Что такое «Матрица», «тотал», «гроб»и «валенок»? Участники КИСИ точно знают ответ на этот вопрос!
КИСИ, то есть команды интеллектуального современного искусства, — турнир для людей с нарушением зрения, который проводится в Удмуртии. Рассказываем, как его участники меряются знаниями — и где еще можно пораскинуть мозгами.
МГН. Великолепная шестерка
Каждый вторник интеллектуалы Воткинска (Воткинск — город в Удмуртии, родина П. И. Чайковского) собираются на турнир «60 секунд». Пятый год подряд в клубе играет команда МГН («Маломобильная группа населения»), которая представляет местную организацию Всероссийского общества слепых. В команде — два незрячих игрока и пять слабовидящих. А рулит процессом капитан команды МГН и секретарь Воткинской МО ВОС Татьяна Радович.
«Матрица» — это разминочный тур, с которого начинается игра. На каждый из пяти вопросов по пяти темам дается всего 30 секунд, так что соображать нужно быстро.
Основной тур состоит из 24 вопросов. Обычно первые головоломки не вызывают у участников особых затруднений. Нередко случаются «тоталы» — это вопросы, на которые все команды клуба дали правильный ответ.
Да, у интеллектуалов свой сленг! Например, «гроб» — это очень сложный вопрос, ответ на который не нашла ни одна команда, а «валенок», наоборот, очень простой, для взятия которого главное — не начинать искать подвох. «Свечка» — засвеченный вопрос, который уже встречался раньше. А порой случается, что ответ «задавили» или «забакланили», это когда при имевшейся правильной версии выбрали неверную.
Тифлокомментарий: цветная фотография. В просторном зале за столами сидят участники турнира «60 секунд». Руководитель клуба Сергей Комлев, мужчина плотного телосложения в классическом костюме, общается с игроками команды МНГ. Все улыбаются, смеются.
Ведет игру и готовит вопросы для турнира руководитель клуба «60 секунд» города Воткинска Сергей Комлев.
«Присутствие такой команды [с игроками с нарушением зрения] на турнире, конечно, нужно учитывать. Я как организатор отказался от вопросов с картинками, использую их по минимуму, понимая, что не все люди могут на экран посмотреть и увидеть. Во-вторых, я стараюсь по два раза вопросы читать, чтобы невидящие люди могли более четко информацию получить. Я смотрю со стороны, команда умеет радоваться каким-то своим маленьким победам, наверное, более ярко, чем другие игроки. Они скрупулезно подсчитывают очки, постоянно ведут свою статистику, сколько неправильных ответов за игру дали и так далее. И бывает такое, что они единственные в зале берут вопрос», — сказал он.
Вопросы, о которых говорит Сергей, как правило, визуальные. Помощники описывают картинку на раздаточном материале или экране, тут кого-то озаряет, по турнирной терминологии, случается инсайт. Видимо, игроки с нарушением зрения «видят» картинку по-другому, зрят в корень. Игроки из основной лиги тоже отмечают этот феномен: если вопрос проговаривать или прорисовывать, то он может открыться с совершенно другой стороны.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Семеро игроков команды МНГ расположились в два ряда. Все улыбаются. Они одеты в одинаковые белые футболки с изображением ушастой совы в радужных очках. Две девушки в первом ряду, присев, опираются на небольшой белый штендер. На нем нарисована взъерошенная шагающая сова. Рядом надпись «Воткинск. 60 секунд».
Показаться неумными— это страхи и сомнения, которые одолевают каждого новичка. Со временем они проходят. В турнире важно не продемонстрировать свой интеллект, а научиться выстраивать логические цепочки, думать нестандартно и работать в команде.
«Мы научились видеть в каждом участнике свой команды то ценное звено, без которого не смогли бы ответить на вопрос. Рома хорошо знаком с политикой и историей, Лена — специалист по вопросам с картинками и спорту, Саша — знаток музыки, Катя отвечает за молодежные вопросы, Наталья Юрьевна и Людмила Васильевна — знатоки культуры и советского времени, Андрей — по истории, религии и географии, Люба прекрасно разбирается в творчестве Пушкина, — рассказала Татьяна Радович.— Самое важное то, что на этих играх мы учимся верить в себя и в свои возможности. Действительно, знания важны, но все знать невозможно. Игры в клубе 60 секунд учат размышлять и находить правильный ответ с помощью логики, фантазии и подсказок в тексте. Некоторые вопросы вдохновляют нас на приобретения новых знаний, так, например, один из членов команды решил посмотреть фильмы о Гарри Поттере».
Конечно, воткинская команда не сразу осмелилась играть в основной лиге. Сначала игроки набирались опыта. И вот как это было.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Фрагмент игры «60 секунд». Игроки команды МНГ: трое мужчин и три женщины, сидят за столом и хохочут. На столе стоят чайные чашки, лежат листы для записей.
Рождение клуба
Идею провести местные интеллектуальные игры среди членов ВОС в Удмуртии привез Иван Анисимов. Побывал на Форуме в соседнем Татарстане и загорелся. Так, в 2016 году в Ижевске впервые прошла игра «Угадай мелодию».
«Основной акцент был сделан на задания на слух, — рассказал Иван Анисимов, — я сам формировал вопросы, подбирал музыку. Задача была не только вспомнить музыку советской эпохи, но и кинофильмы того времени. Был и тактильный конкурс: определить музыкальный инструмент на ощупь и даже сыграть. По возможности, конечно».
Интеллектуалов среди незрячих много, говорит сам незрячий Иван Анисимов, интересуются всем, поэтому музыкальная игра со временем дополнила турнир команд интеллектуального современного искусства (КИСИ). В местных отделениях ВОС играли давно, — с визитками, представлением команд и обязательными вопросами из истории Общества слепых, —но редко. Раз год (а то и раз в два года) собирались соседними районами, по территориальному признаку. Выбраться в город или райцентр получалось не у всех желающих.
«Мне довелось некоторое время потренировать команды на базе ижевского подразделения ВОС. Это был интересный опыт. В первую очередь могу отметить полную самоотдачу всех игроков. Они активно высказывали версии, спорили, убеждали, соглашались. Словом, делали то, что так ценится в интеллектуальных играх, а именно — обеспечивали процесс движения мыслей и идей, созидательная энергия которого, как правило, и приводит к получению правильного ответа. Также отмечу и позитивную эмоциональную яркость этих людей. На мой взгляд, это полноценные спортивные турниры, с хорошим контентом и практически без скидок на очевидные трудности, которые встают перед участниками», — сказал Михаил Эстрин, президент Ижевского клуба интеллектуальных игр.
Как пандемия помогла
Когда случилась пандемия, организаторы придумали играть онлайн. И оказалось, это удобно. Не нужно никуда ездить. К отборочным онлайн-турнирам через конференцию в Zoom смогли одновременно подключаться команды от всех десяти местных организаций ВОС: города, районы, крупные районные центры. В том числе и уже знакомая вам команда из Воткинска. Формат сохранили и после пандемии, и теперь это полномасштабные интеллектуальные Всеудмуртские игры со своим сайтом, турнирной таблицей, фиксацией и контролем времени. И со своим бессменным ведущим.
«Было, конечно, неожиданно, когда ко мне с такой просьбой обратилась Первичная организация ВОС, но этот проект состоялся. Я очень трепетно подхожу к подбору вопросов для таких республиканских онлайн-игр, естественно, отметаю вопросы с картинками и по просьбам игроков стараюсь придерживаться тематики, связанной с Россией, с нашей историей и современностью. Получил однажды замечание, что много иностранщины бывает», — сказал руководитель клуба «60 секунд» города Воткинска, ведущий игр ВОС «КИСИ» Сергей Комлев.
Игра «60 секунд» — это не только развлечение и спортивный азарт. Сергей подбирает вопросы, где игроки могут догадаться или узнать о новых интересных, каких-то малоизвестных фактах. Кстати, в пакетах свежих турниров, по словам Сергея, довольно регулярно встречаются вопросы, связанные с незрячими людьми, вопросы о Брайле.
Воткинская команда ведет особый счет по взятию подобных вопросов. Они составлены так, что о Брайле догадываются не всегда. Но если получилось ответить правильно, бывают очень рады.
«Достойные вопросы про незрячих людей я порой беру и в республиканские турниры, — продолжил Сергей, — например, про парк, созданный во французском городе Нант, где специально для незрячих создан банк запахов, особые фонтаны и часы, прикасаясь, к которым можно примерно определить время. Стараюсь какие-то музыкальные вещи подготовить, где нужно на слух узнать песню. В одной из последних игр был музыкальный разминочный тур по песням из советского кино. Надо было правильно назвать исполнителя и название фильма».
Главное в онлайн-игре — честность. Игроки сразу договариваются не гуглить ответы и полагаются только на собственную логику и сообразительность. Это закон.
Внимание, камера, мотор!
Так случилось, что однажды команда КИСИ «Ижевские орлы» пригласила на игру в качестве секретаря тифлокомментатора Елену Керн. Задача секретаря — написать ответ команды на мониторе компьютера и вовремя отправить его ведущему. Елена, кроме того, руководитель авторского вещания ТРК «Удмуртия», автор сценария и ведущая ряда программ на региональном ТВ. Один из таких проектов — интеллектуальная игра «Семейный Совет», где семьи республики по очереди или на скорость отвечают на каверзные вопросы.
Так, две истории сложились в одну. И возникла мысль, почему бы не пригласить к участию в проекте незрячих и слабовидящих игроков? Поначалу это казалось невозможным, ведь телевидение это прежде всего картинка и визуальные образы. Но потом удалось придумать конкурсы, которые подходят всем.
«Игра у нас семейная, мы стараемся придумать задания, для пап, мам и детей, и не только на интеллект. Например, был конкурс для мужчин на скорость вкрутить в доску саморезы. И знаете, незрячие прекрасно справились! Но и здесь нужно учитывать индивидуальные особенности игроков и род занятий. Для незрячего музыканта, например, это задание оказалось самым сложным», — сказала руководитель авторского вещания, тифлокомментатор Елена Керн.
Разминочный конкурс — вопросы разной категории сложности из школьной программы. Например: при умножении на какое число другое число не меняет свое значение? При каком императоре в России отменили крепостное право? Какой предмет хранила Говорящая Голова из поэмы «Руслан и Людмила»? Какое дерево самое распространенное в России? Вы удивитесь, но это не береза.
Все вопросы озвучивает ведущий.
Самый любимый конкурс у игроков — музыкальный, где нужно по фрагменту угадать песню. Обычно это композиции из мультфильмов и детских кинофильмов.
Видеовопрос телеканал готовит совместно с Национальным музеем Удмуртии и музеем-заповедником «Лудорвай».
«Конечно, при подготовке сценария для незрячих игроков мы использовали тифлокомментирование. Обратились в местные музеи. Перед хранителями стояла задача описать музейные экспонаты во всех подробностях: как выглядит раритет, на что похожи его элементы. А участники игры должны были догадаться, для чего этот предмет использовался и как назывался. Так они угадали, например, шляпную коробку, рубель и сторожевую колотушку. Для игроков это и образовательный момент, да и для музеев новый опыт», — сказала руководитель авторского вещания, тифлокомментатор Елена Керн.
«Мы играли в „Семейный Совет“ с супругой. Поскольку ведущим игры является тифлокомментатор высшей категории, у нас не возникло никаких сложностей с восприятием информации. Было легко ориентироваться, к тому же нам помогали наши друзья. Они подсказывали элементы игры, отображаемые визуально на мониторе. Особенно понравился видеовопрос, в котором очень подробно был описан предмет, который нам предстояло разгадать. Мы чувствовали себя свободно, можно сказать как дома. У нас остались самые положительные эмоции, несмотря на то, что мы проиграли», — рассказал участник игр Сергей Шаров.
Игра оказалась настолько популярной, что к этому формату готова обратиться и Национальная библиотека Удмуртии. На начало декабря намечен турнир среди слабовидящих и незрячих людей, где будут использованы материалы и готовые сценарии телевизионного проекта.
«За пять лет мы научились держать свой стабильный результат. Если на первой игре мы ответили только на шесть вопросов, а в „Матрице“ ушли в −390 очков, то сейчас мы отвечаем на9-12 вопросов, а на последней игре в „Матрице“ заняли аж седьмое место из 11. Сложнее всего нашей команде приходится на тематических мультимедийных играх, но и там мы не сдаемся и сражаемся „до последней крови“, набирая опыт», — рассказала она.