в утробе матери и длится всю жизнь. Все индивидуальные особенности и факторы, приостанавливающие развитие ребенка, описать невозможно. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее.

В цикле статей под общим названием «Энциклопедия развития незрячего ребенка от рождения до семилетнего возраста» мы попробуем рассмотреть каждый период взросления незрячего ребенка с дефектологом и тифлопедагогом Яшиной Юлией Николаевной.

Я часто слышу от родителей новорожденных детей с тяжелыми нарушениями зрения: «Наша жизнь полностью изменилась, она стала совсем не такой, какой была прежде. Мы не знаем, что делать? Как развивать незрячего ребенка?»

Мне хочется сказать: «Вы не одни!» В большинстве российских регионов есть центры ранней помощи. Ранняя помощь поддерживает ребенка и его семью, обеспечивает развитие малыша, улучшает навыки повседневной жизни и обучает семью в критически важные первые годы жизни.

Сотрудники таких служб и центров не волшебники, но могут подсказать, как ребенку будет удобно есть, как лучше оборудовать его спальное место, как уменьшить риск вторичных осложнений, как привлечь его внимание или как помочь ему эмоционально включаться и социализироваться.

Сегодня я хотела бы рассказать о периоде развития незрячего ребенка от одного до шести месяцев, который называется «Все на ощупь». Приведу один пример из сферы исследования развития двигательной активности.

Когда ребенок находится в утробе у матери, природа заботится о развитии сенсорных систем. Пример: маме пришлось много лежать во время беременности, скорее всего, у ребенка будет потребность добрать необходимую вестибулярную стимуляцию уже после своего рождения. Он будет добирать ее разными способами, например, засыпать с укачиванием. Ему нужно будет большее количество раз перевернуться, чтобы запомнить алгоритм действий.

Специалист, проанализировав историю развития ребенка, подберет комплекс упражнений для развития вестибулярных ощущений.

ВАЖНО!

Во время беременности маме необходимо больше ходить, садиться, вставать, ложиться, переворачиваться, чтобы ребенок чувствовал раскачивания, сам переворачивался, шевелился, все это в дальнейшем даст ему возможность чувствовать себя уверенно в своем теле.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Новорожденный малыш, словно в коконе, лежит в крепких мужских руках. Он подтянул к себе крохотные ручки, сжал пальчики. Мужчина осторожно придерживает голову ребенка, обхватывает ее снизу ладонью.

Первый месяц

ДВИЖЕНИЕ.

Первые несколько месяцев малыш совершает много движений, на первый взгляд случайных и бессистемных, которые затем становятся хорошо организованными.

Лежа на спине, младенец будто бы в игре вытягивает руки и ноги, а лежа на животе — пытается ползти. Эти движения возможны, поскольку мышечные, суставные и вестибулярные ощущения активизируют его нервную систему, командующую телу двигаться.

Положение на спине — самое надежное положение, из которого ребенок может проявлять активность. На твердой и не пружинящей поверхности (одеяло на полу, коврик из полиэтилена или латексный матрас) ребенку легче всего тренироваться находиться и поддерживать равновесие. Таким образом он учится двигать руками и ногами в воздухе, не заваливаясь на бок. Как только движения станут уверенными в положении на спине, он будет пытаться повернуться на бок.

Ниже предлагаю четыре безопасных и приятных для ребенка позы при положении лежа на животе:

  • лягте на спину и положите малыша к себе на грудь, ваше дыхание, голос привлечет его внимание, он будет стараться поднять голову. Ваше тело и ваши поддерживающие руки обеспечат ребенку комфорт;

  • сядьте на край стула или дивана, положите малыша на живот к себе на колени, свесив его ножки и ручки. Он будет чувствовать себя очень расслабленно и сможет удерживать голову приподнимая;

  • носите ребенка, положив его животиком к себе на руку, свесив ручки и ножки;

  • если переворачиваете ребенка на живот на плоской поверхности, положите ему под грудь небольшой валик из полотенца или пеленки, он поможет ему опираться на ручки и не даст сильно скукоживаться.

Начинать лежать на животике нужно с 2-3 минут 3-4 раза в день.

Помогите ребенку во время этой трудной тренировки: пойте ему песенки, производите разные звуки. Помните: необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в это время.

ОСЯЗАНИЕ.

Малыш уже может трактовать некоторые ощущения своего тела, отвечая на них рефлекторными движениями. Дотроньтесь до его щеки, тогда он с большой вероятностью повернет голову в сторону вашей руки. Этот рефлекс природа заложила в нас, чтобы помочь малышу найти еду.

Очень важно отметить: ребенок не в состоянии определить точно, где именно его коснулись, так как мозг еще не отличает одно место на теле от другого. Тактильные ощущения очень важны как источник эмоционального насыщения. Физический контакт матери и ребенка крайне ценен для формирования взаимосвязи и развития малыша, особенно с нарушением зрения.

Ближе к трем неделям со стороны малыша появляются ответные реакции, например: на ласковый голос, поглаживание, похлопывание новорожденный начинает потихоньку осознанно улыбаться.

Приведу пример простого игрового упражнения на стимуляцию хватательного и ладонно-ротового рефлексов.

Малыш лежит на спине. Вкладываем свои большие пальцы в ладошки ребенка, остальными пальцами поглаживаем тыльную поверхность его кистей. Наблюдаем, чтобы большой палец был противопоставлен остальным и обхватил ваш большой палец. В дальнейшем можно вложить погремушку, грызунок, колечко от пирамидки, активизируя хватательный рефлекс легким прикосновением к ладошке и отбирая игрушку, развивая силу кистей рук.

СЛУХ.

Месячный малыш реагирует на человеческий голос, звук погремушки или колокольчика, но не в состоянии пока понять значение звуков. Он улыбается. Простая реакция на звук — это фундамент в развитии речи. Интерес к человеческому голосу у ребенка врожденный. Для поддержания и развития этого интереса, говорите с ним четким и выразительным голосом, меняйте интонацию и тембр.

Малыш делит внешние раздражители на две группы:

Приятные

  • запах молока;

  • покачивание;

  • поглаживание.

Неприятные

  • громкие звуки;

  • чужие запахи;

  • резкая смена положения

ОБОНЯНИЕ.

У малыша оно очень тонкое, хорошо развито. Ребенок узнает маму по запаху, так как он играет существенную роль в первый месяц жизни.

Наиболее заметный прогресс наблюдается в эмоциональном развитии: ребенок уже плачет и смеется. Потихоньку малыш учится запоминать какие-то детали собственной жизни и будет радоваться встрече со знакомым предметом (плед, игрушка), звуком (слух: первые реакции очень простые — вздрагивание, плач), запахом (грудного молока). Это же относится к взаимодействию с людьми: сначала большая часть малышей радуется общению с любым человеком, но со временем учится радоваться появлению именно близкого человека, ухаживающего за ним ежедневно, контакт становится избирательней.

Игровое упражнение:

  • ребенок лежит на спине, поднесите ручки малыша к своему рту, подуйте на них, поцелуйте, потрите друг о дружку;

  • пощелкайте язычком перед тем, как подуть на них;

  • возьмите ручки ребенка в свои руки и подвигайте их вверх и вниз, навстречу одна другой, постучите ими слегка друг о дружку и разведите в стороны;

  • привяжите колокольчик на запястье руки ребенка. Подвигайте этой рукой, чтобы колокольчик зазвенел и ребенок прислушался. Затем возьмите вторую руку ребенка и дотроньтесь до колокольчика на другой руке.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Из белого пушистого полотенца, чуть соприкасаясь пятками, выглядывают две крошечные ступни новорожденного малыша.

Второй и третий месяцы

ДВИЖЕНИЕ.

Двигательные навыки:

  • более крепкими становятся мышцы шеи, поэтому в вертикальном положении, находясь на руках у взрослого, ребенок удерживает голову не менее 30 секунд;

  • поворачивается со спины на бок;

  • лежа и в вертикальном положении может отталкиваться ногами.

Лежа на животе, малыш опирается на предплечья, уверенно, высоко удерживает голову на средней линии в течение минуты.

Лежа на спине, поднимает руки вверх, сводит по средней линии, тянет в рот.

Движение рук разнообразны. Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью или расположенные вокруг ребенка на расстоянии вытянутой руки.

Хватание. Пальцы трехмесячного малыша обычно разжаты. Он тянется за предметами, трогает людей, но не может сделать этого как следует из-за отсутствия координации. Хватая что-нибудь, ребенок не использует большой и указательный пальцы, а удерживает предметы тремя другими пальцами и ладонью.

Игровое упражнение:

«Мануфактура».

Трехмесячный малыш сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ленты, отрезы тканей. Подберите кусочки тканей, в том числе шарфики, платочки, кусочки меха, плащевки и т. д. Возьмите один из них и погладьте им тыльную поверхность правой ручки от локтя до пальчиков. Посмотрите реакцию малыша, если ему не понравилось, отложите этот кусочек. Поглаживая ручку, дойдите до основания большого пальца, до кончиков пальцев, когда малыш будет сжимать и разжимать ладонь, чтобы схватить кусочек, можно сказать слова побуждения: «Ой, ой, ой! Молодец!»

СЛУХ.

В этом возрасте малыш быстро и безошибочно находит источник звука, особенно если это голос взрослого. Ребенок сначала притихает, затормаживает движения, прислушивается и реагирует (смеется или возмущается).

Игровое упражнение:

Малыш лежит на спине на ровной твердой поверхности. Возьмите бумагу для запекания или шуршащий целлофан, бубенчик (металлический, большой). Сначала пошуршите тихонько с правой стороны от малыша, посмотрите на его реакцию. Возьмите его ручку и дотроньтесь до бумаги, научите шуршать. Следите, чтобы он не взял ее в рот. Затем звените бубенчиком (погремушкой), скажите: «Вот какой у нас бубенчик, динь-динь». Вложите в руку бубенчик, научите звенеть. Игра развивает не только слух, но и мышцы рук, занимайтесь с малышом два раза в день.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

В три месяца ребенок учится привлекать к себе внимание: улыбкой, плачем, движением тела. Это первые попытки общения, попытки воздействия на других.

Игровое упражнение:

«Раз, два, три, лети!»

Лягте на кровать на спину и положите малыша себе на живот. Голова взрослого должна находиться на подушке. Скажите малышу: «Будем летать». Возьмите крепко его подмышки и сказав: «Раз, два, три, лети!» — медленно отклоняйте его вверх, вниз, в стороны. Длительность игры и характер движений зависит от реакции вашего ребенка. Если ему нравится, играйте чаще и дольше. Если все-таки он немного побаивается, старайтесь, чтобы ваши движения были плавными и нерезкими. Обнимайте и целуйте малыша. Так он научится взаимодействовать с вами.

С четвертого по шестой месяц

Характеристика этих месяцев — познание мира через рот.

ДВИЖЕНИЕ.

Двигательные навыки: ребенок самостоятельно переворачивается со спины на живот. Пытается сесть, держась за что-либо руками, удерживает голову прямо.

Руки: начинает трогать свои ладони, так развивается осознание того, где по отношению к окружающему пространству находятся его руки, малышу необходимы тактильные ощущения. Ребенок начинает использовать указательный и большой пальцы, однако его движения неточны. Один из важных моментов этапов развития начинается, когда ребенок непроизвольно соединяет кисти рук у груди так, что они касаются друг друга. Это признак развития координации между двумя сторонами тела. Малыш также начинает удерживать игрушки в обеих руках и стучать ими друг о дружку.

Эмоциональное развитие: ребенок уже по ситуации понимает, что сейчас его будут кормить, и успокаивается. Именно в этом возрасте у малыша начинает формироваться чувство привязанности к близкому человеку, незнакомый голос вызывает почти всегда некоторую напряженность, ребенок может заплакать. Плач при голосе незнакомца — этап дальнейшего развития.

Развитие активной речи: ребенок все чаще обменивается со взрослыми звуками и чутко реагирует на них.

ВАЖНО ПОМНИТЬ!

Каждый ребенок индивидуален, поэтому необходимость каждого упражнения для отдельно взятого малыша различна, посоветуйтесь с врачом, специалистом, которому вы доверяете. Ведь этапы развития ребенка зависят от многих факторов — как средовых, так и вынужденных физических ограничений, связанных с медицинскими рекомендациями.

В статье использовался не только личный опыт, но и доступная отечественная и зарубежная литература по этой теме.

Если у вас возникли вопросы, пишите в редакцию, с удовольствием отвечу.