Светлана Буянова — педагог школы-интерната № 1 в Москве. В своих материалах она рассказывает о том, как научить незрячих детей самообслуживанию. В этой статье речь пойдет о том, как научить незрячего ребенка складывать одежду и наводить порядок в вещах.
Порядок для незрячего человека — жизненная необходимость. Без зрительного контроля очень трудно найти вещь, случайно переложенную кем-то в другое место. В таком случае для успешных поисков либо уйдет очень много времени, так как руками необходимо проверить все углы в квартире, либо будут требоваться подробные объяснения, где вещь находится. Именно по этой причине семьи незрячих людей крайне редко делают перестановку мебели и всегда кладут вещи в строго отведенные места.
Порядок позволяет экономить время, быть независимым, рационально передвигаться в пространстве и чувствовать себя комфортно и безопасно. Навыки самостоятельности начинаются со знаний, где какой предмет находится, и с возможности в любой момент безопасно взять эту вещь и использовать по назначению.
Психологические законы одинаковы для незрячих людей и для людей без нарушения зрения. При сохранном интеллекте отличие лишь в том, что незрячие дети «школу жизни» проходят чуть позже и осторожнее, чем их сверстники без нарушения зрения.
Тифлокомментарий: цветная фотография. У окна спиной к нам стоит светлоголовый малыш месяцев девяти. На нем футболка с длинным рукавом в тонкую красно-белую полоску. Он опирается на стекло ладошкой, разглядывает зеленый пейзаж за окном.
Обучение начинается с освоения территории. Едва научившись ползать или держаться на ногах, ребенок приближается к шкафам, открывает их и хозяйничает. На первоначальных этапах игра маленького ребенка — просто выкинуть все вещи из шкафа, желательно — несколько раз. Через некоторое время ребенок не только «выгружает» шкаф, но и измеряет пространство, разместившись там сидя, лежа или в неизвестных науке позах.
Следующий этап — манипулирование предметами. Оказывается, например, по кастрюлям можно стучать, в них можно что-то положить, сесть туда, надеть кастрюлю на голову и так далее. Если понаблюдать за малышом в этот период, можно обратить внимание, как целенаправленно он стремится именно к тому шкафу, в пространстве которого еще не все освоил. Незрячий ребенок осваивает пространство смело, с интересом слушая, как звучат окружающие его предметы, как они пахнут, какой имеют вкус, как осязаются. Понимание, что объект теплый или холодный, шершавый или гладкий, скользкий, бархатистый, кислый и т. п., приходит вместе с опытом, полученным в раннем детстве. Позже эти знания отразятся в активной речи и на интеллекте ребенка.
Задача родителей в этот период сделать безопасными данные исследования и помочь разнообразить манипуляции ребенка с предметами. Например, показать сколько кастрюль можно поставить в большую кастрюльку (как матрешки) или опустить половник и помешать им, узнать, где «живет» эта кастрюлька, какие у нее «соседи». Таким образом ребенок на практике будет изучать назначение, местоположение, варианты использования предметов, а также познавать математические величины: большой — маленький, глубокий — мелкий, вверху — внизу. Он также научится ориентироваться в пространстве: над — под, слева — справа, около и др. Постепенно ребенок накопит личный жизненный опыт, расширит словарный запас и свои представления об окружающем мире.
Безусловно, этот период очень сложен для родителей. Поддерживать идеальный порядок с маленьким ребенком — непростая задача. Но на данном этапе важно научить манипулировать предметами, помочь запомнить их «место жительства», начать формировать произвольное внимание, поддерживать любознательность, то есть тренировать навык активной интеллектуальной деятельности.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный план деревянного сортера: развивающей игрушки для сортировки предметов по форме. Ребенок вкладывает деревянную шайбу в круглую форму. Рядом с ней на доске пустое отверстие для шестиугольной призмы.
Родителям сложно противостоять врожденной любознательности ребенка и ограничить его биологический познавательный инстинкт, но некоторым, к сожалению, удается. В таком случае мы получаем незрячего ребенка со слабыми представлениями об окружающем мире. Учитывая зрительную депривацию и возможность смотреть и исследовать только руками, а ребенок этого делать не умеет и боится, появляется инертный инфантильный потребитель.
В активный исследовательский период начинаем приучать ребенка к тому, что у каждой вещи есть свое место. Покушали — посуду убираем в мойку. Ребенок еще и помоет с удовольствием! Конечно, при этом он и сам помоется, но вы ведь успели отрегулировать теплую воду?
Ежедневно, выполняя простые домашние дела и общаясь с ребенком, объясняем, что фантики от конфет и другой мусор «живет» в мусорном ведре, ботинки — на полочке в коридоре, зубная щетка — в ванной комнате, мягкая подушка — на его кроватке. Действие сопровождаем тифлокомментированием, чтобы ребенок постепенно привыкал к названию предметов, их назначению и расположению в пространстве.
Следующий этап обучения порядку — игра. Можно играть в сюжетно-ролевые, конструкторские, подвижные и настольные игры. Например, ребенок в роли мамы учит свою «дочку» складывать вещи. Сюжет игры в инженеров может предполагать рациональную расстановку посуды в посудомоечной машине. Одна из вариаций спортивной игры — кто быстрее выбросит фантик в мусорное ведро. Естественно, взрослый немного подыграет и чуть отстанет в забеге, а потом обязательно похвалит своего малыша за быстроту и ловкость.
Любое обучение будет результативным, если вы не бесконечно отчитываете ребенка за что-то, а играете с ним. В возрасте до 7 лет, а иногда и дольше, детям понятен только язык игры и язык эмоций. Долгие объяснения они просто физиологически не воспринимают, но прекрасно понимают эмоции близких. Достаточно слов: «Давай порадуем маму и на твоем грузовике отвезем все игрушки в их дом» — чтобы ребенок начал активно собирать разбросанные вещи. Фраза: «Папа гордится тем, как хорошо ты раскладываешь столовые приборы из посудомоечной машины по своим местам» — поможет ребенку стать настоящим помощником.
Тифлокомментарий: цветная фотография. По светлому полу шлепают две пары босых ног в белых штанах: одни — взрослые, другие — детские. Как будто мама учит малыша ходить, ведет его за руки перед собой.
Самые простые поручения ребенок может выполнять с двух лет. Маленькие дети могут собирать игрушки, вытирать пролитую жидкость, мыть горшок, убирать со стола после еды, вытирать пыль, класть грязную одежду в корзину для белья, разбирать пакеты с продуктами, сортировать отходы.
Незрячий ребенок
Ребенок 7-9 лет уже способен самостоятельно просыпаться по будильнику, управлять карманными деньгами, готовить простые блюда, накрывать на стол, мыть посуду, пылесосить.
Ребенок 10 лет и старше может помочь вам с небольшим ремонтом, загрузкой вещей в стиральную машину, развешиванием белья, участием в составлении семейного бюджета, в приготовлении полноценного обеда.
Успешное выполнение обязательно закрепляем похвалой. Можно обнять ребенка, погладить по голове, пожать ему руку — любое одобрение необходимо при обучении. Успешность и признание личности ребенка начинаются в его собственной семье. А значит, должны быть ежедневные поручения, которые усложняются по мере взросления.
Необходимо отметить, что есть категории детей, у которых должно быть четкое и неизменяемое расписание или традиция/ритуал. Такие ритуалы обязательно продумываем и включаем моменты «каждой вещи — свое место». Если у ребенка есть традиция «проснуться-умыться-почистить зубы-причесаться», то нужно дополнить ее задачами закрыть тюбик с зубной пастой, поставить его в стаканчик или очистить расческу от волос и положить ее на свое место. Такие небольшие и легкие алгоритмы дети принимают с радостью. Дальше вам не нужно будет контролировать, умылся ли ребенок, привел ли себя и все вокруг в порядок, эти действия будут выполняться автоматически.
Средний дошкольный возраст является сенситивным периодом обучения навыкам самообслуживания. В
Примерно один раз в месяц планируем совместное наведение порядка в шкафах. Это бесценное время стараемся разнообразить любимой музыкой, душевными разговорами, обсуждением важных событий. Не старайтесь сразу объять необъятное, ориентируйтесь на возможности ваших детей. При наведении порядка помните, что за каждую уборку ребенок должен научиться чему-то новому, а какой-то из навыков — закрепить.
Например, можно за один день научиться развешивать пальто и шубы в индивидуальные кофры, а пуховики и куртки сжимать и сворачивать. Для автоматизирования этого навыка достаточно повторять операцию каждый сезон.
Более сложные операции, например, складывание носков, трикотажа, постельного белья, требуют многократного подхода. Не торопитесь. Если вы научили ребенка находить уголки у наволочки, это уже движение вперед. Это умение позволит вам в следующий раз успешно сложить наволочку пополам, совместив следующую пару углов. Научившись складывать наволочку, можно приступать и к пододеяльнику. Как только ребенок освоит операции с наволочкой, пододеяльником и так далее, учим формировать комплект постельного белья для более простого и быстрого нахождения его в шкафу.
Постепенно знакомим ребенка с местами хранения бытовой химии, острых и режущих предметов, лекарств, правильному использованию этих предметов.
Храним только чистые вещи. Группирование белья, теплого трикотажа, домашней одежды, футболок, чулочно-носочных изделий, верхней одежды, сумок, обуви в соответствии с сезоном и частотой использования — основа удобного хранения. При раскладывании выстиранной одежды учим отдельно складывать одежду, требующую ремонта и глажения. Пару одинаковых носков легче выбрать из небольшой партии одежды после стирки, чем в одной большой корзине. Для удобного хранения носочки можно соединить, чуть растянув резинку одного носка. Второй носочек заправляется под резинку. В секции для носков для удобства незрячие люди группируют высокие и низкие, темные и светлые носки. Закрытые шкафы и секции позволят скрыть даже небольшой беспорядок от посторонних взглядов и сэкономить время ежедневной уборки.
При складывании одежды незрячим людям удобно ориентироваться по хорошо осязаемым плечевым, боковым, шаговым швам. Если взять любую вещь за плечевые швы и встряхнуть, вещь расправляется ровно по всей длине. При этом горловина изделия раскладывается и позволяет легко сориентироваться и найти переднюю и заднюю половинку изделия. При раскрое горловина спереди вырезается глубже — в соответствии с физиологическим строением тела человека. Правильность нахождения задней половинки изделия подкрепляется наличием этикетки.
Продолжаем учить детей обращать внимание на любые мелочи: вырез горловины, рисунок на одежде, пуговицы, пайетки, молнии, этикетки, фактуру ткани. Внимание к мелким деталям увеличивает скорость узнавания своих вещей, позволяет быстро и качественно ориентироваться в одежде, обогащает и расширяет жизненный опыт и совершенствует навыки самообслуживания.
Навык развешивания одежды на плечики без труда формируется у детей, хорошо ориентирующихся в частях своего тела и названиях частей одежды. В этом случае достаточно несколько раз показать, как горловина надевается на крючок вешалки, а плечевые швы ложатся на дуги (плечики), и ребенку больше не составит труда повесить свою одежду. Рубашки надеваются на плечики так же, как и на тело человека. Чтобы рубашки не соскальзывали, их нужно застегнуть. Вешалки в шкаф необходимо выбирать нескользкие, например, бархатные.
По плечевым швам будет легко ориентироваться и при складывании. Обратите внимание на качество дидактического пособия (первой вещи для складывания) — удобнее начать с небольших вещей с ровными, четкими, хорошо осязаемыми линиями. Громоздкая и плохо сшитая одежда не принесет желаемого результата и навсегда избавит от желания научиться аккуратно складывать вещи. Достаточно совместить короткие плечевые швы друг с другом (передней частью горловины внутрь), чтобы рукава сложились ровно. Далее рукава кладем на изделие, расправляем. Следующий шаг — складываем вещь в длину. Ориентируемся по размеру полки в шкафу и длине изделия. Иногда достаточно сложить вещь в длину пополам, иногда — в три или четыре раза.
Если ваш ребенок уже более взрослый, то самое время поговорить с ним о разумном потреблении. Большое количество вещей трудно разместить так, чтобы их легко и удобно было использовать. Вещи, хранящиеся в труднодоступных местах, часто только захламляют пространство.
С ребенком препубертатного и пубертатного периода очень важно откровенно говорить о личной гигиене. Во время гормональной перестройки всего организма и, как следствие, повышенной потливости и активной работы сальных желез, одежда тоже требует дополнительного ухода.
Сочетание предметов гардероба по цвету и стилю незрячий подросток учитывает, когда решает, какой комплект одежды выбрать на следующий день или для какого-то события. Удобно, если обувь хранится в обувнице (галошнице) и необходимую пару можно выбрать, просто открыв обувной шкаф. Ненавязчивые советы родителей, подбор одежды в магазине капсулами, удобное хранение комплектами и возможность легко найти необходимую вещь и сочетать ее в комплекте постепенно формируют вкус, стиль и эстетическое восприятие у незрячего человека.
Успешное будущее человека во многом зависит от воспитания, от социально-бытовых навыков ребенка и отношения к себе и окружающему миру. Умение аккуратно хранить вещи и поддерживать порядок лишь один из шагов к успешности. В каждом умении незрячего ребенка отражается большая родительская любовь и ответственность.