Три подкаста о людях с нарушением зрения: мифы, блогинг и истории из жизни

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ярко освещенная радиостудия с кирпичными стенами. Двое мужчин в рубашках и крупных черных наушниках сидят перед микрофонами друг напротив друга, ведут беседу.

Корреспондент портала Владимир Васкевич рассказывает об интересных подкастах, появившихся за последний год. В каждом из выпусков освещаются различные аспекты жизни незрячих людей: это иммерсивные диалоги в темноте, мифы о людях с нарушением зрения, организация быта вслепую, профессиональное развитие и не только.

«(Не)видимое»

Тифлокомментарий: цветной логотип подкаста «(Не)видимое». В квадрате — размытое сине-зеленое изображение человеческого глаза. Вверху черная надпись печатными буквами «(Не)видимое», дублированная шрифтом Брайля. Приставка «не» в скобках.

Изначально подкаст задумывался авторами из студии «Толк» как серия интервью с интересными незрячими людьми. Но такое на рынке уже было, поэтому удивить слушателей было бы сложно. Тогда и пришла идея построить рассказ в виде иммерсивного путешествия — атмосферных монологов незрячих, в которых они рассказывают истории из своей жизни. Слушатель как бы погружается в каждый эпизод, проживая те или иные события вместе с героем.

«В подкасте незрячие люди рассказывают, как устроена их будничная жизнь, как они чувствуют красоту, видят ли сны, как путешествуют и смотрят кино, с какими трудностями встречаются в своей жизни и как их преодолевают. Каждая история нашего героя необычна, ярка и часто выходит за рамки шаблонов. Благодаря этому слушатель невольно смотрит на привычное под совсем иным углом. К тому же мы постарались сделать этот продукт максимально погружающим, чтобы каждый, кто слушает выпуск, мог проникнуться мыслями, чувствами и переживаниями человека», — рассказала продюсер подкаста Полина Иванова.

На сегодня вышел первый сезон из 10 выпусков, с которыми можно ознакомиться на любых известных платформах. Для максимального погружения авторы советуют прослушивать выпуски в хороших наушниках.

Наш выбор:

  • «Как незрячий парфюмер подбирает ароматы».

  • «Как тело может рассказать об эмоциях человека».

  • «Как незрячие люди смотрят кино».

«Мир для всех»

Тифлокомментарий: цветной логотип подкаста «Мир для всех». В синем вертикальном прямоугольнике с закругленными углами — белая печатная надпись с названием подкаста и QR-код над ней. В центре QR-кода — маленький квадрат с изображением облаков в желтых лучах закатного солнца и белой надписью в три строчки «Мир для всех».

Авторами и идейными вдохновителями подкаста стали слабовидящие супруги Ирина и Артур Алиевы. Простым и доступным языком они рассказывают о мире человека с нарушением зрения, о некоторых особенностях восприятия, существующих трудностях, а также отвечают на вопросы слушателей.

«Мы с мужем сами регулярно сталкиваемся с эпизодами, когда нас воспринимают как-то стереотипно, хотя каждый из нас ведет активную деятельность: работает, учится чему-то новому, имеет хобби, путешествует. Знаем, что другие люди с инвалидностью по зрению также часто говорят и о том, что общество пока далеко от понимания незрячего человека. Именно по этой причине нам и пришла идея сделать качественный аудиопродукт, развенчивающий большинство существующих мифов и отвечающий на те вопросы, которые люди напрямую не решаются задать незрячему человеку. Наш совместный с мужем опыт в области доступной среды, журналистики, педагогики, психологии, производства аудиоконтента дает надежду на успех этого подкаста. Мы надеемся на его развитие», — рассказала Ирина Алиева.

Подкаст начал выходить накануне традиционного месячника Белая трость, который ежегодно проходит с 15 октября по 13 ноября. Первый эпизод был посвящен распространенным мифам о людях с нарушением зрения. Например: как мир видят люди с сильно ослабленным зрением, почему некоторые незрячие люди не носят очки, зачем люди с нарушением зрения получают образование и так далее.

Всю работу по записи, монтажу, выпуску и продвижению эпизодов авторы делают самостоятельно, используя программы экранного доступа. Однако помощь им требуется при начитке текста. Здесь Алиевым помогает подруга Ярославна Буслакова.

«Современным слушателям нравится получать важные сведения без заумных формулировок, специфической терминологии и занудного нравоучения за короткое время. Поэтому мы сразу отказались от формата обсуждения. Наши выпуски — это сжатая информация, максимально доступная и понятная для восприятия любому человеку, который может ее послушать в общественном транспорте, машине, на пробежке, запомнить и использовать в дальнейшем. Поскольку мы сами не можем начитывать текст в виду проблем со зрением, мы решили привлечь к этому мою приятельницу. Так у нас и сложился инклюзивный коллектив», — поделилась Ирина.

На данный момент подкаст выходит раз в месяц. Ссылки на выпуски и анонсы новых эпизодов можно найти в telegram-канале Ирины Алиевой и на сайте.

Наш выбор:

  • «Информационная доступность». В эпизоде рассказывают о том, почему незрячие люди предпочитают голосовые сообщения, откуда берутся опечатки в переписках и по какой причине некоторым друзьям лучше не отправлять поздравительные открытки в праздничные дни.

  • «Труд людей с инвалидностью». Авторы рассказывают о том, почему жалость неуместна в инклюзивном коллективе и почему сотрудники с инвалидностью иногда уходят с работы раньше, чем другие.

  • «Советы по этике общения с людьми с инвалидностью». Авторы дали несколько рекомендаций, которые помогут легко коммуницировать с людьми с нарушением зрения.

«Посредники»

Тифлокомментарий: цветной логотип подкаста «Посредники». В красном прямоугольнике название подкаста четыре раза напечатано в столбик. Все буквы белые, контурные и заглавные. Слева и в центре прямоугольника — белые каракули.

Еще один подкаст, который продюсируется и записывается при активном участии незрячего специалиста, называется «Посредники». Он рассказывает о ярких социальных проектах, благотворительности и развитии инклюзивного блогинга в России. Год назад подкаст возник на площадке проекта «Город Возможностей». Одним из его авторов и ведущих является незрячий блогер и общественный деятель Ольга Лифанова.

За год вышло 24 выпуска подкаста. Среди героев — известные спортсмены с инвалидностью, общественные деятели, путешественники и блогеры. Одним из самых прослушиваемых выпусков стал эпизод с участием писателя и автора паблика «Тамара, какого хрена?» (более 200 тысяч прослушиваний).

Значительная часть подкаста посвящена развитию личного бренда человека с инвалидностью и тонкостям ведения блога в социальных сетях. Здесь приводятся рекомендации по развитию своей личной страницы во «Вконтакте», подробно разбираются темы копирайтинга, сторителлинга и вовлечения аудитории. Обсуждаются и нововведения в блогерской среде, например, закон о рекламе и необходимость ее маркировки при написании постов. Активные слушатели могут стать частью проекта «Город возможностей» и даже выиграть поездку на блог-тур в Москву.

«Мы как общественники понимаем, что самый короткий путь к инклюзивному обществу — это как можно больше актуальных и интересных инфоповодов с участием людей с инвалидностью. Еще лучше, когда инициаторами, продюсерами и режиссерами таких эпизодов становятся сами люди с инвалидностью. Именно поэтому последние два года мы и развиваем инклюзивный блогинг, а в этом году еще и придумали подкаст, где через практические советы и мотивацию стараемся разжечь в слушателях интерес к активной жизни, в частности — к сфере блогинга», — рассказала Ольга Лифанова.

Ознакомиться с выпусками можно здесь.

Наш выбор:

  • «Менеджер своей жизни». Советы по личной эффективности спортсмена паралимпийской сборной страны и социального предпринимателя Ярослава Святославского.

  • «Я в этом фильме главный актер, я сценарист в нем, я режиссер». Обстоятельный разговор о том, как сформировать вкус в визуальном контенте, почему незрячим людям тоже важно помнить о визуальной составляющей поста, а также об актуальных трендах в фото и видео от специалиста по креативному контенту и СММ Наталии Гаржа.

  • «33 буквы алфавита: инструкция по сборке». Практические советы и лайфхаки по работе над текстами: от борьбы за вдохновение до редактуры и корректуры. Герой этого эпизода — Галина Преснякова, редактор проекта «Прочитано».