Как организовать прогулки с детьми: советы незрячим родителям

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный день. Годовалый малыш прогуливается по берегу озера, держась за мамину руку. На нем вязаная кофта голубого цвета с декоративными круглыми ушками на капюшоне.

Дети гуляют с удовольствием в любом возрасте, задача родителей — обеспечить им безопасность и возможность познавать окружающий мир. Как это сделать мамам и папам с нарушением зрения, рассказываем в этой статье.

Пока малыш не умеет ходить

Организовать прогулки с новорожденным малышом, который пока еще не особо активен, незрячим родителям легко. Часы, в которые ребенок спит, подойдут для прогулок на балконе или возле открытого окна. Родители могут надеть на него уличный комбинезон по сезону, накрыть одеялом или завернуть в конверт, после чего положить в коляску на открытый балкон.

«Юля у меня была „балконным ребенком“, не знаю, как сейчас, но в то время, когда она была маленькой, гулять с детьми на балконе было обычным делом. Зрячие мамы, как и я, одевали детей, как на улицу, и в колясках укладывали спать на балконе». — вспоминает Лариса, незрячая мама Юли.

Как и Лариса, мама трех дочерей Елена укладывала их спать в коляски возле открытого окна или на веранде частного дома.

«Пока девочки спали, я занималась домашними делами. Так получалось, что активно двигаться и садиться они начинали осенью, на время прогулки я надевала на них теплые комбинезоны. В такой одежде им было трудно самостоятельно сесть и вылезти из коляски. Когда девочки спали на веранде, я оставляла рядом с ними один мобильный телефон, а второй брала с собой в дом. Делала звонок с одного телефона на другой, и, удерживая его, следила по звукам за тем, спят они или просыпаются», — говорит Елена.

Для того чтобы дистанционно наблюдать за сном ребенка, родители с нарушением зрения могут также использовать радионяню, которая состоит из двух блоков: родительского (приемник) и детского (передатчик). Детский устанавливается рядом с малышом, а родительский взрослый человек держит возле себя. Блоки связаны между собой по принципу рации. Передатчик улавливает звуки, а приемник воспроизводит их.

Гулять с ребенком в коляске родители с нарушением зрения могут и на улице. Папы и мамы с остаточным зрением везут коляску перед собой, а вот тотально незрячие родители обычно за собой, контролируя безопасность своего передвижения при помощи тактильной трости.

«Прогулочную коляску и коляску-люльку я всегда возил за собой. Знаю, что так делают многие незрячие люди. Это безопасно для ребенка, можно определять препятствия белой тростью. Когда сын подрос, я во время прогулок стал использовать детский велосипед с ручкой для родителей. Он сам крутил педали, а я при помощи ручки мог легко контролировать его передвижения», — говорит Николай, незрячий папа Василия.

Рюкзаки и слинги

Тифлокомментарий: цветная фотография. Мама с младенцем прогуливается по лесной тропинке. Она одета в джинсовую рубашку и синие джинсы. Спящий ребенок укутан в слинг. Мама заботливо его придерживает.

Другим способом безопасного передвижения с ребенком на улице для незрячих родителей может стать эргономичный рюкзак и слинг.

Эргономичный рюкзак — переноска, конструкция которой позволяет плотно прижать малыша к телу взрослого человека. Ноги ребенка согнуты в коленях, широко разведены и расположены выше таза, поэтому его позвоночник не испытывает нагрузку. Благодаря широкому поясу и лямкам спина родителей также не устает во время ношения ребенка, а руки остаются свободными. Для незрячих мам и пап это особенно важно — они могут контролировать направление своего движения при помощи тактильной трости, а свободной рукой оберегать ребенка от столкновения с окружающими предметами.

«Еще до рождения дочери я стала узнавать о переносках, при помощи которых смогу ее носить. Мы купили и переноску, и слинг. Сначала я использовала для ношения дочери только переноску: носила ее на боку так, что могла свободной рукой контролировать ее безопасность. София набирала вес, передвигаться с ней таким образом скоро стало тяжело. Тогда я, наконец, решила попробовать носить ее в слинге. Слинг купила давно, но никак не решалась начать использовать его. Вместе с мамой мы изучили инструкцию и посмотрели видеоролики о разных вариантах намоток слинга. Я начала носить Софию в положении „М“, при котором малыш своим животом прижимается к животу мамы, а ногами обхватывает ее талию. Такая позиция считается наиболее физиологичной для ребенка, а для нас, незрячих родителей, она удобна тем, что позволяет контролировать безопасность ребенка свободной рукой. Гулять на улице с Софией в слинге оказалось очень удобно. Когда она начала самостоятельно ходить, я продолжала слинг активно использовать», — говорит Лиля, незрячая мама Софии.

Слинг может стать важным предметом в жизни незрячих родителей. Он представляет собой длинный широкий шарф из плотного материала. На одном конце могут быть кольца, при помощи которых он фиксируется на плече родителя.

Существует несколько вариантов намоток слинга, позволяющих носить ребенка в горизонтальном и вертикальном положениях, на животе, на бедре или на спине. Наиболее удобными вариантами намоток для родителей с нарушением зрения могут стать позиция «М» и позиция «Колыбелька», при которой ребенок лежит в шарфе горизонтально, как в колыбельке. Подробные текстовые и аудиоинструкции намоток можно найти на сайтах, посвященных использованию слингов.

Когда ребенок учится ходить

Тифлокомментарий: цветная фотография. Двухлетняя девочка прогуливается по каменной дорожке. На ней розовая футболка и панама со шнурком оранжевого цвета. Ребенок аккуратно передвигается по дорожке, выложенной большими камнями.

Малыша, который делает свои первые шаги, родители обычно держат за руку, но это ограничивает его самостоятельность и нарушает правильное положение плечевого пояса. Поддерживать и контролировать движение ребенка незрячим мамам и папам помогут детские вожжи. Они состоят из мягкой ленты, обхватывающей грудь и плечи ребенка, и длинного ремешка, который держит в руках взрослый человек. По натяжению ремешка родители с нарушением зрения могут чувствовать направление движения малыша и быстро реагировать на его падение.

Многие незрячие мамы и папы, гуляя на улице с ребенком, делающим первые шаги, поддерживают его за капюшон курточки или шарф.

«Мне кажется, что дети незрячих родителей с самого юного возраста более внимательны и осторожны. С Юлей я гуляла во дворе возле дома. Она любила играть в песочнице, качаться на качелях, изучать траву и цветы. А я одной рукой придерживала ее, а второй контролировала пространство вокруг нее. Однажды зимой, когда Юле было года два, мы с ней гуляли на детской площадке, вдруг я потеряла ориентир. Было много снега, я не понимала, в какой стороне находится наш дом. Наконец, я взяла Юлю за шарфик и сказала: „Дочь, пойдем домой“, и Юля пошла — и привела меня к подъезду. Оказывается, уже в таком юном возрасте она все понимала», — говорит Лариса.

Незрячие родители, живущие в частном доме, могут гулять с детьми на собственном участке.

«Мы живем в частном доме. С одной стороны, это хорошо — дети могут долго гулять во дворе, а с другой — плохо, так как у них нет возможности играть с другими ребятами на централизованной детской площадке. Когда младшим девочкам было около года, во время прогулок я постоянно находилась рядом с ними, придерживая их за руки и за шарфики. Потом, когда они стали постарше, гулять с ними оказалось даже легче. На улице младшие девочки прекрасно играли вместе, мне не надо было специально придумывать для них занятия. Конечно, они могли найти и положить себе в рот упавшее яблоко или неспелую вишню, но я несильно из-за этого волновалась. Примерно до полутора лет девочки сосали соски, когда во рту соска, то трудно туда положить еще что-нибудь. Соски я прикрепляла к их курточкам при помощи специальных пластиковых цепочек, они не теряли их, даже если вынимали изо рта. Сейчас во время прогулок во дворе мне уже не надо ходить за девочками по пятам. Они вместе играют, а я могу, наконец, ответить на телефонные звонки и сообщения», — говорит Елена.

Незрячая Лиля придерживала дочь за руку или за шарф во время ее первых самостоятельных шагов на детской площадке. Площадка, на которой они обычно гуляли, была маленькой, Лиля хорошо ее знала.

«Соня любила кататься с горок и залезать в игровые домики. Прежде чем разрешить ей залезть, к примеру, на горку, мы с мужем сами тактильно осматривали ее. Если горка была без повреждений и на ней не было никаких посторонних предметов, мы разрешали Софии скатиться с нее», — вспоминает она.

Полезные лайфхаки

Когда ребенок научился уверенно ходить и бегать, постоянно держать его за руку во время прогулок на детских площадках родителям становится трудно. Следить за играющим малышом, незрячим мамам и папам могут помочь родственники других детей. Нередко на детских площадках между родителями завязываются дружеские отношения и прогулки с детьми становятся поводом для встречи и интересных бесед.

Для того чтобы контролировать безопасность ребенка на детской площадке, некоторые незрячие мамы и папы прибегают к помощи родственников без нарушения зрения или нянь, а другие — используют современные девайсы. Чтобы не потерять Софию на детской площадке, Лиля с мужем использовали два лайфхака: детский локатор «Мама, я здесь» и обыкновенные рыболовные колокольчики.

Детский локатор состоит из двух частей. Одна из них, в форме игрушки, закрепляется на руке или на одежде малыша, а вторая, в виде брелока, находится в руках родителя. Теряя из вида ребенка, он нажимает на кнопку брелока и игрушка начинает издавать звуковые и световые сигналы. Это устройство предназначено для всех родителей, но для незрячих оно особенно полезно.

«Использовать во время прогулок с Софией рыболовные колокольчики нам посоветовали наши друзья с нарушением зрения. Мы купили их в обычном магазине для рыболовов и прикрепили к уличной одежде дочери. Во время ее движения колокольчики громко звенели, и мы понимали, где она находится. Если София убегала далеко, мы нажимали на кнопку брелока детского локатора и по звуку определяли ее местонахождение», — рассказывает Лиля.

Мама, я здесь

Ребенка, который уже хорошо понимает обращенную к нему речь и сам умеет говорить, незрячие родители должны учить постоянно быть с ними в словесном контакте. Отпуская его гулять на детской площадке, они могут просить периодически подходить к ним и рассказывать, что он делает.

«Гуляя с Юлей на улице, я, конечно, всегда волновалась о том, чтобы она не потерялась. Дочь могла играть в песочнице, бегать с другими детьми, качаться на качелях, когда я не понимала, где она и что делает, я звала ее: „Юля, ты где?“, она всегда отвечала мне: „Мама, я здесь“. Юля так привыкла к этому, что потом уже сама время от времени, пробегая или проезжая мимо меня на самокате, кричала мне: „Мама, я здесь!“» — говорит Лариса.

А Лиля, выходя с дочерью на прогулку, обязательно напоминает ей о правилах безопасности на улице и о том, что надо обязательно сообщать маме о своем желании уйти с детской площадки.

«Выходя из дома, мы всегда проводим дочери инструктаж. Напоминаем ей, что на дорогу выбегать нельзя. Если мама или папа зовет тебя, обязательно подбегай, если хочешь пойти куда-то, то возьми родителей за руку и иди с ними», — говорит Лиля.

Елена, гуляя с детьми, всегда напоминает им о том, что мама не видит, и они должны быть внимательными на дороге.

«Когда я ходила со старшей девочкой на площадку, всегда говорила ей: „Мама, не видит. Не заходи в лужу, обведи меня“. На детской площадке я также просила ее быть внимательной. Например, не подводить меня близко к качелям. Я слышала, где они находятся, но мне хотелось, чтобы дочь сама думала о том, что именно может представлять для нас опасность», — вспоминает Елена.

Разговаривая с детьми таким образом, незрячие родители смогут научить их быть внимательными на улице и ответственно относиться не только к своей безопасности, но и к безопасности окружающих.