Часто мы слышим или читаем о пропаже детей: они уходят гулять и теряются, на улице к ним подходят чужаки, завлекают сладостями или историями о брошенных котятах и уводят доверчивого ребенка. Все это настораживает и пугает. А что делать, если у вас незрячий ребенок? Ведь вероятность того, что он не сможет самостоятельно сориентироваться в незнакомой ситуации и потеряется, возрастает.
Анастасия Днепровская, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, автор сайтов www.mojrebenok.narod.ru и www.tifloblind.ru, дает советы, которые помогут сделать жизнь ребенка более безопасной.
Мы всегда следим за детьми и стараемся не оставлять их одних, но ситуации бывают разными, например, вы пришли в поликлинику и вам надо отойти в регистратуру за справкой. Если вы пришли в какое-то заведение с незрячим ребенком и вам надо отлучиться или отпустить его руку, обязательно предупредите его об этом, объясните ему, где он находится, кто находится вокруг него, скажите, когда вы вернетесь.
Учите ребенка, что он не должен ни с кем никуда уходить — кроме мамы, папы или близких людей. Если незрячего ребенка кто-то берет за руку, он должен, во-первых, остановиться, во-вторых, задать незнакомцу вопрос, например: «Ты кто? Мама, это ты?» По голосу незрячий ребенок узнает знакомого ему человека, если ответа не последовало, ребенок должен остановиться, отказаться идти, упираться, выхватить руку, громко кричать. Научите ребенка этим правилам.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний солнечный день. Маленькая девочка с темными слегка вьющимися волосами сидит к нам спиной на улице на невысоком бордюре. Правой рукой она держит воздушный шар в виде ракеты. Мимо нее проходят мужчины и женщины в обычной повседневной одежде.
Как незрячий ребенок может узнать, кто его взял за руку?
Обращайте внимание ребенка на особенности вашей руки — незрячие дети очень чувствительны и способны распознать человека по незаметным для глаза особенностям: строение кисти, температура рук.
Покажите и расскажите ребенку, чем отличаются женские руки от мужских, детские руки от взрослых, обращайте внимание на кольца, часы, которые вы носите (на каких пальцах и какие именно кольца вы носите, их фактура, наличие камешков и другие элементы могут сделать ваши руки и интересными, и уникальными для вашего ребенка).
Дети также способны распознать близкого человека по манере захвата и силе, которую родители используют, чтобы удержать ребенка. На эти детали мы часто не обращаем внимания, так как у нас не возникает в этом необходимости — посмотрев на человека, мы можем сразу понять, чужой он или нет, злой или добрый, распознать его намерения. Для ребенка, который лишен возможности видеть, большое значение приобретает наблюдательность и способность обращать внимание на детали — и этому родители должны учить своих детей.
Очень важно тренировать с ребенком навыки, которые помогут ему чувствовать себя уверенно и безопасно. Создавайте ситуации, когда ему нужно будет вспомнить все, о чем вы его учили, это также поможет вам увидеть, над чем еще стоит поработать.
Например, вы можете попросить ваших знакомых подойти к ребенку и молча, взяв его за руку, попытаться увести. Не удивляйтесь, если ваш ребенок не будет оказывать сопротивления и без протеста и волнений пойдет с незнакомцем — у незрячих детей, с рождения окруженных особым вниманием и заботой, формируется и надолго сохраняется базовое доверие к миру: они привыкают видеть и воспринимать от окружающих людей только хорошее. Важно соблюсти баланс и не нарушить это доверие и отношение к миру, в то же время научить ребенка безопасно в нем существовать. Поэтому проговаривайте и объясняйте, что «важно узнать человека, который взял тебя за руку и не уходить с человеком, если ты его не узнал».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный день. Светловолосый мальчик примерно четырех лет гуляет с девочкой немного старше его. На них обычная удобная одежда и теплые кофты сверху. На девочке также надета трикотажная темная шапка. Они проходят мимо невысокого черного забора.
Иногда родители поручают знакомым забрать ребенка с занятий или привести домой. В этом случае очень важно познакомить ребенка с новым человеком, назвать его имя, предупредить ребенка, что его заберет новый знакомый. Новому знакомому также очень важно соблюдать описанные выше правила: при встрече с ребенком назвать себя, напомнить о договоренности («Мы с мамой договорились, что сегодня тебя заберу я, дядя Вася»). Хорошо, если вы придумаете и обговорите с ребенком ваше кодовое слово, которое будут знать только близкие люди. Тогда в разговоре новый знакомый может проговорить кодовое слово или ответ на кодовый вопрос, это придаст ребенку большую уверенность в том, что он правильно узнал нового человека.
Научите ребенка отвечать и задавать вопросы, когда с ним начинает разговор незнакомец. В четыре года он должен знать, как его зовут, как зовут маму и папу, какая у него фамилия; к шести годам ребенок может назвать город, в котором он живет, а также улицу и дом. Очень важно научить ребенка отвечать на такие вопросы, даже если его развитие отстает от возрастных норм и он мало разговаривает. Задавайте ребенку вопросы, используя разные формулировки: «Как тебя зовут? Как твое имя? Тебя зовут Маша? Ты кто? Как зовут твою маму? Ты откуда?». Это готовит ребенка к общению со взрослыми, которые могут по-разному к нему обращаться.
Если ребенок маленький или если с ним сложно установить контакт, научите его отвечать на самые простые вопросы о себе. Дети со множественными нарушениями часто запоминают и воспроизводят ответ на тот вопрос, который они слышат чаще всего. И, конечно, тренируйте ответы на вопросы, попросите ваших знакомых задавать эти вопросы ребенку. Если он не умеет говорить или же вы знаете, что он не сможет ответить, положите ему в карман карточку, брелок, на котором будет написано его имя и ваш контактный номер телефона. Также полезным будет подписать одежду ребенка, указав основную информацию. Подписывать можно и футболку, и платьице, и штанишки.
Примерно с шести лет можно начать учить ребенка просить о помощи. Мы всегда говорим: «Вокруг много людей, которые готовы помочь, если ты потерялся или нужна помощь: остановись и громко заяви о себе и о том, что тебе нужна помощь».
Особенно актуально отрабатывать навыки и быть бдительными родителям незрячих детей со множественными нарушениями, ведь увести такого ребенка очень легко, а научить правилам безопасности трудно, но возможно: умение ответить на вопросы о себе, брелок с адресом и, конечно, ваша бдительность — это основные элементы безопасности для ребенка со множественными нарушениями.
Незрячие дети доверчивые и беззащитные — больше, чем другие. Не допускайте опасных для них ситуаций и учите их основам безопасности. Не переусердствуйте — ребенок ни в коем случае не должен бояться других людей и не доверять, ведь именно незрячие люди так зависимы от помощи окружающих, но разумная предосторожность должна присутствовать всегда.
Для людей без нарушения зрения из описанного выше следуют важнейшие правила общения с незрячими людьми: обращайтесь к незрячему человеку, называйте себя, не хватайте незрячего человека и не тащите за собой, даже оказывая помощь. Не оставляйте его посреди пустого пространства — обязательно подведите к стене, столбу, перилам, положите его руку на опору и опишите, где он находится, например: «Вы стоите около многоэтажного дома, правой рукой вы прикасаетесь к нему, слева от вас проезжая часть, впереди улица Свободы».