Творческое объединение «Круг» — уникальное социальное предприятие, в которое входит несколько инклюзивных мастерских. В них трудятся мастера с инвалидностью по зрению, слуху, а также с ментальными особенностями.
Незрячие и слепоглухие люди работают в старейшей мастерской объединения, которая занимается изготовлением керамической посуды, украшений и предметов интерьера. Куратор керамической мастерской Алла Гутина рассказала «Особому взгляду» о том, какую работу они могут выполнять и чем отличается свободное творчество от творческой работы.
О мастерской
Керамическая мастерская Творческого объединения «Круг» располагается в двухэтажном кирпичном здании на юго-западе Москвы. Каждое утро из разных районов города сюда приезжают люди с нарушениями зрения, слуха и с ментальными особенностями для того, чтобы вместе с мастерами и кураторами без физических ограничений выпускать керамическую продукцию.
Керамическая мастерская разделена на участки, связанные с разными этапами производства. На литейном участке создается большое количество одинаковых изделий. Здесь работают мастера с хорошим зрением. Во время заливания глины в формы необходим визуальный контроль. Росписью и глазурованием изделий после обжига также занимаются только люди без нарушения зрения.
Керамисты с нарушением зрения работают на участке ручной лепки. На нем руками делают чашки, тарелки, миски, пиалы, салатные ложки, чайники, кашпо, вазы. «Мы производим почти всю утварь, которая используется на кухне, — сказала Алла Гутина, — сувенирной продукции у нас практически нет. Помимо предметов быта, мы делаем только бусы, колье, броши, елочные украшения и подвески для шоперов».
Техники ручной лепки
Тифлокомментарий: крупным планом руки мастера, сжимающие глину, он трудится на широкой деревянной поверхности.
По словам Аллы Гутиной, основные техники ручной лепки доступны для керамистов с нарушением зрения. В технике набивки форм они на ощупь из кусочков глины создают элементы орнамента (рисунка) и выкладывают его на стенках гипсовой формы.
В зависимости от формы рельефный рисунок может быть выполнен внутри изделия или снаружи него. Такая техника применяется при изготовлении мисок, тарелок, кашпо.
«Незрячий керамист сам придумывает рисунок, — сказала Алла Гутина, — мы не говорим ему, каким он должен быть. Создание такого рельефного орнамента — процесс творческий. Бывают ситуации, когда определенный рисунок понравился покупателю, и он просит повторить его на партии заказанных им изделиях».
В технике лепки из комка делают чашки, миски, ложки, предметы декора. Из куска глины незрячий керамист пальцами формирует необходимую форму изделия.
В пластовой технике делают тарелки и украшения. Незрячие мастера скалкой раскатывают пласт глины, из которого затем по лекалам вырезают изделия. Раскатывать пласт нужной толщины им помогают специальные деревянные направляющие.
«Работа с орнаментом, пластом и лепка из комка глины — это основные техники, в которых работают наши незрячие керамисты, — продолжила Алла Гутина, — в нашей мастерской они не работают на гончарном кругу, хотя мне кажется, эта техника тоже была бы им доступна. Однако, она требует длительного обучения в индивидуальном порядке, которого мы не можем обеспечить».
О керамистах
В мастерской незрячий человек может с нуля освоить техники ручной лепки. Мастера и кураторы готовы обучить его, но эффективность процесса работы во многом зависит от самого человека: от его предыдущих навыков и характера.
«Есть незрячие люди, которые уже через месяц начинают работать самостоятельно, — сказала Алла Гутова, — они руками чувствуют пропорции, понимают, как надо соединить элементы предмета, чтобы он выглядел красиво. И это внутреннее понимание красоты у человека или есть, или нет. Обучить ему невозможно. Не так давно к нам пришел Евгений, который потерял зрение из-за аварии на работе. По образованию он химик и с творчеством никогда не был связан. Однако даже его первое изделие из глины можно было оценить на отлично. У Жени оказалось развито это внутреннее чувство красоты, и он работает так, что к нему можно не подходить с советами».
Незрячая Ирина, по словам Аллы Гутиной, тоже любит работать самостоятельно. Она просит мастеров показывать ей новые сложные формы и не боится работать с ними. В мастерской есть ее авторские изделия. Например, сухарница, выполненная из переплетенных жгутиков глины, похожих на лозу. Ирина хорошо работает в пластовой технике и делает тарелки разных форм.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Керамическая светло-молочная тарелка круглой формы расположена на поверхности, укрытой льняной скатертью.
«А наш старейший незрячий керамист Михаил любит придумывать что-то новое, — продолжила Алла Гутина, — есть люди, которые боятся идти вперед без подсказки со стороны, боятся фантазировать. Миша как раз не такой. Он смело пробует новые формы. Ему скучно делать одинаковые изделия. Миша хорошо работает с выкладкой жгутов из глины. Это древнейшая техника, при которой глина раскатывается жгутом и укладывается спиралью. Таким образом Миша делает прекрасные вазы, миски, тарелки».
Работа керамиста в мастерской предполагает выполнение заданий работодателя.
«Мы занимаемся ремесленным производством, которое зависит от потребительского спроса. То есть мы получаем заказ на изготовление конкретного количества тарелок, и Миша его выполняет. Он делает нужное количество тарелок определенной формы, а орнамент может придумать для них разный», — объяснила Алла Гутина.
О кураторе
В мастерской керамисты с нарушением зрения работают под руководством куратора без нарушения зрения. В его обязанности входит определить и дать им задание на день, контролировать его выполнение и качество произведенных в результате этого изделий.
В производстве керамических предметов используются разные виды глины. Выбрать нужный вид перед началом работы незрячим керамистам также помогает куратор.
«Конечно, бывают дни, когда нет больших заказов, тогда куратор разрешает незрячим керамистам заниматься свободным творчеством — сделать из глины то, что они хотят», — сказала Алла Гутина.
Работа дома
Процесс изготовления изделия из глины кажется простым и доступным незрячим людям даже в домашних условиях, но это не так. Человек без зрения может, к примеру, сделать из глины кухонную посуду, но использовать ее можно только после обжига и глазурования. Обжиг глиняных изделий происходит в специальной муфельной печи при температуре более 1000 градусов, а при глазуровании используются соли, оксиды, пигменты, которые вступают в химические реакции, требующие визуального контроля.
«Глиняные изделия, которые не были подвергнуты глазурованию, будут во время использования впитывать влагу и запахи, — объяснила Алла Гутина. — Китайские чайники, к примеру, специально не глазуруют, чтобы они надолго сохраняли аромат заваренного в них чая. Самостоятельно глазуровать изделия в домашних условиях незрячим людям невозможно. Правда, существует еще один, древнейший способ обработки посуды из глины, который называется молочение. Изделие окунают в жирное молоко и затем обжигают. После такой обработки оно долгое время тоже не будет впитывать запахи и влагу. Таким способом в древние времена делали крынки, кувшины, миски, и он вполне доступен керамисту без зрения».
Незрячему человеку, который хотел бы заниматься изготовлением керамических изделий в домашних условиях, Алла Гутина советует подумать о напарнике без нарушения зрения. Помощник мог бы заниматься окраской и глазурованием изделий, а обжигать их можно в муфельных печах профессиональных мастерских. Сегодня многие мастерские предлагают платные услуги обжига. Воспользоваться ими как раз и могут керамисты, у которых дома нет профессиональной гончарной печи.
«Обычно их рабочий день начинается с11-12 часов утра, — рассказала Алла Гутина, — ребятам с инвалидностью тяжело добираться до работы по загруженной Москве, и они стараются передвигаться по городу не в час пик. Свой рабочий график и количество рабочих часов керамисты с инвалидностью определяют для себя сами. Среди наших незрячих сотрудников есть люди, которые работают в мастерской с утра до вечера 5 раз в неделю, а есть те, кто приезжает несколько раз в неделю на 4-5 часов».