Энциклопедия развития незрячего ребенка: от шести до 12 месяцев

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный план крохотных стоп новорожденного малыша. Словно птенец большой птицы в гнезде, малыш аккуратно лежит в плетеной корзине.

В цикле статей под общим названием «Энциклопедия развития незрячего ребенка от рождения до семилетнего возраста» мы попробуем рассмотреть каждый период взросления незрячего ребенка с дефектологом и тифлопедагогом Яшиной Юлией Николаевной.

Сегодня я хотела бы рассказать вам о периоде развития незрячего ребенка от шести до 12 месяцев. Для малыша наступает время важнейших перемен. Выделим несколько существенных аспектов развития в этот период:

  • Перемещение/Вертикализация.

  • Прикорм.

  • Лепет.

Первым сознательным движением ребенка может быть улыбка в ответ на голос родителя. Затем ребенок учится управлять одной рукой, потом — другой. Пройдет еще немного времени, он научится раскрывать ладошки, протягивать руки к предмету, хватать его, сжимать его так, чтобы он не упал, тянуть в рот.

От шести до 12 месяцев

Движение.

Поворот на бок — переходное движение, которому часто не уделяют достаточно внимания. Для этого малыш сперва отталкивается одной ступней или сначала пробует повороты только верхней части тела. В этот момент он еще не хочет повернуться на живот. Ни в коем случае нельзя форсировать события и пытаться «помочь» лечь на живот. Такие действия родителей опережают развитие, тормозят самостоятельное участие ребенка, формируют в нем неуверенность.

Когда малыш самостоятельно поворачивается на бок, он еще не развит до такой степени, чтобы быть активным и поднимать голову на животе. Ребенку сложно, потому что его мышцы еще слишком слабы. При этом он должен почувствовать баланс при помощи мускулатуры всего туловища, чтобы, лежа на боку, двигать свободной рукой или ногой. Это требует очень тонкой согласованности движений, тренировки.

Обратите внимание!

Мягкий матрас препятствует попыткам повернуться, потому что ребенок проваливается в него, ему требуется преодолевать сопротивление, чтобы повернуться на бок.

Самостоятельные повороты со спины на живот.

Малыш должен лежать на спине, ногами к взрослому человеку. Возьмите его любимую игрушку — это может быть погремушка, грызунок или целлофановый пакет, упаковка от влажных салфеток. Самое главное — предмет должен очень нравиться ребенку.

Положите игрушку с одной стороны от малыша, издавая ею звук. Малыш потянется руками к игрушке. Двигайте игрушку все выше и выше на противоположную сторону. Он потянется за игрушкой ручками и самостоятельно перевернется сначала на бок, а потом на живот. Помочь можно в последний момент, если ребенок пытается повернуться, кряхтит и напрягает мышцы туловища. Приучаем ребенка выполнять просьбы, говорим: «Перевернись».

Укрепление силы рук.

Ребенок лежит на животе, головой к вам. Вложите ему в руки палочку, дайте крепко вцепиться в нее обеими руками. Теперь правой рукой обхватите палочку между кистей ребенка, легонько потяните ее на себя, приговаривая: «Дай, дай, дай, скорей отдай!» Упражнение укрепляет мышцы рук, развивает настойчивость и побуждает к речевой активности.

Лежа на животе, ребенок начинает двигаться по кругу, следовательно, сможет воспринимать предметы, находящиеся вокруг него.

Развивающая среда:

Обруч.

Размер — находясь внутри обруча малыш должен дотрагиваться до его краев.

По периметру размещаются разные игрушки (предметы).

Тифлокомментарий: три цветные фотографии. На каждой изображен обруч, к которому прикреплены разные предметы. К одному пришита молния, деревянные колечки и бантики. К другому — зубные щетки, куколка и разные резиночки с ленточками, а к третьему — маленькая пластиковая чашка, мочалка и другие небольшие предметы.

Ребенок может двигаться и на животе, и на четвереньках, интегрируя множество ощущений: мышечных, костных, вестибулярных. Это помогает ему формировать представление о себе и умение контролировать положение тела. Малыш будет пытаться установить равновесие между туловищем и конечностями, планировать движения, осваивать начальную координацию движений.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Годовалый малыш ползет по полу к игрушкам. На нем желтый тканевый комбинезон и белая кофта в черный горошек. Перед ним развивающий коврик и небольшая деревянная конструкция, напоминающая основу для качелей, на которую закреплены разные игрушки.

Садиться ребенок начинает из двух физиологических положений:

  • из положения на четвереньках, когда малыш опускает таз в ту или другую сторону;

  • из наклонного сидения, когда перестает опираться на кисть и садится с прямой спиной на седалищные бугры.

Часто вертикальное сидение — самый поздний навык, который реализует ребенок.

Делаем это упражнение только в том случае, если ребенок садится сам.

Ребенок сидит лицом к взрослому. Напевая потешку, возьмите кисти ребенка в свои руки и похлопайте его ладошками перед собой:

Весела я, весела,

Ножками я топаю,

Я танцую, я пою,

Я в ладоши хлопаю!

Повторяйте упражнение каждый день по одному-два раза, затем ребенок будет хлопать сам перед собой. Чуть позже научите его хлопать ладошками над головой.

Ребенок сидит на полу, лицом к стене, ножки в стороны. Взрослый садится позади него. Возьмите мяч в свои руки, вложите в ладошки ребенка и покажите, как его катать. Двигайте его в стену так, чтобы он ударялся и издавал звук, а затем возвращался. Научите ловить мяч.

Положение стоя.

Малыш самостоятельно встал. Это победа над силой тяжести, она формирует представление ребенка о самом себе. Стоять — задача не простая, тело должно балансировать на двух маленьких ножках. Лучше позволить малышу научиться вставать самому, качаясь и ловя баланс.

Ходунки

Минус

Плюс

  • ребенок висит в ходунках,

  • не тренируется перераспределять центр тяжести,

  • не переходит из одного положения в другое,

  • опора на носки.

Свободные руки мамы.

Вожжи (альтернативное вождение)

  • ребенок не может понять механизм падения,

  • не развивается равновесие/баланс.


Не дают упасть.

ВАЖНО

Дайте ребенку возможность развиваться в своем собственном темпе. У незрячих детей одного возраста этот темп может быть очень разным, поэтому не нужно сразу думать о возможной задержке развития. Темп развития малыша зависит от многих факторов — как средовых, так и вынужденных физических ограничений, связанных с медицинскими рекомендациями. Необходимость каждого упражнения для отдельно взятого малыша различна. Обязательно советуйтесь с врачом, специалистом, которому вы доверяете.

В следующей статье я расскажу про прикорм и речевое развитие детей от шести до двенадцати месяцев. Если у вас возникли вопросы, пишите в редакцию, с удовольствием на них отвечу.