Деликатный вопрос: учим незрячего ребенка использовать туалетную бумагу

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На серо-голубой стене рулон туалетной бумаги на металлическом держателе.

В своей колонке на портале «Особый взгляд» тифлопедагог Марта Любимова рассказывает родителям о том, как помочь ребятам с нарушениям зрения стать самостоятельными. Мы уже публиковали статьи о том, как научить незрячих детей ориентироваться дома и на улице, осваивать базовые бытовые навыки вроде чистки зубов и застилания кровати, а также о том, как сделать кухню удобной и научить ребенка готовить. Сегодня речь пойдет о не менее важной проблеме - использовании туалетной бумаги.

Аня стала совсем взрослая! Она уже многое умела делать сама, чем очень радовала своих родителей. Мама Лена очень старалась всему научить свою маленькую незрячую дочку. Всей семьей учили Анюту есть ложкой, играть и пользоваться горшком.

Аня многое умела и хотела делать сама, но вот такое деликатное дело, как использование туалетной бумаги, всегда выполнял кто-то из родственников. Но сегодня малышка заявила: «Мама, дай я сама!» На этот раз совместными усилиями справились, но мама Лена задумалась, как сделать этот процесс удобным и, самое главное, результативным для Анютки.

Собрали семейный совет с бабушкой. Сначала решили определиться с трудностями. Общими усилиями составили такой список:

  • найти туалетную бумагу (проблема на будущее, когда Аня сможет сама пользоваться общественными уборными);

  • отмерить нужное количество;

  • сложить бумагу для использования;

  • как использовать бумагу?

  • сколько бумажек нужно для хорошего результата? как узнать, что попа уже чистая?

  • куда выкидывать бумагу?

  • что делать, когда бумаги нет? (последний вопрос возник у бабушки, когда она вспомнила, что к ней на дачу приезжала внучка подруги в возрасте семи лет, которая умела использовать только влажные салфетки, а когда не увидела их в дачном туалете, не знала, что делать).

Решили пойти строго по списку и обдумать каждый пункт по порядку.

Ищем туалетную бумагу

Так или иначе существуют некоторые закономерности хранения принадлежностей в уборной комнате. Бабушка предложила с сегодняшнего дня показывать Ане варианты хранения туалетной бумаги во всех туалетах, где они бывают. Рулоны могут крепиться на стене слева или справа от унитаза, на двери уборной комнаты; стоять на бачке унитаза или даже на полу слева или справа от унитаза. В редких случаях могут быть и другие варианты, например, на стене за унитазом и т.д.

Отмеряем нужное количество бумаги

В решении этого вопроса были выдвинуты две идеи. Первая – сделать на стене рельефную метку, до которой нужно отматывать бумагу (на первое время). Вторая – отмерять необходимое количество бумаги, обматывая ее правой рукой вокруг пальцев левой руки два-три раза. Использовать можно, снимая с руки и вытираясь этим плоским рулоном. Хотя на первом этапе можно и не снимать бумагу с руки, но тогда важно следить, чтобы пальцы были внутри.

На случай если оба варианта не подойдут, решили попробовать использовать:

  • влажные салфетки или влажную туалетную бумагу (результат быстрее, и влажные салфетки уже разрезаны на нужные кусочки);

  • сухие одноразовые бумажные платочки в коробках;

  • заранее сложенные кусочки туалетной бумаги, когда нет готовых салфеток или платочков (хранить их можно в коробках подходящего размера).

Тифлокомментарий: на желтом фоне две цветные фотографии в белых рамках. На фотографии слева туалетная бумага на металлическом держателе. Бумага отмотана на полтора листа - до коричневой полосы, приклеенной на кафельную стену. На фотографии справа отмотанный лист туалетной бумаги и пробковая полоса на стене показаны более крупно.

Складываем бумагу

Всем было понятно, что нужно учиться складывать бумагу, причем не в уборной комнате, когда бумага уже нужна, а в любое другое время. Это в целом полезное умение - складывать. Еще нужно научить не комкать бумагу.

Как использовать?

Еще до того, как встал вопрос обучения вытиранию попы, мама всегда проговаривала все свои действия вслух и давала Ане изучить рулоны туалетной бумаги и салфетки.

Отрабатывать движения мама Лена предложила на куклах – это давно испытанный метод в работе с Анютой. А кукол у девочки было много - больших и маленьких.

Для этой цели подойдет любой не липкий, но ощутимый продукт. На семейном совете придумали использовать зернистую зубную пасту: ее или масло можно нанести на тарелку или попу куклы, а затем показать приемом «рука на руке», как выполнять процесс вытирания.

Тифлокомментарий: на желтом фоне цветная фотография в белой рамочке. На стуле попой кверху лежит раздетая кукла-пупс. Детские руки вытирают попу куклы туалетной бумагой.

За дело взялась бабушка и сегодня же вечером на самой большой пластиковой кукле показала Анюте, как она сама вытирает попу куклы, а внучка, держа руку на руке бабушки, следила за ее действиями. Потом руки поменялись местами, и бабушка, держа свою руку на руке внучки, помогала довести дело до конца. Потом Аня осмотрела куклу, нашла остатки пасты и новой салфеткой вытерла куклу начисто.

После этого Анюте показали, как нужно приседать или наклоняться перед тем, как начать вытирать попу. Иначе, если стоять, чисто вытереть не получится.

С тем, чтобы показать, как должна двигаться рука по самой попе и как располагается бумага, вопросов не возникло – опять прием «рука на руке»! Мама Лена теперь решила каждый раз, когда приходит время пользоваться туалетной бумагой, давать Анюте возможность выполнять действие самой так, чтобы дочка держала бумагу, а мама, наложив свою руку на руку малышки, помогала ей.

Особое внимание уделили тому, что девочки должны вытирать попу обязательно спереди назад, а также тому, что туалетную бумагу нужно использовать, не только когда сходила в туалет «по большому», но и «по-маленькому».

С каждым разом надавливать на руку малышки нужно будет все меньше, чтобы дать больше самостоятельности. Но в этом проблем у мамы Лены не было! Она старалась сделать все, чтобы Аня стала самостоятельной, и использовала для этого любую возможность.

Сколько нужно бумаги?

На первый взгляд этот вопрос показался маме и бабушке одним из самых простых. Но, поговорив с мамами других незрячих малышей, Лена поняла, что здесь все не так просто. Дети часто используют слишком мало бумаги и потом ходят с испачканным бельем или наоборот готовы перевести весь рулон за раз. А контролировать чистоту салфетки у незрячих малышей возможности нет. Лена решила проконсультироваться с другими мамами незрячих детей и тифлопедагогом. Вот какие советы она получила:

  • если ребенок умеет считать, оговорить, сколько раз нужно вытирать попу. Например, нужно пять салфеток. Пусть лучше будет использовано немного больше бумаги, чем необходимо;

  • отложить в отдельные конверты нужное количество готовых салфеток, один конверт – на один раз. Пусть там будет, например, пять готовых сложенных кусков бумаги;

  • обратить внимание ребенка на ощущения на коже, при которых можно закончить процедуру;

  • на первом этапе, проговаривая ребенку действия, контролировать процесс.

На первом этапе в начале обучения главная цель – научить процессу, а не результат. Результат сначала могут отслеживать родственники.

Тифлокомментарий: на желтом фоне две цветные фотографии в белой рамочке. Детская правая рука с намотанной вокруг четырех пальцев туалетной бумагой. На фото слева большой палец придерживает намотанную бумагу, справа – отведен в сторону.

Куда выбрасывать использованную бумагу?

Что делать с использованной бумагой, салфетками, платочками? Анюте показали, где стоит корзина для мусора в туалете и решили при каждой возможности показывать, где может стоять корзина в других уборных и какой может быть корзина и крышка. Бабушка объяснила внучке, что нужно сначала найти ведро (рукой, ногой или - при обследовании незнакомой туалетной комнаты - белой тростью), а потом выбросить туда салфетку.

Потом девочке объяснили, что в некоторых домах мусорного ведра в уборных может не быть - тогда хозяева дома предполагают, что бумагу можно выбросить прямо в унитаз.

Что делать, когда бумаги нет?

Поскольку ситуации бывают разные, при каждой возможности стали обговаривать с Аней, чем еще можно вытереть попу, если специальной бумаги или влажных салфеток нет. А когда появилась возможность, показали, как пользоваться специальным гигиеническим душем и биде. Ведь вода и мыло – лучшие помощники в соблюдении чистоты!

Многие мамы потом спросят Лену, с какого возраста стоит учить незрячего малыша самостоятельно вытирать попу. Но Лена знает, что единого верного ответа здесь нет. Свою зрячую дочку она начала учить после двух с половиной лет, когда у нее появилось желание быть самостоятельной. Анюту - несколько позже. Но самое главное – не упустить момент и начинать учить тогда, когда у ребенка есть стремление к самостоятельности. Как только вы понимаете, что ребенок уже может выполнять это действие, нужно не затягивая начинать обучение. Мама Лена как никто знает, что учить всегда сложно, но еще сложнее потом жить с ребенком, который ничего не умеет делать. И самому ребенку потом придется нелегко.

«И обязательно объясняйте ребенку, зачем он что-то делает, - скажет Елена другим мамам. - Ребенок обязательно должен понимать, зачем он это делает и что будет, если он он чего-то не сделает. Говорите ребенку, что если не вытирать попу или делать это плохо, то попа будет болеть и щипать, а от человека будет плохо пахнуть».

Все колонки Марты Любимовой читайте в ее авторском блоге на портале «Особый взгляд» по ссылке.