Основные аспекты доступности

Что делает сайт доступным для пользователей с ограничениями по зрению?

  • Следование международным стандартам. На сегодняшний день есть два основных стандарта: WCAG и WAR-ARIA. WCAG содержит рекомендации по обеспечению доступности для всех видов нозологий. WAR-ARIA регламентирует исключительно техническую часть реализации доступности для незрячих пользователей, которые пользуются скринридерами. «Хорошим тоном при разработке сайта, — говорит Артем Плаксин, руководитель группы экспертной оценки, незрячий веб-разработчик Everland, — является использование международного стандарта WAR-ARIA. Но в России о нем мало знают, к сожалению». Его поддерживает тестировщик Бека Гозилишвили: «Примерно 20% из проверенных сервисов следуют стандартам и то не в полной мере».

  • Правильная семантическая разметка на веб-странице и в мобильных приложениях. CAPTCHA должна быть не только графической, но и звуковой, либо текстовой, либо с возможностью поставить отметку «Я не робот».

  • Доступным нужно сделать и контент. Иллюстрации к статье, инфографика и т.д. должны быть подписаны, нужно также прописать alt-текст.
    Официальные документы часто публикуются в формате PDF. Но этот формат не всегда правильно воспроизводится скринридерами из-за некорректной верстки. Кроме того, доступность документа в формате PDF зависит от вида скринридера или браузера (в большинстве случаев документы в этом формате читают именно через браузер).
    Таблицы должны быть представлены на web-странице, а не в текстовом слое pdf-документа. Everland рекомендует публиковать все важные документы в формате HTML с корректной разметкой, так как PDF-файл грузится по страницам, кроме того, в нем нет функции поиска по всему документу.

  • В видеоролики необходимо добавлять закадровое описание того, что на них происходит. На сайтах и в приложениях нужна функция масштабирования.

  • Обеспечение доступности как сайта, так и мобильного приложения. Артем Плаксин: «Иногда компания адаптирует только приложения. Однако люди со слепотой часто предпочитают использовать именно сайт, а не приложение. Они не всегда могут установить достаточное количество приложений на свой мобильный телефон. К тому же у этой категории людей выше риск потери или кражи аппарата, что может лишить доступа к услуге. В банковской сфере, сфере провайдеров мобильной связи и интернета недоступность сайта может быть критичной».

  • Системный подход. Необходимо не только один раз наладить доступность, но и отслеживать ее при каждом обновлении сайта или приложения. Важно сохранять преемственность при смене или уходе команды, работавшей над ресурсами. Адаптация онлайн-ресурсов должна быть одним из критериев в технических заданиях для подрядчиков.

Группа экспертной оценки Everland отметила несколько часто встречающихся ошибок:

  1. Некорректная разметка списков.

  2. Проблемы с семантикой и некорректная верстка, в том числе с логической точки зрения. Например, использование заголовков для увеличения шрифта.

  3. Отсутствие ориентиров на сайте или в приложении.

  4. Визуальные элементы на Java-script требуют клика мышкой, но при этом они не прописаны в коде как ссылка или кнопка. С клавиатуры туда нельзя попасть, приходится использовать эмуляторы движения курсора мыши.

  5. Неподписанные элементы, нестабильность перемещения курсора мыши.

  6. Использование различных промоматериалов (презентации, баннеры и т.д.), которые затрудняют незрячим людям вход или регистрацию на сайте либо в мобильных приложениях. При этом в целом функционал ресурса может быть доступен.

В 2018 году инклюзивный проект Everland провел большое исследование доступности оффлайн- и онлайн-услуг. Перечислим несколько рекомендаций, которые помогут сделать сайты и мобильные приложения более удобными для людей с серьезными нарушениями зрения:

  • Нужны альтернативные варианты прохождения CAPTCHA, кроме ввода символов с картинки;

  • Основные области веб-страницы должны иметь свои роли, которые прописаны в стандарте WAR-ARIA;

  • Нужна упрощенная верстка комбобоксов и комбинированных списков.

Ниже мы собрали наиболее распространенные мифы о доступности сайтов, которые встречаются в среде разработчиков без инвалидности.

Миф

Реальность

Зачем людям с инвалидностью клавиатура? Мышкой управлять удобнее!

Все незрячие люди работают на компьютере при помощи клавиатуры, так как при этом не требуется взаимодействие с экраном. Ей также активно пользуются те, у кого нарушена двигательная функция рук.

Для людей с инвалидностью нужна отдельная версия сайта.

Любой сайт можно адаптировать. Существуют официальные стандарты доступности.


Затратно адаптировать основную версию сайта, поскольку нужно менять весь дизайн. Он станет некрасивым, и компания потеряет зрячих пользователей.

Адаптация сайта производится без изменения основного дизайна, так как затрагивает только программную часть.


Любой фрилансер может быстро сделать качественную и дешевую адаптацию сайта и мобильного приложения. И любой тестировщик сможет с помощью скринридера протестировать ресурс.

Опыт адаптации у разработчика обязателен. Разработчик или тестировщик без инвалидности или без практики в сфере адаптации не сделает сайт и мобильное приложение удобными. Он не сможет оценить доступность с пользовательской точки зрения.

Людям с ограничениями по зрению не нужны картинки.

Картинки — важный элемент страницы сайта, они нужны всем. Изображения должны быть подписаны, к ним нужно прописать alt-текст.


А что говорят незрячие пользователи об онлайн-сервисах?

Дмитрий, гид проекта «Прогулка в темноте»: «В последнее время очень удобными становятся мобильные приложения. Проблемы возникают иногда, когда нужно ввести код с картинки: не везде есть голосовой „движок“, озвучивающий код. Я не пользуюсь версиями сайтов для слабовидящих. Например, мобильная версия сайта РЖД гораздо удобнее специальной версии».

Ирина, домохозяйка: «Приложение „Сбербанк Oнлайн“ очень хорошо адаптировано. А, например, „Яндексом“ мне удобнее пользоваться с компьютера. Такси я привыкла вызывать по телефону, не пользуюсь приложениями».

Алия, преподаватель, блогер: «Чаще пользуюсь приложениями, но проблемы везде одни. Неподписанные кнопки и прочие элементы, элементы управления, которые невозможно активировать с помощью программ экранного доступа, неочевидность выбора. Например, на сайте Delivery Club не подписана кнопка добавления товара в корзину, приходится нажимать наугад. У ‘’Яндекс. Такси‘’ сложно понять, какой тариф поездки выбран: эконом, комфорт или бизнес. Можно случайно выбрать дорогой тариф и заплатить за поездку гораздо больше, чем хотелось бы».

Даниил, студент: «Пользуюсь обычной или мобильной версией сайта. Редко переключаюсь на специальную версию для слабовидящих. Это бессмысленно, потому что меняется только внешний вид, а не сама структура. У одних компаний лучше адаптирован сайт (например, „Яндекс“), у других — приложения (как у Сбербанка). Я пока не видел такого, чтобы одинаково хорошо были доступны все варианты».

Сергей, преподаватель Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих: «Больше всего незрячему пользователю на страницах банков и сервисов доставки продуктов мешает обилие графики на каждой странице. Зачастую из-за этого не удается подтвердить операцию при покупке. Мобильные приложения удобнее сайтов: в приложении все более структурировано, очень понятное меню, можно настроить страницу под себя. Идеально, конечно, использовать и приложение, и сайт, особенно в том случае, когда происходит какой-нибудь сбой».

Если ваш сайт или мобильное приложение недоступно, вы хотите его улучшить или у вас есть вопросы и комментарии по исследованию, свяжитесь с командой инклюзивного проекта Everland:
info@evland.ru
+7 (495) 646-04-28

Вернуться к списку исследований
Смотрите также