Цирк не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. Волшебство фокусов, яркие костюмы клоунов, головокружительные полеты воздушных гимнастов под куполом – все это завораживает, гипнотизирует, восхищает, но в то же время все это недоступно, если ты видишь по-другому. Когда незрячий или слабовидящий смотрит, например, фильм или спектакль, то по содержанию диалогов и фоновым звукам он может догадаться, что происходит на сцене или на экране. Но как быть с цирковыми выступлениями, во время которых артисты, как правило, молчат? Тифлокомментирование (аудиодескрипция) – это чуть ли не единственный способ сделать такое представление доступным для особых категорий зрителей.
Выходят на арену силачи,
Не ведая, что в жизни есть печаль.
Они подковы гнут, как калачи,
И цепи рвут движением плеча.
Борис Баркас. «Арлекино».
Тифлокомментирование циркового представления – это не только словесное описание. В первую очередь необходимо организовать тактильную экскурсию.
Не секрет, что мы можем отчетливо представлять лишь те предметы, с которыми уже сталкивались в жизни. Когда мы слышим, к примеру, названия экзотических животных или неизвестных нам фруктов, нам трудно представить, как они выглядят, если мы их ни разу не видели. Вот такими же «экзотическими животными» человеку, незнакомому с цирком, кажутся булава, моноцикл, батут, трапеция и даже манеж и купол. Вот почему тактильное знакомство так важно.
Если вы думаете, что такая экскурсия похожа на унылую лекцию, то ошибаетесь. Ведь цирк – это волшебство! Почему бы и тактильную экскурсию не сделать волшебной? Предметы, которые зрители, особенно юные, могут потрогать, понюхать и, возможно, даже попробовать на вкус, выбираются заранее. И это не только реквизит, но и яркие, необычные костюмы артистов. А иногда, если позволяют условия, можно познакомить зрителей и с некоторыми трюками – показать небольшой фокус или даже дать побалансировать на шаре. А можно и потрогать клоуна за красный нос.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Четыре гимнастки выстроились в трехъярусную пирамиду на столе. Две делают мостик в нижнем ряду, третья балансирует на них, тоже в мостике, упираясь ступнями и руками в бедра гимнасток внизу. Четвертая девушка — на самом верху — исполняет продольный шпагат, стоя на руках и тоже упираясь руками в бедра стоящей внизу девушки. На них обтягивающие разноцветные трико с капюшонами. За девушками – колонны и восточные арки, за которыми виднеется имитирующий небо черный фон с белыми светящимися точками. На арках закреплены белые шторы, туго стянутые чуть ниже середины.
Дополняет тактильную экскурсию специально подготовленное аудиовступление: тифлокомментатор представляется, описывает помещение, в котором проходит представление, а также внешний вид артистов.
Цирковое представление – это непрерывное действие в очень быстром темпе, это большое количество жанров, границы между которыми порой трудно увидеть. Все это создает определенные сложности при тифлокомментировании.
Поэтому подготовка тифлокомментатора должна включать и знакомство с основными жанрами: акробатикой, жонглированием, дрессурой, иллюзией, клоунадой, эквилибристикой, эксцентрикой. Чтение специальной литературы поможет узнать, какими словами можно описать то или иное выступление.
Манеж погружен во тьму. Луч прожектора, будто солнечный луч, высвечивает на нем яркий круг. В центре круга лежит желтый цветок. Из темноты появляется рука с «авоськой» - сетчатой сумкой. В «авоське» бутылка с кефиром. Рука ставит сумку на манеж и поднимает цветок. Человек с цветком в руке появляется в круге света – это клоун Олег Попов. На голове у него большая кепка в черно-белую клетку, из-под которой выбивается копна ярко-желтых волос. Одет он в желтую рубашку с красным галстуком-бабочкой, красный жилет, темный пиджак и синие брюки в тонкую желтую полоску. Он нюхает цветок, улыбается и покачивает головой, прикрыв глаза. Вставляет цветок в наружный карман пиджака и поглаживает его. Из-за пазухи клоун достает белый платок и расстилает его на коленях. Из внутреннего кармана пиджака он вынимает белый батон, нюхает его и закатывает от удовольствия глаза. Из «авоськи» он берет бутылку, выдавливает пробку, энергично встряхивает бутылку обеими руками, облизывает испачканную кефиром руку, а затем пьет из бутылки. Неожиданно солнечный луч отползает в сторону. Клоун идет за ним и снова садится в круг света. Луч опять убегает от клоуна, но тот пытается поймать его, гоняясь за ним по манежу. Наконец Олег Попов падает на луч всем телом, поглаживает его рукой, встает и, как бы обнимая луч, переносит его туда, где на манеже стоит бутылка с кефиром и батон. Клоун садится в круг света, откусывает хлеб, запивая его кефиром. Вдруг он резко оборачивается, проверяя, не сбежал ли луч. Луч на месте, и клоун мягко поглаживает его. Окончив обед, он прячет батон во внутренний карман пиджака, ложится на манеж, накрывает платком лицо и засыпает, согретый солнечным лучом. Неожиданно он просыпается, вскакивает и проверяет, на месте ли луч. Улыбаясь, он смотрит вверх и жестом показывает, что ему пора уходить. Клоун направляется к выходу из манежа, но быстро возвращается, раскрывает сумку-«авоську» и руками сгребает яркий круг света, превращая его в небольшой солнечный зайчик. Неожиданно в сумке клоуна загорается яркий свет, и он уходит с манежа, унося солнце в «авоське».
Фрагмент фильма «Солнце в авоське» (1979, И.Нетребчук)
Во время синхронного тифлокомментирования описание обычно происходит с небольшим отставанием: ведь тифлокомментатору нужно сначала увидеть, что происходит, осмыслить это и затем описать. В цирке все по-другому: тифлокомментарий должен слегка опережать происходящее на манеже, чтобы реакция зрячей и незрячей аудитории совпадала. Например, захватывающие дух акробатические номера под куполом цирка вызывают у зрителей сначала вздох испуга, а затем восторг. Если описывать номер традиционным способом, зрячая часть аудитории уже вскрикнет от страха, в то время как незрячие будут в недоумении, чем эта реакция вызвана. Поэтому, где это возможно, необходимо познакомиться с программой выступления заранее, чтобы тифлокомментарий трюков слегка опережал ход представления.
Аудиодескрипция пришла в цирк достаточно давно – в некоторых странах словесные описание представлений для незрячих ведутся с конца 1970-х годов. В нашей стране цирковые выступления с тифлокомментарием проводятся в Новокузнецке.
Сделать цирковые номера доступными для незрячих – нелегкая задача, но все затраченные усилия стоят восторженных улыбок на лицах зрителей, которые смогли прикоснуться к волшебному миру цирка.
Добрый день! Добро пожаловать на Вторые Парадельфийские игры. Сегодня проходят выступления в номинации «Цирковое искусство». В центре просторного светлого помещения круглая сцена, покрытая серым ковром. На сцену ведут три широкие полукруглые ступени. На сцене фокусник – это высокий молодой мужчина с каштановыми коротко остриженными волосами. Он одет в темную рубашку и темный костюм с белыми лацканами. На голове черная шляпа. В центре сцены стоит стол с реквизитом. Фокусник достает из кармана денежную купюру, показывает ее залу и рвет на части. Однако вместо разорванной купюры в руках у фокусника появляются несколько целых банкнот. Он снова рвет одну из них, но вместо разорванной появляется целая купюра. Он снимает шляпу, ставит ее на стол и складывает все деньги в нее. Он проводит рукой перед собой, и в пустых руках у него неожиданно появляются купюры. Он как будто берет их из воздуха. Все деньги фокусник складывает в шляпу и уносит ее со сцены.
Фрагмент синхронного тифлокомментирования Вторых Международных Парадельфийских игр в Ижевске (Удмуртия), 2018 год. Номинация «Цирковое искусство». Тифлокомментатор – И.Борщевский