Инклюзия в кино: инновационный проект для актеров с инвалидностью

Тифлокомментарий: три первые цветные фотографии в статье сделаны в просторном помещении с деревянным полом, выкрашенным в белый цвет. Шесть человек сидят перед аудиторией в плетеных креслах, расставленных полукругом. Среди них организатор кинофестиваля «Кино без барьеров» Денис Роза и слепоглухая актриса Ирина Поволоцкая. Она что-то оживленно рассказывает, остальные с вниманием ее слушают. За креслами полукругом стоят пять высоких, кустистых, зеленых деревьев в белых цветочных горшках.

В конце июня в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве прошла открытая встреча представителей киноиндустрии и актеров с инвалидностью. Предметом дискуссии стал инклюзивный кинокурс, созданный мастерами Школы кино и телевидения «Индустрия» и творческой лаборатории Gogol School. Все выпускники курса примут участие в съемках цикла короткометражных фильмов, которые покажут на «Кинопоиске».

Гости и участники встречи обсудили проблемы инклюзии в кино: возможности совместной работы актеров с инвалидностью и без нее, доступность профессиональной подготовки и сложности взаимодействия на театральной сцене или съемочной площадке.

«Особый взгляд» посетил дискуссию и узнал, каким должен быть актерский курс, адаптированный для людей с инвалидностью.

«Мы решили сделать актерский интенсив, адаптированный для людей с особенностями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, — начал рассказ Никита Белых, режиссер театра и кино, мастер Gogol School. — У нас в школе есть творческая лаборатория. Мы всегда много экспериментируем и не акцентируем внимание на каких-то базовых актерских техниках и практиках, которые традиционно дают в театральных вузах. Мы стараемся найти новые инструменты, возможно, междисциплинарные, и даем их нашим студентам. Этот кинокурс создан, чтобы найти новый взгляд на актерское мастерство».

По словам режиссера, на кастинг пришло несколько десятков талантливых ребят с инвалидностью. Это превзошло все их ожидания. Уже набрано три группы студентов. Учащиеся курса будут сниматься вместе с актерами без инвалидности.

«Мы всех перемешаем друг с другом и в этот невероятный коктейль добавим мастеров Gogol School, студентов из „Индустрии“, режиссеров, продюсеров, сценаристов, после чего создадим короткометражные фильмы все вместе», — пояснил Никита Белых.

Об опыте совместной работы с актером с инвалидностью рассказала актриса кино Софья Лебедева. Однажды она побывала на инклюзивном спектакле, и это ее впечатлило. До того момента Софья, по ее словам, даже не задумывалась, что есть слепоглухие люди и они могут быть талантливыми актерами. Наблюдая за их действиями на сцене, она не могла понять, кто из них видит, кто слышит, а кто — лишен этой возможности. Сцена познакомила ее с слепоглухой актрисой, арт-терапевтом и художницей Ириной Поволоцкой.

«Мы с Ирой играем вместе в спектакле „Прикасаемые“, который посвящен слепоглухоте. Это документальный спектакль, он идет уже много лет. Мы вместе с особенными актерами рассказываем их истории: как они потеряли зрение и слух, как они живут сейчас. У нас талантливый режиссер Руслан Маликов, который создал такие условия, что ребята с особенностями смогли раскрыться так, что это было просто невероятно», — рассказала Софья.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом Ирина Поволоцкая. Она сидит лицом к молодой рыжей собеседнице в соседнем кресле, держит ладонь на ее руке. На Ирине головной микрофон, черные футболка и штаны. Ее длинные седые волосы собраны в пучок.

Большое волнение в зале вызвало выступление самой Ирины Поволоцкой.

«Я пришла в спектакль [„Прикасаемые“. — Прим. ред.] гораздо позже, когда уже сформировалась команда. Изначально я была медиатором, привела группу слепоглухих актеров и помогала им взаимодействовать с остальной труппой театра. Играть в спектакле было очень сложно. Режиссер давал нам задание через переводчиков. Слепоглухие актеры понимали, что делать. Так мы вместе с другими актерами выполняли этюды», — рассказала она.

Общение на сцене, по ее словам, было формальным. Актеры просто не знали, как подойти к слепоглухим коллегам. Как сказала Ирина, в первой версии спектакля у слепоглухих актеров была определенная площадка, на которой они выполняли движения. Их двигали за руки, направляя и корректируя. Во второй версии было уже все по-другому. Они стали командой и научились общаться.

«Человек, который не видит и не слышит, боится оторвать ноги от земли. Если стоишь, есть ощущение уверенности. Но инклюзивный актер не должен ничего бояться, тогда все получится. Я училась бегать по сцене, двигаться, самостоятельно ориентироваться. Теперь на сцене мы на равных. Инклюзия — это такое состояние, когда все должны идти навстречу друг другу», — сказала Ирина Поволоцкая.

После к беседе присоединился режиссер, сценарист и музыкант Владимир Рудак, который более 20 лет занимается продвижением инклюзивного кино.

«Все мы, актеры, продюсеры, режиссеры, занимаемся тем, что исследуем жизнь, природу людей. Нам интересен человек, его жизнь, поэтому мы не можем игнорировать такой пласт общества, как люди с инвалидностью. Через культурные проекты гораздо проще и легче находить общий язык», — сказал он.

Владимир предложил поменять саму стратегию продвижения темы инвалидности в кино. По его мнению, инклюзивный курс даст возможность актерам с инвалидностью и без нее создавать вместе действительно интересные проекты, которые помогут избавиться от стереотипов и неправильного представления о людях с инвалидностью в общей культуре.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом Денис Роза. Это стройная женщина лет шестидесяти с волнистыми светлыми волосами до плеч. Она расслабленно сидит в кресле, с вниманием кого-то слушает. На ней темно-синяя футболка с V-образным вырезом и коричневые штаны.

Тему стереотипов по отношению к людям с инвалидностью продолжила Денис Роза, организатор кинофестиваля «Кино без барьеров», основатель и руководитель организации по трудоустройству людей с инвалидностью «Перспектива». Она рассказала о сложностях восприятия работодателями людей с ограниченными возможностями здоровья, привела примеры преодоления ими социальных барьеров, поделилась успехами в этой области.

Денис также обратила внимание участников встречи на то, что людей с инвалидностью на самом деле довольно много. По оценкам ООН, в России их насчитывается около 12 миллионов. По ее словам, раньше преобладал традиционный подход к инвалидности: если человек имеет инвалидность, то его нужно изолировать, лечить, а когда он станет «нормальным», то сможет жить в обществе. Это стереотипное отношение к людям с инвалидностью.

«Мы проводим фестиваль инклюзивного кино уже 22 года. Сначала было очень много стереотипных фильмов, где герой-инвалид становился здоровым и начинал жить полноценной жизнью. Сейчас таких фильмов меньше», — рассказала Денис.

Постепенно отношение к людям с инвалидностью меняется. Как пояснила Денис, сегодня в обществе преобладает социальный подход к инвалидности, который говорит о том, что надо менять само общество и отношение к людям с инвалидностью, создавать благоприятную среду, чтобы они могли полноценно жить в социуме. Эти изменения затронули и кинематограф. Все больше фильмов в России и в других странах стали снимать с участием непосредственно актеров с инвалидностью, например, фильмы «Кода» о семье глухих или «Арахисовый сокол», где снялся актер с синдромом Дауна.

«До сих пор на роль героя-инвалида во всем мире берут обычных актеров. Мне кажется, что это вообще нужно запретить. Актеров с инвалидностью очень много», — подчеркнула Денис Роза.

Она рассказала об основных правилах этики коммуникации с людьми с инвалидностью, разработанными «Перспективой», среди которых: спрашивать, чем и как можно помочь, общаться лично с человеком, а не с его переводчиком или сопровождающим, называть себя при встрече и так далее.

После выступления спикеров слово предоставили гостям, они затронули очень важную для актеров с инвалидностью тему — получение профессионального образования. Так, незрячие актеры Руслан и Галина рассказали о своих неудачных попытках поступить в театральный институт и о том, как воспринимают актеров без образования режиссеры.

«Если мы говорим об инклюзии и равных возможностях, то, по идее, актеры с инвалидностью тоже должны иметь возможность получать профессиональное образование. Пока как будто бы звучит, что инвалидность — это наш небольшой бонус, поэтому нам не обязательно учиться так усиленно, как учатся обычные актеры. Вы согласитесь, что это большой труд, очень большая разница — месячный кинокурс или несколько лет учебы», — сказала Галина.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний день в парке с высокими зелеными деревьями. В амфитеатре под открытым небом на деревянных раскладных креслах сидят мужчины и женщины разных возрастов в повседневных одеждах. Среди них незрячий автор этой статьи — Екатерина Шевичева. Это стройная молодая женщина с черными короткими волосами, в темных очках и платье с принтом зебры. В руке она держит серебристый диктофон.

Этот простой вопрос оживил публику, но мнение присутствующих разделилось. Практически все организаторы кинокурса и некоторые актеры без инвалидности заявили, что традиционное кино- и театральное образование сегодня не имеет смысла, это устаревший взгляд на профессию актера. Другие участники и гости сдержанно и четко пояснили, для чего нужно образование человеку с инвалидностью.

«Многие отечественные и зарубежные актеры не имеют профильного образования. Они очень талантливы, и это прекрасно. Но целиком отказываться от образования — это неправильно. Хорошее образование — это прежде всего широкий спектр профессиональных навыков. Артист — это не просто харизматичный человек, а человек, который обладает этими навыками. Люди с инвалидностью, имея характер, харизму, замечательную энергию, должны уметь работать на площадке, должны понимать, как делается актерская работа. И этот опыт незаменим», — сказал Олег Трофим, режиссер, клипмейкер и куратор инклюзивного кинокурса.

Олег поинтересовался, имеют ли сегодня люди с инвалидностью возможность у нас в стране получать профессиональное образование? Есть ли, помимо частных школ и курсов, реальные программы подготовки актеров театра и кино в государственных вузах, например, в ГИТИС или Театральном институте имени Щукина?

Участники и гости встречи смогли вспомнить только Российскую государственную академию искусств — практически единственное в стране учреждение, которое дает высшее образование в сфере искусства людям с инвалидностью. Но, как оказалось, театральный факультет академии обучает глухих и слабослышащих ребят. Незрячим и слабовидящим студентам отдали музыкальное отделение. На художественном факультете обучаются слабослышащие и студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Так что вопрос профессионального образования актеров с инвалидностью по-прежнему остается открытым.