Ирина Поволоцкая — литератор, художник, актриса, психолог, слепоглухая с детства, автор автобиографической повести «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю». В своей колонке на портале «Особый взгляд» она рассказывает о своем восприятии мира и об искусстве как способе терапии.
Про то, как создавался самый успешный и известный спектакль «Инклюзиона» — «Прикасаемые», я уже писала, но вот про самое начало этого проекта — эскизе — известно и сказано мало. Все началось в июле 2014 года с обычной прогулки в парке ВДНХ, путешествия на теплоходе и со встречи с некими театральными людьми, на что я неохотно согласилась. На встречу пришла творческая команда, задачей которой стало создание уникальной постановки о слепоглухих людях. Это был театральный эксперимент в рамках фестиваля «Территория» под патронажем Театра Наций. А теми «некими театральными людьми» оказались Сёва Лисовский и Марина Крапивина.
Для меня, в начальный период, это было просто помощью товарищам-слепоглухим в общении с командой, я выступала в роли медиатора. Так начался увлекательный жизненный период, тогда же совместными усилиями родился эскиз «Прикасаемых», показанный на фестивале 13 октября 2014 года. Впоследствии он перерос в большой проект, притянувший как магнит много хороших, добрых и талантливых людей. Но вначале никто из нас не знал и не понимал, что и как делать, что получится. Поэтому мы продвигались шаг за шагом, порой в буквальном смысле, изобретали способы и учились хотя бы просто передвигаться по сцене — для начала. Для нас, для слепоглухих, придумали очень сложную тактильную сцену — и это казалось тогда хорошей идеей.
В то время никто не мог и предположить, что после первоначального эскиза будет создано как минимум три версии спектакля «Прикасаемые», две из которых — международные, In Touch. А мы будем свободно передвигаться по обычной сцене, а 9 лет побываем буквально на всех театральных площадках Москвы, поездим с гастролями по России и Европе.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Парень и светловолосая девушка идут вдоль зеленого полотна, натянутого на большую металлическую раму. Девушка закрывает глаза парня ладонями, идет за ним. Он разводит руки, будто ощупывает пространство перед собой. На них белые футболки и темные джинсы, на головы натянуты белые маски для сна.
Невозможно перечислить всех, кто внес свой вклад в проект. Для многих он стал особенной и очень важной частью жизни. Лично для меня это именно так — новый этап в жизни, новые знакомства, обретение друзей, осуществление мечты юности, гастроли, интересная работа. Я попросила четырех участников поделиться своими воспоминаниями, впечатлениями.
Президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов:
Тифлокомментарий: цветная фотография. Друг за другом стоят десять человек: мужчины и женщины разных возрастов. Они держат руки на плечах впереди стоящих. На них белые футболки и спортивные штаны. На глазах — белые маски для сна. На переднем плане стоит дерево с тонкими ветвями и редкой желтой листвой.
Продюсер проекта Виктория Виолло-Авдеева:
«Я включилась в проект с интересом, верой и любовью. Именно в этой последовательности. Когда мне предложили взяться за координацию постановки эскиза со слепоглухими людьми (а я о таких людях раньше и не слышала), то мне стало очень любопытно узнать о них. Первая встреча в ММОМА, где я познакомилась с будущими участниками спектакля, перевернула мой мир. Ира научила меня общаться: я писала на ладони, а она говорила своим космическим голосом. Мы весело болтали, танцевали танго. Ира меня учила, кстати, не я её. С Алексеем и Верой общаться было сложнее, они почти не говорили голосом. После этой лаборатории я вышла с вдохновением и абсолютной верой в то, что с такими невероятно интересными и необычными людьми эскиз/спектакль должен получиться мощный. На репетициях и лабораториях мы много обнимались. Это была любовь.
Название придумал Всеволод Лисовский, который вместе с Русланом Маликовым начинал работу над эскизом. Для меня этот проект всегда значил очень много. А тогда после моей личной трагедии, смерти моей мамы, у меня появилась большая семья. То доверие, узнавание, общение, обнимашки, любовь помогли мне снова обрести радость жизни. И еще то, что смогли сделать на сцене, как смогли раскрыться участники, мои друзья, укрепило мою веру в возможности человека».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Мужчины и женщины стоят по парам лицом к лицу, держатся за локти друг друга. Кто-то в белых масках для сна, кто-то без. Среди них и Ирина Поволоцкая с красными короткими волосами. На ней белое платье, красные колготки и белые балетки. На полотне позади них всполохи зеленого света.
Актриса Екатерина Сахно:
«Впервые я познакомилась со слепоглухими людьми, когда пришла помогать хореографу проекта, Евгению Кулагину, в танцевальном мастер-классе. Впечатления были самые разные, мы собрались за полчаса до того, как встретиться с нашими героями, и Женя объяснил, как можно общаться, писать на руке по одной букве печатной. Также он сказал, что не должно быть пристроек снизу и сверху, как актеры обычно работают друг с другом. Этот тренинг с нашими героями длился пару часов, и я очень сильно переживала, нервничала, у меня тряслись руки.
Я долго, наверное, месяца два, когда мы уже работали каждый день, все равно не могла перестать нервничать. Я боялась все время, что ребята могут врезаться, столкнуться, как-то травмироваться, что они не чувствуют пространство. Я все время переживала, бегала и пыталась их защитить от этого небезопасного мира. Но вот, наверное, уже ближе к премьере полной версии, уже не эскиза, это было для меня лично на равных — существование на сцене с ними.
Сейчас я с улыбкой вспоминаю то время, мне смешно, я смотрю на себя, на наших героев, мне кажется, что это был огромный путь для нас. Я очень сильно выросла за время проекта, прошло уже почти 9 лет. Благодаря этому у меня сильно расширился горизонт понимания и профессии, и жизни».
Актер Кирилл Быркин:
«Работал я с подлинным человеческим интересом и ответственностью. В каком-то смысле был горд и рад, что мне предоставили возможность получить и прожить такой опыт. Было немного страшно поначалу, проект в то время искал свои дорожки для подлинных отношений внутри коллектива. И путь был очень специфический. Вспоминается то время — и вроде бы с благоговением и трепетом, и вроде как с юмором... Знать не знал никто тогда, что партнерско-деловые, рабочие, взаимоотношения перерастут в дружеские. Что именно это станет сердцем — двигателем — проекта на долгие годы. Что именно за этим мы встречаемся вновь и вновь и рассказываем нашу уже совместную историю новому зрителю».
Для меня этот проект — огромная ступенька на жизненном пути, возвращение к себе самой, обретение душевной гармонии, возвращение к искусству, живописи, творчеству в целом. Слова актрисы Юлии Хамитовой хорошо подытоживают все вышесказанное.
«Встреча со слепоглухими актерами и работа в команде спектакля „Прикасаемые“ поделила мою жизнь на до и после. Я не хочу быть пафосной, но это так. Я обогатилась: все репетиции и каждый спектакль — это море заботы, понимания, человеческого уважения и любви. Это диалог сердца, где не нужны слова, а только объятия», — сказала она.
"Изначально была идея сделать что-то про слепоглухих, а наиболее ярким проектом казался Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих. Чтобы изучить тему режиссер Руслан Маликов и два драматурга поехали в Сергиев Посад пообщаться с детьми. Тем более, что один из драматургов, Всеволод Лисовский, уже ранее знал про них. Также он с Русланом до этого делал с подростками и молодежью документальный спектакль про бывших наркоманов, таким образом у них был опыт социальных проектов. Пожив там они поняли, что материала недостаточно, а человеческие истории все-таки более насыщенные и пронзительные у взрослых, с которыми драматург Марина Крапивина пообщалась. И пошли уже тогда по взрослой теме, это в большей степени соответствовало и миссии фонда — все-таки у нас взрослые составляют более весомую часть контингента, чем дети.
Когда делали эскиз было страшновато. Казалось, что это еще сырой материал. Серые пижамки, очки на глазах, техно-музыка, скупые движения. Было круто, что вообще люди вышли на сцену, не видя и не слыша, и что-то делают там. Какие-то наброски сцен с качелями и прочим уже задавали позитивный тон восприятия. Но было ощущение, что это непонятный перформанс, при этом удивительным образом пробивающий эмоционально. Это был в чистом виде современный театр. Главную мысль тоже удалось передать — мы все одинаковые, все в чем-то слепые и глухие. Кто-то физически, а кто-то душой.
Мне кажется, именно за счет этой эмоции и модности формы удалось убедить всех продолжить эксперимент. И подготовить уже полноценный спектакль в гораздо более классическом формате, четкий, логичный, с очень сильными переживаниями, отточенными движениями и музыкой.
Если отмотать назад, хотелось бы чуть больше времени на подготовку эскиза. Мы делали с колес, за1,5-2 месяца, с непрофессиональными актерами, с неоформленной пьесой и прочим. Музыку изначально бы другую ставил. Возможно, более широко раскрыл бы тему родственников слепоглухих — она получилась усеченной из-за нежелания героев ссориться с ними«.