«Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей». Как незрячему ребенку увидеть картинку

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. В светлом помещении стоят двое мальчиков и две девочки дошкольного возраста в повседневной одежде. Трое из детей — в очках. Ребята широко улыбаются, что-то кричат, машут руками. На столе перед ними четыре книги большого формата в твердом переплете с крупными цветными иллюстрациями на обложках.

«Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров», — сказала героиня сказки «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла.

Книги без картинок мало привлекают детей. Рассматривая изображения, ребята знакомятся с миром, лучше понимают сюжетные линии повествования и учатся пересказывать их. А благодаря работе фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» все это становится доступным и для юных незрячих читателей. О том, как работает фонд и какие книги уже удалось опубликовать, «Особому взгляду» рассказала председатель правления фонда Татьяна Деген.

— Как и почему появилась мысль о необходимости создания иллюстрированных книг для незрячих детей?

— В начале 90-х годов мы занимались изготовлением поздравительных открыток с использованием технологии конгревного тиснения, в какой-то момент один из будущих учредителей фонда профессор, преподаватель на факультете психологии МГУ им. Ломоносова Микадзе Юрий Владимирович сказал, что эта технология могла бы быть полезной при создании книг для детей с нарушением зрения.

Мы стали развивать эту мысль и обратились за консультацией в институт коррекционной педагогики, специалисты которого занимаются в том числе изучением проблемы восприятия изображений детьми с нарушением зрения. Оказалось, что, действительно, потребность в книгах, картинки которых незрячие и слабовидящие дети могли бы тактильно изучать руками, есть, а изданий таких очень мало.

Рукодельные тактильные книги создаются небыстро и только в единственном экземпляре, а технологии, которые мы использовали при печати открыток, позволяли бы выпускать издания с рельефными иллюстрациями большим тиражом. И мы приступили к публикации наших первых книг с хорошими тактильными рисунками с рельефными краями, яркими цветами и с четко отделенными друг от друга фигурами.

Иллюстрации наших изданий оказались понятны незрячим и слабовидящим детям, но при этом остались привлекательны и для читателей с хорошим зрением. Так что и обычные дети, и дети с нарушением зрения могут читать одни и те же книги, а это делает их равными и способствует развитию инклюзивной среды.

Сегодня мы выпускаем ежегодно два комплекта книг, тираж каждого из которых 3000 экземпляров, а незрячих детей младшего школьного возраста, по словам специалистов, в России насчитывается более 35 000. Так что потребность в книгах с тактильными рисунками остается высокой.

«Иллюстрированные книги для маленьких слепых детей» — это предмет нашей деятельности и название благотворительного фонда.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлое помещение группы детского сада. Два мальчика лет шести в оранжевых футболках сидят за столом и увлеченно рассматривают лежащую перед ними большую книгу. На рисунке — касса цирка, зритель покупает билет, по периметру расположены тактильные иллюстрации цирковых персонажей: медведя, тигра, дрессировщика.

— Чем было обусловлено открытие фонда?

— Незрячие дети, как и зрячие, любят получать подарки, если эти подарки можно еще и потрогать руками, понять, то радости их нет предела. Мы хотим, чтобы книги с тактильными иллюстрациями были доступны каждому незрячему ребенку, чтобы они были у него дома, и в любой момент он мог возвращаться к ним, но для того, чтобы подарить ему их, нужны спонсоры, меценаты, которые готовы финансировать их производство.

Для решения этой задачи и был создан благотворительный фонд. В рамках программы «Книжки в подарок» мы привлекаем коммерческие организации и другие благотворительные фонды, которые могли бы оплачивать издание книг с тактильными рисунками и дарить их незрячим детям. Процесс этот дорогостоящий. Мы получаем субсидии и гранты, но они покрывают только одну треть расходов, а две трети ложится на пожертвования коммерческих организаций и частных благотворителей.

— Как вам удается привлекать благотворителей к финансированию издания книг для незрячих детей и почему им это может быть интересно?

— На первом этапе реализации программы «Книжки в подарок» мы изучили Всероссийскую базу специализированных библиотек и обучающих учреждений для детей с нарушением зрения, определили, сколько таких детей в возрасте от 3 до 6 лет живут в разных регионах страны, какие книги и в каком количестве им необходимы. Исходя из этого, мы начали искать крупных спонсоров и предлагать им подарить книжки с тактильными иллюстрациями незрячим и слабовидящим детям, которые посещают специализированные детские сады и школы в регионах их работы. По договору субсидии с Департаментом СМИ и рекламы города Москвы удается обеспечивать книжными наборами более двух тысяч маленьких москвичей с нарушениями зрения. Особенность программы заключается в том, что сами спонсоры и представители правительства Москвы лично дарят незрячим и слабовидящим детям книжки во время праздничных мероприятий в детских садах и школах. Таким образом они проявляют свою социальную ответственность.

— Если у незрячих и слабовидящих малышей нет дома тактильных иллюстрированных изданий, каким образом они могут познакомиться с ними?

— Конечно, мы хотели бы, чтобы тактильные книги были дома у всех незрячих детей, но так получается не всегда. По этой причине мы развиваем сотрудничество и с региональными библиотеками для слепых, стараясь передавать им по 3-4 экземпляра каждого нашего издания. В это нам помогают специальные гранты общественных организаций, такие как Фонд культуры, Русское географическое общество, Фонд президентских грантов. Так что маленькие читатели с нарушением зрения многих городов имеют возможность познакомиться в библиотеке или даже взять домой на время наши книги. А нам, как издателям, это позволяет увеличить охват читательской аудитории.

Тифлокомментарий: цветная фотография. За светлыми квадратными столами играют дети. За столом на переднем плане пять детей, двое мальчиков и три девочки, с интересом изучают красочные книги с большими объемными картинками, показывают друг другу яркие панорамные иллюстрации.

— Какие книги были уже опубликованы и что вы планируете издать в ближайшее время?

— При публикации книг мы стараемся отдавать предпочтение самым известным сказкам и обучающим материалам. Первой выпущенной нами книгой стала сказка «Колобок». Она всегда хорошо воспринимается детьми, а при ее издании можно было применить разные тактильные материалы.

Мы выпустили «Азбуку», при издании которой впервые, помимо полиграфических технологий, применили технику «Читающего карандаша». «Читающий» или «Волшебный карандаш» похож на пластиковую ручку, которая считывает напечатанные микрокоды на страницах книги, и можно послушать сказку, услышать разговоры героев, звуки природы, голоса животных и музыкальные фрагменты. Так наши книги незрячие читатели смогли изучать не только при помощи тактильных иллюстраций, но и при помощи звуковых дорожек.

После «Азбуки» мы издали «Веселый счет», «Синичкин календарь», «Путешествие по России», а сейчас мы выпускаем комплекты, повествующие о разных континентах и странах. В таких изданиях мы расскажем об обычаях, традициях разных стран и о сказках, пришедших из них. Все эти книги выходят комплектами, которые состоят из самой книги, «Читающего карандаша» и заданий, помогающих родителям выстроить общение с ребенком после ее прочтения, вспомнить сюжет повествования, вместе разгадать загадки и ребусы на тему книги. В комплект еще входит пакет-декорация и набор фигурок персонажей — получается такой настольный театр.

Такие комплекты книг понравились и тифлопедагогам, и родителям незрячих детей потому, что они позволяют ребенку с нарушением зрения самостоятельно работать с книгой. Первый раз он знакомится с ней совместно со взрослым человеком, а затем может один возвращаться к ее прочтению при помощи тактильных иллюстраций и «Волшебного карандаша». Благодаря такому взаимодействию с книгами незрячие и слабовидящие дети начинают лучше говорить, общаться с другими людьми, активней развиваются интеллектуально.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Три ребенка в очках с цветными оправами сидят на светлом диване, склонившись над большой яркой книгой. Ее держит на коленях девочка лет шести в розовом платье, она сидит в центре. В правой руке она сжимает «Волшебный карандаш». Это интерактивное устройство белого цвета, в форме морковки, которое помогает читать книгу, озвучивает картинки. По обе стороны от девочки сидят мальчики в светлых рубашках и брючках. Одному из них не больше двух лет, другой, постарше, тянется рукой к цветным тактильным иллюстрациям книги.

— Каким образом незрячие и слабовидящие дети могут получить в руки такие книги?

— Все книги издаются на средства грантов и спонсоров, так что получить их можно только через программу «Книжки в подарок». По почте мы принимаем заявки специальных учебных учреждений, а на сайте фонда — от родителей детей с нарушениями зрения, включаем их в программу и по возможности дарим комплекты книг малышам. Каждый год мы издаем конкретное число книг и передаем их детям с нарушением зрения через организации, где они воспитываются или обучаются.

Переизданий мы не делаем, то есть, если мы в прошлом году выпустили два набора книг тиражом 6000 экземпляров и несколько из них остались на складе, мы их можем передать в руки незрячим детям частным образом, но заказать издание ранее опубликованной книги нельзя.

Только «Азбука» вышла двойным тиражом, но она попала в программу Фонда президентских грантов, это позволило удвоить количество выпущенных экземпляров. Иногда мы делаем апгрейд: к примеру, мы выпускали хорошие книги, в которых детям в стихах объяснялись пространственные понятия; они издавались без «Читающего карандаша», но получили хорошую оценку специалистов, теперь мы готовим их апгрейд уже с «Волшебным карандашом». В любом случае заявку на сайте родители оставить могут и, за счет средств, которые фонду удается собрать через благотворительный сервис на сайте Мос.ру и «Активный гражданин», мы передадим книжки детям.