Ирина Поволоцкая — литератор, художник, актриса, психолог, слепоглухая с детства, автор автобиографической повести «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю». В своей колонке на портале «Особый взгляд» она рассказывает о своем восприятии мира и об искусстве как способе терапии.
10 лет пролетело с момента создания проекта о слепоглухих людях «Прикасаемые» — такой насыщенный период жизни, так или иначе затронувший многих людей. Немало было об этом уже сказано за это время, год назад я тоже писала «Воспоминания об эскизе», где некоторые участники, причастные к зарождению спектакля, высказали свои памятные размышления о том, как все начиналось. Казалось бы, уже всем эти «Прикасаемые» должны бы надоесть, но тем не менее — легенда не только продолжает жить, но и постоянно находит отклик в сердцах людей, источники нового вдохновения и изменений. Первый в России — самый успешный, самый масштабный, самый долгоиграющий, профессиональный театральный инклюзивный проект.
В эту памятную дату я бы хотела поделиться своими собственными воспоминаниями и мыслями. Наверное, я знаю больше всех об этом проекте, так как была от самого начала — помогала. На протяжении всех этих лет я не пропустила ни одного показа, которых в сумме уже было больше 100: потихоньку собирается и история проекта. Конечно, сколько об этом ни рассказывай, чтобы прочувствовать, необходимо самим прикоснуться к «Прикасаемым» — хотя бы раз, и все мы, участники, очень рады, что так много актеров и зрителей были с нами все эти годы. Всех помним и любим.
В 2014 году был образован Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», тогда Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций, будучи в совете попечителей, предложил поставить документальный спектакль о слепоглухих. Это хорошая возможность рассказать с помощью языка искусства о них остальному миру. О преодолении и достижениях, взлетах и падениях, радостях и печалях. О жизни в космосе слепоглухоты.
Незадолго до того в его театре был успешно поставлен социальный спектакль «Бросить легко», о реабилитации наркозависимых. Один актер из того спектакля затем вошел и в состав нашей труппы. А тема слепоглухоты была для непосвященных не менее темным лесом, присутствовали всяческие шаблоны, опасения и предубеждения. Это при том, что многие хоть что-то, но слышали о Хелен Келлер, ведь давно существует постановка пьесы «Сотворившая чудо» драматурга Уильяма Гибсона, основанная на ее автобиографии. Кто-то слышал и об Ольге Скороходовой, а кто-то даже общался со слепоглухим профессором Александром Суворовым.
Тифлокомментарий: цветная фотография. По ярко освещенной сцене хаотично ходят десять человек. Это мужчины и женщины разных возрастов в белых майках и футболках, джинсах и белых штанах. У некоторых из них на глазах белые маски для сна. В середине — Ирина Поволоцкая. На ней приталенное платье из простой белой ткани с длинными рукавами и пышной юбкой до середины бедра, красные колготки и белые балетки. У нее короткие красные волосы.
Первоначальная идея была взять на роли детей из Сергиево-Посадского дома-интерната для слепоглухих. Вероятно, когда кто-то хотел узнать о слепоглухих и слепоглухоте, то только и слышал об этом интернате. Хотя при этом уже десятки лет существовало и Общество социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», и Организации попечения о слепоглухих и людях с синдромом Ушера «Ушер-форум». Когда драматург Марина Крапивина и режиссер Руслан Маликов съездили в интернат, то поняли, что идея профессионального спектакля со слепоглухим детьми, тем более со множественными нарушениями в развитии, не сможет быть реализована должным образом.
Профессиональный спектакль — это актерская игра, это — некая история. В документальном спектакле, который планировался, истории участников — суть постановки. Поставить спектакль с детьми — это скорее были бы истории не столько про них самих, сколько про их родителей и истоки их проблем. Истории, полные трагедий и страданий, которые бы обрушились на зрителей и вызвали бы лишь эмоции жалости. В
Мы с подругой, за пару лет до появления фонда «Со-единение», организовали Творческое объединение поддержки слепоглухих «Круг». Я хотела иметь место для творчества и организации выступлений с участием людей с нарушениями зрения и слуха. Реализовать свою давнюю мечту о театре. Но к 2014 году мы уже зашли в тупик с полноценной реализацией этой театральной идеи: однако дружеские и творческие встречи организовывать продолжали. И вот одним прекрасным летним днем выбрались на групповую прогулку по ВДНХ, а заодно пригласили присоединиться создателей спектакля от Театра Наций, которые очень хотели с нами познакомиться и пообщаться.
С ними же мы хорошо провели другой день, во время прогулки на теплоходе: мне пришлось выступать и в роли переводчика жестового языка — надо было объяснить всем слепоглухим участникам встречи, что от нас хотят. Уже в августовские дни повела нескольких желающих на встречу с инициативной группой в Театр Наций, где состоялся отбор участников. Там мы общались с волонтерами, один из моментов был красиво запечатлен на фото — как мне на ладони пишут букву. Затем директор фестиваля Екатерина Якимова, которая нам очень помогала, предложила использовать этот снимок для постера спектакля, так появилась первая афиша «Прикасаемых».
И начались театральные лаборатории и репетиционные будни, там к нам присоединились зрячеслышашие актеры, волонтеры, тифлосурдопереводчики, которых мне удалось найти. Многие с нами были все эти 10 лет, а те, кто не смог быть, сердцем все равно остался с нами.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На той же сцене десять человек, мужчины и женщины разных возрастов, стоят в ряд друг за другом, держат руки на плечах впереди стоящих. Во главе стоит Ирина в уже знакомом нам наряде, на остальных — белые футболки, белые свободные спортивные брюки и белые балетки. На глазах белые маски для сна. Перед ними стоит молодое дерево с желтыми листьями на тонких ветвях. Позади них — белое полотно с вспышками белого света.
В тот период мне пришлось многое объяснять как слепоглухим, так и зречеслышашим, чтобы эти два мира могли коммуницировать и понимать друг друга. Доказывать, что слепоглухие не могут обходится без переводчиков и сопровождающих, что этот труд и время надо оплачивать. И не только их: не надо воспринимать слепоглухих как людей, которым просто нечего делать, которые должны просто радоваться всему, что им предлагают.
Так и получилось, что проект изначально начал притягивать к себе только хороших, творческих, интересных людей, так было на протяжении всех этих 10 лет. Это на самом деле удивительно. Все возникающие вопросы и противоречия удавалось решать. Как посол мира слепоглухих я отстаивала наши интересы, в первые годы это было особенно актуально. Например, чтобы нас не называли «немыми», чтобы указывали наши имена, а не «слепоглухие участники». Сейчас уже подзабылось, как все непросто начиналось, но общими усилиями нам удалось разрушить стены «инвалидного гетто».
Первый, пробный, вариант спектакля был эскизом в рамках театрального фестиваля «Территория». Его мы показали всего два раза в Театре Наций для участников фестиваля и спонсоров. Уже по итогу эскиза было дано добро на полноценную постановку спектакля «Прикасаемые». С драматургом мы ездили в «Ушер-форум», чтобы я рассказала о спектакле и о дополнительном наборе участников, так в наш состав вошел скульптор и основатель организации Александр Сильянов. В период создания спектакля мы ходили в Театр Наций, как на работу.
После премьеры в апреле 2015 года, в кафе «Театр Корша» во время фуршета, режиссер Руслан Маликов сказал нам, чтобы мы не переживали сильно, если на этом все закончится, а нам придется вернуться к своей обычной жизни, без театра, ведь жизнь на этом не завершается. Он переживал за нас, что после стольких веселых и дружных многомесячных репетиций и интересных активностей, показов и аплодисментов, съемок, интервью и общего внимания, нам будет сложно снова жить «в четырех стенах». Никто тогда даже не догадывался, что в итоге этот спектакль превратится в визитку фонда «Со-единение», в долгоиграющий проект, спектакль-конструктор. В легенду.
В том же году спектакль вошел в шорт-лист «Золотой маски», в номинации «Эксперимент». Однако награду так и не получил, что многих удивило. Учитывая, что некоторые из оргкомитета и жюри были неплохо знакомы с проектом и знали его ценность, уникальность, важность и значимость. Я не буду строить догадки, почему нас она обошла, но такая театральная награда могла бы стать поддержкой в продвижении и дополнительным вдохновением. Первое место отдали спектаклю без людей, где актеры — это просто деревянная мебель и стулья — вместо того, чтобы осмелиться признать и оценить по достоинству «Прикасамых». Такая вот ироничная шутка вышла. В итоге наш спектакль до сих пор собирает аншлаги на всех площадках страны и мира. Лучшая награда для нас — это непредвзятая оценка нашими зрителями, среди которых много таких, кто стал нашим другом и ходит на показы регулярно.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ирина в том же наряде в паре с молодым стройным брюнетом кружится в вальсе на ярко освещенной сцене. На ее партнере белая футболка, рваные на коленках джинсы и белые балетки. За ними — белое полотно, натянутое на большую металлическую раму. На полотне всполохи зеленого, красного и голубого цветов, похожие на разводы акварельной краски.
В 2017 году, уже Центром реализации творческих проектов «Инклюзион» — театрального направления фонда «Со-единение», совместно с Театром Наций была создана международная версия спектакля, которых на самом деле было несколько. Мы побывали с гастролями во Франции, Англии, Нидерландах, Бельгии. Уже собирали чемоданы в Италию, но, к сожалению, помешала пандемия.
Последний показ, на сегодняшний день, традиционно состоялся на уличной сцене 5 мая 2024 года в рамках фестиваля «Пасхальный дар». Погода была не холодной, но на душе было тепло, порой до слез: от команды, зрителей, организаторов, от периодически выглядывающего солнышка. Было очень непросто, но мы смогли — благодаря взаимоподдержке. И сердечное спасибо зрителям, которые, сами дрожа от холода, стоически были с нами до конца, и друзьям, которые приехали поддержать.
Много поводов для ностальгии и размышлений. Этот год — год множества юбилеев, для меня лично — символический и знаковый. Есть у нас и семейная пара, которая встретилась на этом проекте, о чем упоминается и со сцены, у них тоже юбилей — 10 лет. Режиссер на этот счет пошутил, что если ему нужно будет вспомнить, сколько лет проекту, он спросит их, сколько они уже вместе. По секрету скажу, что уже есть планы и на «Прикасаемые-3». Как говорится: скоро на всех театральных площадках, со мной или без меня — жизнь продолжается, так или иначе...