Светлана Буянова — педагог школы-интерната № 1 в Москве. В своих материалах она рассказывает о том, как научить незрячих детей самообслуживанию. В этой статье речь пойдет о ручной и машинной стирке, а также о том, как научить ребенка сортировать одежду по цвету и фактуре.
Наша одежда «говорит» о многом, например, о личных качествах (рассеянность или педантичность) и об отношении к себе. Во время работы в школе-интернате для незрячих детей невольно обращаешь внимание на то, что одни ребята выглядят аккуратно с понедельника по пятницу, а одежда других уже ко вторнику «уставшая».
Умение хорошо выглядеть включает в себя много составляющих: общий стиль и взаимозаменяемость предметов гардероба, качество ткани, из которой изготовлена одежда, темперамент владельца, условия хранения вещей, уровень владения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Сегодня мы затронем лишь малую часть темы самообслуживания. Поговорим об умении незрячего ребенка определять необходимость освежить одежду, научим ручной и машинной стирке.
Формируем навык
Формировать навыки самообслуживания необходимо как можно раньше, постепенно прививая ребенку дошкольного возраста ответственное отношение к своему внешнему виду.
Обучаем в игре. Испачкали одежду во время обеда — несем в стиральную машину! Пролили сок на любимую футболку — бежим к стиральной машине! Опрокинулся игрушечный грузовик с «бетоном» или кастрюля с «кашей-малашей» во время игры с песком и водой на даче — несем вещи в стирку.
На этом этапе необходимо сформировать понимание, что одежда пачкается в следующих случаях: если что-то влажное падает или проливается на одежду, после общения с животными, если человек потеет, если одежда интенсивно или долго носилась, если предметы гардероба пыльные и имеют неприятный запах. При этом отношение к своему внешнему виду не должно быть истеричным, с надломом. В случае невозможности что-то отстирать — проехали по траве, сели на краску, испачкали ягодами — эти вещи можно использовать на даче, купить новые и т. д.
Ручная стирка
Это интересное и занимательное занятие. Все дети любят игры с водой. Младшие дошкольники с большим удовольствием нальют теплую воду в таз, опустят и намылят одежду, немного потрут. Чтобы акцентировать внимание ребенка на процессе и сделать стирку чуть продолжительнее по времени и осознаннее, обязательно нужно хвалить за желание помочь маме, говорить о важности стирки и... играть вместе. В этом случае ручная стирка у ребенка будет всегда ассоциироваться с приятным, важным и веселым занятием.
Тифлокомментарий: цветная фотография на зеленом фоне. Учебный класс со светлыми стенами. Темноволосый мальчик лет восьми что-то стирает в зеленом тазике, улыбается. На нем разноцветный фартук поверх белой рубашки с длинными рукавами.
Машинная стирка
Тифлокомментарий: цветная фотография на зеленом фоне. Светлая кухня. Темноволосая девочка лет десяти в очках вынимает белье из стиральной машины.
Машинная стирка состоит из нескольких этапов, вполне доступных незрячим детям даже с сочетанными диагнозами.
1. Сортировка одежды.
Традиционно сортируем одежду по цвету (темная/светлая, новая цветная одежда) и по фактуре (шерстяная/ворсистая, плотная ткань, шелк, тонкие ткани). Фактурную ткань (фланели, драпы, вязаный трикотаж, тонкие ткани) незрячие люди различают легко. Одежду из плотных шерстяных тканей предпочтительно сдать в химчистку, таким образом можно предупредить деформацию тканей пальто и пиджаков.
Сортировать по цвету незрячие дети могут с помощью прибора «Спектр», а легче и проще — по личному опыту. При выборе одежды в магазине продавец-консультант часто озвучивает цвет. Например: «Вам очень идет этот оттенок светло-голубого», «Вам под светлую рубашку подобрать белую майку?». В повседневной жизни родители могут называть предмет одежды, цвет и место в шкафу. Таким образом ребенок будет знать цвета собственной одежды, сезонность и условия хранения.
Кроме того, ребенку необходимо объяснить, что новая, ярко окрашенная и темная одежда линяет. Она может неравномерно окрасить светлые ткани в зеленый, желтый, грязно-серый или любой другой цвет. А светлая одежда во время стирки волокнами испортит и «состарит» темные вещи.
Во время первых сортировок белья потребуется помощь взрослого для уточнения цвета и «выбора компании» для стирки. Этот процесс детям интересен. По мельчайшим деталям (кнопки, рисунок на ткани, гладкость ткани, пуговицы или специальные метки) незрячие дети быстро овладевают навыком сортировки белья, постепенно изучая и опытным путем подбирая возможные варианты.
2. Загрузка стиральной машины.
При загрузке одежды в стиральную машину обязательно освобождаем карманы. Одежду с пайетками, молниями, объемной вышивкой, множеством металлических деталей выворачиваем на изнаночную сторону. Крупные молнии лучше застегнуть. Постельное белье расправляем над ванной, выворачиваем уголочки и слегка встряхиваем. Белье кладем в стиральную машину в расправленном виде, не загружая очень плотно барабан для более качественной стирки.
Перед тем как закрыть стиральную машину, нужно проверить круговым движением руки по краю резинки, нет ли там белья, иначе его зажмет дверкой.
3. Заполнение лотка моющими средствами.
Для машинной стирки используется только специальный порошок. Правильность выбора в магазине незрячий человек может уточнить у консультанта, других покупателей, с помощью программ на смартфоне Be My Eyes и TapTapSee.
Порошок для ручной стирки и для машины активаторного типа не используется в автоматической машине, так как имеет повышенное пенообразование и может привести к поломке. Порошки для стирки светлого белья содержат гранулы отбеливателя, которые при стирке темных вещей оставляют на них светлые неотстирывающиеся пятна. Жидкие средства для стирки более дорогостоящие, предназначаются для деликатной стирки цветного, черного, ворсистого, детского белья, а также пуховиков, мембранной одежды, шерсти, шелка, махровых полотенец, ковров. Конечно, такие тонкости объясняем детям постепенно, а начинаем с использования универсальных средств.
В стиральных машинах есть три лотка для заполнения моющими средствами, они обозначаются буквами или римскими цифрами. В отсек, обозначенный буквой «А» или цифрой «I», насыпается только порошок для предварительной стирки. Порошок для основной стирки (гель, пятновыводитель, отбеливатель) закладываются в отсек «В» или «II». Незрячий ребенок ориентируется по размеру. В самый большой отсек засыпается порошок для основной стирки, в открытый отсек поменьше — для предварительной, в маленький и полузакрытый отсек — кондиционер. Жидкие средства (кроме отбеливателя) и капсулы — кладем в барабан. Незрячему ребенку для отмеривания необходимого количества моющего средства нужен мерный стакан.
4. Выбор режима стирки.
Неопытным незрячим пользователям лучше использовать режимы, которые не повредят никаким видам ткани: смешанные ткани, деликатные ткани, спортивная стирка, шерсть, ручная стирка, шелк, минимальный режим, ежедневная стирка, повседневная стирка, верхняя одежда, темные ткани, быстрая стирка, синтетика, тонкие ткани, сорочки и другие. Выбор оптимального режима зависит от возможности вашей стиральной машины и удобства использования режима незрячим пользователем. Большинство стиральных машин имеют колесо выбора программы стирки. Для незрячего человека это очень удобно, потому что выбрать необходимый режим можно всего лишь повернув колесо влево или вправо на необходимое количество шагов. При повороте колеса отчетливо ощущаются «шаги» выбора режима с небольшой отдачей колеса назад.
5. Запуск стиральной машины.
Незрячий ребенок с легкостью отсчитывает нужное количество шагов и подтверждает выбор программы кнопкой «Пуск». Если вашему ребенку трудно ориентироваться в ряде кнопок и выборе программ, то отметьте их выпуклой меткой (самоклеющийся скотч, витражные краски, контур по ткани, небольшая наклейка). Убедившись, что стиральная машина наполняется и начинает мерно крутить барабан, можно заняться другими делами.
6. Разгрузка стиральной машины.
После звукового сигнала колесо выбора программ возвращаем в исходное положение (засечкой вверх), открываем дверцу стиральной машины и выкладываем белье в чистую емкость. Белье встряхиваем и расправляем, ориентируясь по уголкам (пододеяльники, простыни, наволочки, полотенца), боковым и плечевым швам (платья, сорочки, футболки), по поясу (юбки, брюки, шорты) и по резинке (носочки, плавки, колготки, пижамные штаны).
Время, проведенное с ребенком в игре, объяснении, практической деятельности, выборе необходимого порошка в магазине, сортировке белья и стирке, укрепляет и гармонизирует отношения в семье, расширяет кругозор незрячего ребенка, воспитывает трудолюбие, ответственность, заботливое отношение к себе и близким. Первые результаты занятий проявятся в подростковом возрасте, когда вам не нужно будет напоминать о необходимости стирки или замены одежды, а незрячий ребенок станет активным созидателем своей счастливой самостоятельной жизни.
Алгоритм ручной стирки очень прост:
Намочить предмет стирки. Если ненадолго оставить в мыльной воде, то одежда отстирается легче. При отсутствии возможности постирать одежду в тазу (детский лагерь, школа, командировка, гостиница, стационар и т. п.) — для ручной стирки достаточно раковины и крана с водой.
Намылить самые загрязненные места и тщательно потереть. Вещь берем так, чтобы наиболее загрязненные места находились между двух кулачков и терлись друг о друга при движении руками вверх — вниз или от себя и к себе.
Сполоснуть в мыльной воде и повторить намыливание и стирку всего предмета одежды.
Прополоскать в теплой воде, слегка поднимая и опуская вещь так, чтобы выполоскать максимальное количество мыльного раствора. На этом этапе полоскание можно повторить несколько раз.
Прополоскать вещи в прохладной воде. Хорошо прополосканные вещи становятся слегка «скрипучими». Можно добавить кондиционер, чтобы снять статическое напряжение с шерстяных вещей.
Отжимаем вещь, скручивая ее руками в разных направлениях.
Встряхиваем. Чтобы вещь расправить быстро и качественно, целесообразно майки и футболки перед встряхиванием взять за плечевые швы, брюки и штаны — за пояс у боковых швов, носки — за резинку.
Развешиваем одежду.