Институт слепых в Милане: столетний орган, 3D-принтеры и тактильные пособия

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний ясный день. Фасад Миланского института слепых. Это трехэтажное желтое здание с частыми окнами во всю длину фасада. В центральной выступающей части здания три пары входных дверей, над ними балкон с тремя окнами, а над третьим этажом треугольный фронтон. На бетонной площадке перед зданием круглый газон, по бокам растут хвойные деревья.

В моем самостоятельном путешествии по Италии первой и главной задачей было посещение института слепых в Милане имени Луи Брайля. Это старейшее образовательное учреждение Италии притаилось в узких и тихих улочках в десяти минутах ходьбы от метро.

Впервые двери института открылись в 1840 году, когда в промышленном здании было выделено небольшое помещение для занятий с незрячими людьми. В ХIX веке здесь проводились уроки по арифметике, логике, музыке и рукоделию, а в 1864 году миланский институт первым в Италии начал использовать шрифт Брайля. Так у незрячих ребят появилась возможность изучать грамматику и читать книги, а институт стал главным образовательным центром страны для людей с инвалидностью по зрению.

В конце ХIX века здесь открыли первый детский сад для незрячих ребят и профильные музыкальные классы. Спустя более ста лет ученики продолжают постигать искусство игры на фортепиано, духовых инструментах и даже на органе. Разница лишь в том, что сейчас на базе учреждения работают инклюзивные классы, где обучаются как дети с нарушением зрения, так и без ограничений по здоровью. Администрация института благосклонно согласилась провести экскурсию для путешественника из России и познакомить меня с его богатствами.

Первое ощущение после входа в здание института - это история. Здесь ей пропитано абсолютно все: стены и колонны, большой холл и высочайшие потолки, как в старинных дворцах. Масштабы и печать времени ощущались даже без зрения. Особый шарм этому месту придавала старинная мягкая мебель, стулья с резными спинками и широкая лестница, покрытая ковровой дорожкой.

Я сразу отправился осматривать концертный зал, где как раз шла подготовка к выступлению - проверяли звуковую аппаратуру и свет. Мне удалось побывать за кулисами сцены, немного пообщаться с музыкантами и подняться по крутой винтовой лестнице в святая святых - комнату, где расположен орган. Как рассказал маэстро, готовивший инструмент к концерту, орган работает уже более века. Его несколько раз хотели убрать из-за поломок, но по просьбе местных жителей, любивших послушать незрячих музыкантов, вновь восстанавливали. Сейчас инструмент регулярно используется: несколько раз в неделю здесь проходят концерты, а по утрам проводятся уроки.

На фото: Владимир Васкевич за органом.

Тифлокомментарий: цветная фотография. За органом с тремя клавиатурами сидит положив руки на клавиши молодой человек и с улыбкой смотрит в камеру. Это Владимир Васкевич. Он одет в черные джинсы и фиолетовый джемпер, у него короткие русые волосы с косой челкой. Рядом у органа стоит девушка в очках.

Я никогда не мог и мечтать, что мне удастся прикоснуться к клавишам настоящего органа, но маэстро, сыграв несколько захватывающих мелодий, пригласил меня на свое место. Мои пальцы с благоговением дотронулись до клавиш, а ноги ощутили множество педалей. Невероятно, но этим огромным инструментом, состоящим из множества труб, можно управлять и вслепую. Это мне подтвердили педагоги института, сказав, что один из их самых опытных преподавателей музыки совсем не видит.

После концертного зала мы отправились в мастерские, где создают специальные дидактические материалы для всей страны. В небольшом зале, заполненном столами и техникой, мне показали и рассказали, как делаются развивающие игры и тактильные книги для незрячих детей. Для самых маленьких здесь готовят объемные геометрические фигуры. Задача ребенка в такой игре - разложить предметы по размерам, установив их в специальные отверстия на игровом поле. Так дети развивают мелкую моторику, учатся различать формы и объемы, сравнивать их и находить отличия между предметами.

Для детей постарше в мастерской разрабатывают конструкторы, модели машин, домов и тактильные книги. Последние представляют собой полноценные книги с небольшими историями, написанными шрифтом Брайля. Тактильные композиции делают только из экологических материалов. В таких книгах можно найти зеленую травку, узнать о разных деревьях и формах листочков, а также пощупать мех белок, норок и зайчиков. Все элементы приклеены или пришиты к страницам.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На столе лежит небольшой альбом с крупным текстом на одной странице и тактильными абстрактными фигурами на другой: внизу приклеена зеленая полоска, на ней красный квадрат и синий треугольник со стороной-лесенкой и т.д. За столом стоят два человека, один из них трогает фигуры обеими руками, второй направляет его пальцы.

Особое внимание здесь уделяют доступности искусства и архитектуры: на современных станках и 3D-принтерах печатают объемные макеты зданий и картины известных художников. Меня опять ждал приятный сюрприз: мне вручили в руки матрицу знаменитого Миланского собора и предложили самому сделать тактильную копию на память. Следуя подсказкам мастера, через пару минут я получил лист еще теплого от обработки пластика. Начав его исследовать, я убедился, что в руках у меня точная копия главного кафедрального собора города. Моему восторгу не было предела.

Идя по широким коридорам института и ощупывая стены, можно найти выпуклый латинский и итальянский алфавиты, арабские и римские цифры. Для самых любознательных здесь найдутся рисунки машин, схемы Солнечной системы, карты Земли и портреты известных людей. Как медику по образованию мне особенно понравились анатомические пособия, а полным открытием стало пособие с рисунками зданий и демонстрацией разных архитектурных стилей. В нем были тактильно проиллюстрированы древнегреческие колонны, элементы мозаик и арки различных форм, а также готические соборы и итальянские дома в стиле барокко.

На фото: Владимир Васкевич с тактильной иллюстрацией Миланского собора.

Тифлокомментарий: две цветные фотографии. На левой фотографии Владимир Васкевич в мастерской осматривает руками пластиковый тактильный рельеф здания. Рядом с ним стоит мужчина в очках и улыбается. На столе перед ними лежат цветные схемы того же фасада. На заднем плане в мастерской металлические стеллажи с картонными коробками и бумагами.

На правой фотографии Владимир Васкевич показывает тактильный рельеф в камеру и улыбается. В правой руке у него белая трость, слева от него стоит мужчина в очках, улыбается и держит руку на плече Владимира.

Для взрослых в стенах института тоже найдется множество занимательных вещей и кружков. Людей, потерявших зрение в позднем возрасте, здесь обучают работать на компьютере и телефоне, им также предлагают освоить доступные профессии. Одна из самых распространенных вакансий в Италии для незрячих - это оператор call-центра, рассказал мне Франческо, главный специалист по информационным технологиям и преподаватель информатики в институте. Он показал мне класс, где проходит обучение, и я порадовался за Россию, поняв, что техника во многих школах для незрячих у нас ничуть не хуже европейской. В Италии, как и в России, преимущественно используют бесплатную программу экранного доступа NVDA, но есть и различия: основной акцент в обучении в Италии делается на освоение брайлевской строки и принтера, у нас же далеко не все школы могут обеспечить каждый компьютер такой дорогостоящей техникой.

По словам педагогов, в Италии нет ни одной специализированной коррекционной школы-интерната. Все незрячие дети могут получать инклюзивное образование в обычных школах города около своего дома. Существуют инклюзивные школы и при монастырях, где ребята с разными типами инвалидности обучаются вместе. Меня заверили, что многие из выпускников находят работу, пусть и не очень высоко оплачиваемую. Как и в России, люди с инвалидностью по зрению трудятся массажистами, операторами на телефонах, психологами, юристами, адвокатами, учителями и переводчиками. Существуют и заводы для незрячих, но поскольку экономика Италии сейчас не в лучшем состоянии, то и промпредприятия переживают далеко не лучшие времена.

Инклюзивное образование - это прекрасно, но, по словам директора института Франко Лизи, в этом есть и свои подводные камни. Так, незрячих студентов очень сложно собрать вместе на специализированные соревнования: большинство просто не хочет ехать с другого конца города. Остро стоит и проблема самостоятельности. Италия - очень семейная страна, где дети могут жить с родителями до 30 и более лет. В случае с незрячими детьми это часто приводит к тотальной опеке со стороны семьи. Обучаясь в обычных школах и порой имея все средства доступной городской среды, ребята все равно не передвигаются самостоятельно, предпочитая ходить с мамой за руку. Но в институте над этим активно работают: ведутся научные исследования по развитию самостоятельности незрячих, создаются учебные квартиры, где ребята могут пожить какое-то время под наставничеством опытных педагогов.

В беседе с директором мы пришли к общему мнению, что работать еще предстоит очень много. У каждой страны есть свои недостатки и свой уникальный опыт, которым нужно обязательно делиться. Поэтому меня пригласили выступить с докладом об инновациях в России на миланской конференции, посвященной образованию незрячих людей в Италии. В свою очередь я поблагодарил директора и коллектив института за оказанный прием и вручил им подарочный набор конфет с далекого Урала, разрисованных по мотивам сказок Бажова.

После посещения института слепых в Милане мое путешествие по Италии продолжилось. За восемь дней мне удалось побывать в восьми городах этой прекрасной, гостеприимной страны и оценить не только культуру, традиции и кухню итальянцев, но и уровень доступной среды.

Италия - это история, старинные замки, дома, узкие улочки и бесконечная средневековая брусчатка. Перемещаться с тростью по такой местности достаточно сложно, а в бесчисленных переулках Венеции не может разобраться ни один навигатор, не говоря уже о туристах с нарушением зрения. Но, несмотря на сложность городской среды, власти активно работают над организацией доступности для людей со всеми типами инвалидности. Так, все вокзалы, на которые я приезжал, были оборудованы тактильной плиткой и брайлевскими табличками, на большинстве перекрестков можно встретить звуковые светофоры, а многие музеи имеют специальные экскурсии для незрячих людей.

Доступности искусства для людей с инвалидностью по зрению в стране уделяют особое внимание. И я это оценил сполна, когда приехал во Флоренцию. Здесь в музее Дуомо мне дали потрогать лепнину с дверей собора. Одна из композиций была выполнена из чистого золота, что вызвало у меня особое удивление. Оказывается, один из меценатов при реставрации выкупил элемент лепнины и подарил музею, чтобы незрячие туристы могли потрогать настоящее искусство из чистого золота, а не копию.

На фото: репродукция картины «Рождение Венеры» Боттичелли

Тифлокомментарий: цветная репродукция картины «Рождение Венеры» Боттичелли. В центре картины обнаженная богиня стоит в створке ребристой раковины и плывет по морю к берегу, подгоняемая ветром. Богиня согнула и слегка отвела назад правую ногу. Она прикрывает грудь рукой, а лоно - локоном светлых волос. В левой части картины летят мужчины и женщина с крыльями, прикрытые легкой тканью: это Зефир в объятиях его супруги Хлориды. Зефир дует на раковину с богиней, создавая ветер, наполненный розовыми цветами. На берегу богиню встречает одна из граций — девушка с длинными русыми волосами в длинном светлом струящемся платье с узором из цветов. Она тянется к богине, подавая ей розовую накидку. Над грацией склоняются деревья с густой кроной. На заднем плане серо-голубое небо и дальние берега.

Но и копии вызывают восторг. В знаменитой Галерее Уффици у картин великих художников можно встретить тактильные копии, а это значит, что у людей с инвалидностью по зрению есть уникальная возможность познакомиться с произведениями Боттичелли, Да Винчи и других великих художников. Все музеи в Италии бесплатны для людей с инвалидностью и их сопровождающих.