Шахматы — одна из самых демократичных игр. Спортсмены с нарушением зрения могут играть в нее абсолютно наравне со зрячими, они принимают участие в одних турнирах и вместе обучаются искусству игры. О том, как готовят незрячих шахматистов в России и почему научиться играть в шахматы полезно всем, читайте в статье Марины Кутузовой.
В России традиционно сильная шахматная школа, в том числе для людей с инвалидностью по зрению. В советское время игра была более популярна: свои спортивные секции работали почти в каждом населенном пункте, а турниры собирали тысячи участников. Сегодня такой массовости уже нет: поменялись финансирование и государственная политика в этой области, рассказывают спортсмены. При этом наша страна до сих пор считается фаворитом многих международных шахматных турниров, а российские игроки входят в число лучших. Это относится и к спорту незрячих. Например, на последнем командном чемпионате Европы среди спортсменов с нарушением зрения, который прошел в Румынии, наша сборная заняла второе место, уступив только полякам. Более того, команда из России становилась чемпионом всех десяти всемирных шахматных олимпиад.
Шахматы в СССР
История этих побед началась еще в 1896 году, когда во многих крупных городах стали открывать первые шахматные кружки для незрячих людей. Первые соревнования прошли в 1935 году, а спустя три года состоялся первый официальный чемпионат ВОС. Во второй половине ХХ века наши спортсмены ВОС стали принимать активное участие в международных соревнованиях.
Фото: bapark.ru
Тифлокомментарий: старая черно-белая фотография. Шахматный турнир в парке. На лужайке буквой «П» выставлены небольшие квадратные столы с шахматами. Один игрок — мужчина в темном костюме и очках — стоит внутри буквы «П», остальные сидят по другую сторону шахматных досок. Это подростки в повседневной одежде и мужчины разных возрастов в костюмах. У двоих из них военные медали на груди.
Главная организация в этом виде спорта — Международная ассоциация незрячих шахматистов (IBCA) — выполняет те же функции, что и ФИДЕ, которую считают высшим органом шахмат в мире. IBCA объединяет все национальные шахматные федерации незрячих и слабовидящих спортсменов. Она организует Blind Chess Olympiad и Blind Team World Cup.
В России те же функции выполняет Федерация спорта слепых, которая имеет 74 региональных отделения. Организацией шахматных турниров она занимается совместно с Федерацией шахмат России. Государство поддерживает спорт слепых, выделяя специальные президентские стипендии и финансируя официальные соревнования, в том числе всероссийские и международные.
Одни правила для всех
Для шахматистов с нарушением зрения в целом действуют все те же правила, что и для всех остальных. Есть только несколько нюансов, которые помогают избежать спорных ситуаций. По международным стандартам, все черные квадраты на игровом поле возвышаются на три-четыре миллиметра над белыми, что позволяет легко определять цвет поля. В центре каждой клетки находится отверстие, в которое вставляется гвоздь, закрепленный в основании фигуры. К черным фигурам прикреплены специальные булавки, помогающие быстро отличать их цвет. Имея все эти подсказки, незрячий игрок может ориентироваться не хуже зрячего, а значит, готов сразиться с любым противником.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Шахматная доска с высокими желтыми бортиками для игроков с нарушением зрения. Клетки черного цвета немного выше белых. В центре каждого квадрата круглое отверстие. На белых фигурах и пешках сверху штырьки. Фигуры необычной формы: низкие, пухлые. Фигура короля напоминает шляпу-цилиндр, ферзь — башню, сужающуюся к вершине, слон — шар, конь — угол, ладья — башню, расширяющуюся кверху.
«Если зрячий шахматист взялся за фигуру, он обязан ходить. А слепые нет: ты взялся за чужую фигуру, но если ты ее не вытащил целиком из отверстия, то ты можешь сделать другой ход», — рассказал многократный победитель международных шахматных турниров, капитан сборной России по шахматам среди незрячих и слабовидящих людей Юрий Мешков.
Во время игры шахматист с нарушением зрения должен объявлять вслух каждое свое движение. А ходы он записывает на бумаге шрифтом Брайля или на диктофон. Кроме того, для незрячих спортсменов разработаны часы с функцией озвучивания времени.
Подготовка спортсменов
Профессиональных шахматистов, как правило, начинают воспитывать с раннего детства. Этот закон работает для любого вида спорта. Знакомство с шахматами в основном происходит в кружках и секциях при школах, в том числе при специализированных интернатах. Кроме того, есть шахматные клубы при региональных отделениях ВОС. Сегодня существуют и многочисленные онлайн-школы, и те, кто хочет всерьез разобраться в искусстве игры, могут заниматься с самыми успешными тренерами онлайн, не покидая пределов квартиры.
Свои первые ходы на доске некоторые спортсмены делают еще в дошкольном возрасте. Однако при желании хорошего уровня (и звания кандидата или мастера спорта) можно достичь, начав практически в любом возрасте, уверяют эксперты. «У разных тренеров разные подходы. Кто-то говорит, что оптимально начинать с шести-семи лет, кто-то — что уже с пяти можно. Я знаю несколько выдающихся гроссмейстеров по шахматам и шашкам, которые начинали осваивать азы, когда им еще не было четырех лет. Но все индивидуально: бывает, что ребенок начал в
Первенство России по шахматам среди юношей и девушек (спорт слепых), 2019 г. Фото: «Центр спортивной подготовки»
Тифлокомментарий: цветное групповое фото. В ряд стоят семь человек: три юноши и три девушки в повседневной одежде с дипломами в руках и медалями на шеях и мужчина средних лет в деловом костюме. За ними белый экран и баннер с логотипом ВОС. Слева баннер с логотипом Фонда президентских грантов и красной надписью: «Проект «Ферзевый гамбит или раз, два и в дамки» и изображением черно-розовой доски, на одной стороне которой расставлены черные шахматные фигуры, на другой — белые шашки. Стены помещения розовые.
Тренеры рассказывают, что в подготовке спортсменов с нарушением зрения чаще применяют индивидуальный подход. «На освоение ими навыков должно уйти большее количество времени. Для спортсменов с инвалидностью более подходят специальные адаптивные технологии», — отмечает Дмитрий Андреев.
По словам Юрия Мешкова, который тренирует в том числе незрячих спортсменов, у таких людей очень хорошо работает воображение, и шахматы помогают его совершенствовать. «У шахматистов есть четкие правила — свод шахматных законов, они стараются его выполнять. При этом в основном шахматисты — народ свободолюбивый, и мышление у них свое самостоятельное. Уже с детства они умеют отделить зерна от плевел и создать правильно логическую картину действия, просчитать наперед какие-то события», — считает он.
По мнению Дмитрия Андреева, потенциал шахмат для незрячих людей сегодня раскрыт не до конца из-за смены государственной политики, в результате которой была нарушена система подготовки спортсменов в регионах. «Все-таки лет
С ним согласен Юрий Мешков, который называет себя представителем старой школы и в свои 69 лет продолжает побеждать на региональных и мировых турнирах. «При советской власти намного больше была массовость. Сейчас и средств меньше выделяется — и возможностей меньше. Спортсменам приходится искать спонсоров для поездок на турниры», — отметил он. Шахматист добавил, что в западных странах этому вопросу уделяют намного больше внимания. Например, в небольшой Польше существует целых 52 шахматных клуба, а их представители — одни из сильнейших спортсменов планеты.
Первенство России по шахматам среди юношей и девушек (спорт слепых) 2019 г. Фото: «Центр спортивной подготовки».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Шахматный турнир в помещении с розовыми стенами. За двумя рядами деревянных столов подростки разыгрывают шахматные партии. На переднем плане сидят девочка в очках и мальчик лет тринадцати. На девочке черная кофта с белым принтом на груди. Ее длинные черные волосы заплетены в косичку. У мальчика темные волосы, короткая стрижка, он в серой кофте. Они склонились над специальной шахматной доской с классическими фигурами.
Проект «Шахматы в школе»
В целом считается, что шахматы очень полезны именно для детей. Многих начинают учить совсем не для спортивного будущего, а чтобы развить логическое мышление, показать, как можно распутывать сложные задачи и мыслить шире. «Шахматы и шашки — это все-таки модель нашей жизни. В чем это проявляется: тренер обучает детей в ограниченный промежуток времени при помощи мыслительных инструментов (мышление, логика, память) выбирать самый оптимальный вариант. То есть все то же самое, что происходит в жизни каждый день. В этом смысле шашки и шахматы очень хорошо подходят для обучения детей», — отметил Дмитрий Андреев.
Из-за такой репутации игры не так давно в России предложили включить обучение шахматам в школьную программу. Эксперты из Российской шахматной федерации, Министерства образования и науки и Московского педагогического университета разработали программу, по которой учить азам шахматного искусства должны учеников с первого по четвертый классы. За основу взяли опыт других стран, где эта игра давно помогает улучшать успеваемость школьников и повышать их интеллектуальный уровень.
Проект «Шахматы в школе» с разным успехом реализуют в регионах России уже несколько лет. Его сторонники нередко предлагают сделать свои уроки обязательными для всех учеников младших классов. Правда, с ними согласны не все профессионалы в этой сфере.
«На мой взгляд, в любой деятельности максимализм не всегда играет хорошую роль: тотальное обучение шахматам непонятно как пойдет, потому что изначально у людей разный склад мышления, разные психотипы. (Зависит от того,) в каком формате будет поставлена задача научить детей. Если это просто освоение начальных азов и правил игры, то это полезно, но если это будут программы, рассчитанные на специализированные шахматные школы, то боюсь, что половина детей просто не смогут по своей природе осваивать материал в короткий промежуток времени — на уроке. Возникнет противоречие между тем, что хотелось бы, и тем, что происходит на самом деле», — отметил Дмитрий Андреев.
В любом случае, начинать играть в шахматы и совершенствовать свой уровень никогда не бывает поздно, считают эксперты. «Жизнь становится интереснее тогда, когда мозг плодотворно работает», — считает Юрий Мешков.