В каком возрасте ребенка учат ставить подпись? С чего начать обучение? Об этом рассказывает педагог школы-интерната № 1 в Москве Светлана Буянова. Текст также был опубликован в блоге учителя.
Каждому человеку регулярно приходится ставить личную подпись под тем или иным документом, подтверждая, таким образом, свое согласие с его содержанием. С необходимостью личной подписи сталкиваются в жизни и незрячие люди. Однако, если человек без нарушения зрения, как правило, сам создает свою подпись, меняя ее на первоначальных этапах до тех пор, пока она его не удовлетворит, то незрячему человеку нужно помочь не только в «разработке» его личной подписи, но и в специальном формировании умения расписываться. Использование незрячими людьми подписи-штампа или электронной подписи не всегда допускается в официальных документах, поэтому людей с инвалидностью по зрению часто просят поставить подпись собственноручно.
Наличие электронной подписи позволяет подписывать электронные документы. Создание такой подписи требует материальных затрат и технического сопровождения, ее также необходимо продлять и видоизменять каждые 15 месяцев.
Электронная подпись необходима юридическим лицам для регистрации предприятия, структур малого бизнеса, участия в аукционах, финансовой отчетности и другое. Необходимо отметить, что при дальнейшем оформлении документооборота электронные подписи просят подтвердить подписью ответственного лица и печатью.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Человек в джинсах и черном худи стоит на фоне серой стены. В правой руке он держит и протягивает вперед черный платежный терминал с дисплеем. На нем рядами располагаются три цветные кнопки: красная, желтая и зеленая и кнопки с цифрами.
Простым примером электронной подписи для физического лица является пин-код, пароль, цифровой код при открытии приложений, сайтов, электронных устройств.
Подпись-штамп или факсимиле создается на основе собственноручной подписи, используется при отсутствии ответственного работника (отпуск, больничный) по договоренности как временная. В официальных документах обязательна «живая» подпись ответственного лица.
Когда же следует начинать учить слепого ребенка расписываться? Рациональнее всего делать это до 14 лет, т. е. до получения паспорта, так как при его получении уже необходима личная подпись.
Определившись с возрастом обучения, необходимо определиться и с выделением специального времени для такого обучения. Целесообразнее всего на формирование умения расписываться выделять специальное время в коррекционном курсе «Социально-бытовая ориентировка» (СБО). Этот курс как обязательный входит в коррекционную область Федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Проводятся занятия по СБО в соответствии с учебным планом во второй половине дня и направлены на формирование у детей с глубоким нарушением зрения знаний, умений и навыков, необходимых людям с инвалидностью по зрению для их успешной адаптации в социальной среде и самостоятельном проживании.
Занятия по социально-бытовой ориентировке, целью которых является научить незрячих школьников ставить свою подпись, следует проводить примерно за месяц до получения паспорта, далее — с периодичностью в год — для закрепления и автоматизации умения.
До начала обучения необходимо четко оговорить с учащимися, где и когда подпись безопасна и какую юридическую силу она имеет. Незрячим школьникам необходимо объяснить, что они, как и все люди, должны уметь ставить свою подпись, что она нужна в библиотечном формуляре, журналах по технике безопасности, ведомостях выдачи дипломов и аттестатов, в книге регистрации брака, в заявлениях, в паспорте и финансовых документах при получении субсидий, пенсий; при заключении важных сделок в банках, у нотариуса, адвоката. Учащимся также необходимо объяснить, что перед тем, как поставить свою подпись, незрячий человек обязан попросить человека, которому доверяет, полностью прочитать документ.
Создание личной подписи — интересный творческий процесс. Подпись незрячих людей часто бывает графичной, очень нестандартной — в этом ее уникальность и защита от возможных подделок.
Обучение следует проводить поэтапно.
Сначала педагог демонстрирует, как выглядят подписи. Педагог (обучающий) может разработать образцы подписи для каждого учащегося и выполнить их в рельефном варианте. При этом необходимо помнить о том, что незрячему человеку удобнее подписываться единым росчерком пера, так как, оторвав руку от подписи, очень сложно вернуться в нужное место, потому что плоскостные буквы не имеют рельефа. Кроме того, при создании подписи желательно использовать инициалы обучающегося, собственное имя человек, как правило, помнит даже в случае попадания в сложную жизненную ситуацию (например, травма головы или инсульт).
При обследовании образца подписи в рельефном варианте следует обращать внимание обучающихся на такие важные элементы букв, как их соединение и элементы, усложняющие и украшающие подпись (вертикальные и наклонные палочки, вертикальная и наклонная палочка с крючком, петельки, крючки, завитки, хвостики и др.).
Образцы подписей в рельефе можно выполнять витражными красками в тюбиках, контуром по ткани, пластилином или каким-либо другим способом. При этом размеры карточек с этими образцами должны варьироваться. Сначала надо давать образцы с крупными буквами, чтобы с помощью осязания или осязания и остаточного зрения обучающийся мог понять элементы, из которых состоит написание его подписи. Это обследование педагогу, естественно, необходимо сопровождать словесными пояснениями. Для изучения (обследования) подписи в рельефном исполнении удобнее использовать карточки со срезанными углами. Срезанный угол позволяет ученику правильно расположить карточку для последующего обследования.
Тифлокомментарий: коллаж из двух цветных фотографий. Первое фото: на белой карточке со срезанным нижним правым углом изображена прописная рельефная буква «в» серебристого цвета. Вторая фотография: на белом фоне в ряд расположены три рамки красного, синего и зеленого цветов с белыми прямоугольными окошками внутри. В каждом из окошек видна подпись. Над рамками черными печатными буквами написано «Учимся ставить свою подпись».
После обследования рельефных вариантов подписи необходимо приступить к обучению изображению подписи или инициалов букв сначала по образцу, а затем и по памяти или на песке (он может быть насыпан, например, в коробочку), или на пленке прибора для рельефного рисования и черчения «Школьник». В процессе обучения, когда рукой ученика пишет педагог, последний подробно объясняет написание букв, используя близкие ребенку ассоциации для более быстрого и качественного запоминания. Например: «Ведем прямую линию сверху вниз, это ’’спинка’’, далее возвращаемся по этой линии вверх и вправо проводим слегка округлую линию, ’’головку’’. Не отрывая руки, под ’’головкой’’ рисуем более выпуклый ’’животик’’. Получилась заглавная буква ’’в’’».
В случаях затруднения педагог (обучающий) показывает ребенку написание букв его подписи приемом «рука в руке» (приемом сопряженных действий). Учитель встает сзади ребенка, берет его руки в свои и проделывает последовательно все действия (пишет) руками ребенка, проговаривая все элементы букв подписи.
На следующем этапе учащиеся могут приступить к написанию своей подписи, используя при этом специальную рамочку.
Тифлокомментарий: коллаж из двух цветных фотографий. Первое фото: На коричневом столе лежит белый лист бумаги. С помощью темной ограничительной рамки с окошечком внутри человек тренируется ставить подпись. Выше видны несколько прописных букв «м». Второе фото: на белом фоне веером выложены шесть ограничительных рамок разных цветов.
Рамочка для подписи представляет собой прямоугольник с вырезанным в нем окошком размером 1,2×4,5 см, что соответствует примерному размеру стандартной подписи. Подпись данного размера универсальна для всех видов документов: паспорта, различных ведомостей, формуляров, договоров, платежных поручений, разрешений на медицинское обслуживание и других. Цвет рамки должен быть контрастным по отношению к бумаге, чтобы человеку, имеющему остаток зрения, легче было ориентироваться на листе бумаги. Ограничительная рамочка по просьбе незрячего человека устанавливается в место, где необходимо поставить подпись.
Рамочка имеет размер стандартной пластиковой карты, что позволяет ее хранить в специальных отделах бумажников и без труда доставать по необходимости.
После нескольких вариантов написания учителю (обучающему) необходимо отметить самые удачно выполненные и при необходимости указать, как дополнить подпись. Получившийся результат обязательно следует озвучить и похвалить. Эмоциональное подкрепление приносит радость и удовольствие от своей работы. Результаты творчества могут быть самыми разными: с хорошо читаемыми инициалами, похожие на «улиточку», «вьюгу», «подпись большого начальника» и т. п.
Навык умения ставить свою подпись требует обязательной автоматизации. К сожалению, без подкрепления на начальных этапах навык нестойкий. Частые ошибки: многократное письмо на одном месте, сильно растянутая запись буквы, ведение ручкой по рамке, обведение рамки, очень сильный нажим на ручку (как на грифель), проверка рукой пространства в окошечке рамки, после которой ручка не оставляет следа, и другие. Ошибки легко исправляются при обращении на них внимания.
Специальные знания, умения и навыки необходимы незрячим и слабовидящим людям для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Специальный навык предполагает достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практического действия. Овладение комплексом таких навыков позволяет незрячим и слабовидящим людям в какой-то степени, а некоторых случаях и во многом, компенсировать полную или частичную утрату зрения.
Необходимо учесть, что буквы в подписи незрячего и слабовидящего ребенка не всегда будут похожи на желаемый оригинал, но это будет его собственная подпись, которую трудно воспроизвести другому.
Читайте также:
Право на подпись: что нужно знать перед посещением нотариуса
Как незрячему человеку оформить доверенность
В 2020 году в издании для незрячих людей «Логосвос» вышло пособие «Учимся ставить свою подпись», составитель Буянова С. Г., редактор В. З. Денискина. В пособии даны рельефные образцы написания букв, подписей и размещения подписей в ограничительной рамке.