Руководитель мастерской тактильных макетов Ольга Шу специально для портала «Особый взгляд» написала о том, как подготовить тактильные копии музейных экспонатов для выставки: как отобрать произведения, выбрать размер модели и материал, где лучше разместить макеты.
Слово «инклюзия» я впервые услышала в Музее современного искусства «Гараж».
Инклюзия подразумевает под собой равный доступ людей с инвалидностью ко всем сферам жизни общества, и среди публичных пространств музеи играют очень важную роль в интеграции этого понятия в общественное сознание. Во многих музеях открываются инклюзивные отделы, накапливается опыт взаимодействия с сообществом. Здесь с учетом потребностей людей с инвалидностью, в том числе незрячих, внедряются и тестируются самые современные решения. Подробно разработан этикет: как встретить человека, как сопровождать, как общаться, как провести экскурсию.
Так получилось, что как создатель тактильных моделей я начала свою работу одновременно с «новой волной» инклюзивных программ в России. Вместе с музеями, которые только начинали делать инклюзию открытой и заметной каждому посетителю, мы столкнулись с множеством проблем и вопросов, вместе учились и росли. Поэтому в этой статье мне бы хотелось поделиться опытом, накопленным за пять лет работы, и рассказать, как подготовиться к выставке с использованием тактильных экспонатов.
Как показать искусство посетителям с нарушением зрения
Существует два основных инструмента для того, чтобы рассказать незрячему человеку об объекте искусства. Это тифлокомментирование и тактильная модель (адаптированная модель объекта, приспособленная для тактильного осмотра). Они взаимно дополняют друг друга. Важно использовать эти инструменты одновременно и следить, чтобы между тактильной моделью и тифлокомментарием не было противоречий. Перевод картины в тактильную модель не является механическим переводом визуального изображения в его рельефную копию. В картине могут использоваться сложные ракурсы, фигуры могут пересекаться и накладываться друг на друга. Поэтому для лучшего восприятия может понадобиться освободить изображение от информационного шума и выделить главное. Мастер по тактильным моделям и тифлокомментатор должны работать в связке — и договориться, каким элементам будет уделено отдельное внимание, а какие, наоборот, будут опущены. Чтобы не получилось так, что в тифлокомментарии подробно описывается какой-то предмет, незрячий пытается найти его на модели, а мастер посчитал его несущественным и не изобразил.
Чем тактильная модель отличается от других видов тактильной наглядности
У тактильной модели был предшественник — рельефно-графические пособия, которые производились для образовательных учреждений. Однако целью использования рельефно-графического пособия в первую очередь является наглядное представление информации. А цель использования тактильной модели — рассказать о языке художника, сохранив баланс между понятностью и эстетическим наполнением. В тактильной модели сохраняются композиция, рисунок, ракурсы, перспектива.
Кроме того, музей — публичное пространство, поэтому модель испытывает на себе совершенно иную нагрузку, чем пособия для незрячих людей в библиотеках и интернатах. Модель должна выдерживать большой поток посетителей, в том числе зрячих. Она должна никого не поранить и не сломаться сама, должна легко очищаться. При этом должна не испортить собой экспозицию зала, вписаться в пространство. И быть понятной и приятной на ощупь.
Фото: экскурсия с закрытыми глазами на десятилетии музея «Гараж», фотограф Екатерина Краева.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Девушка в белой футболке держит за широкое круглое основание белую тактильную модель скульптуры «Scarlet Heart» Такаси Мураками. Это стилизованный гриб, похожий на мухомор, высотой около 30 сантиметров. К модели тянется несколько пар рук. Мальчик лет 10 с темной повязкой на глазах изучает волнистую шляпку гриба. По ее периметру симметрично расположены завитки улиток, под шляпкой — двойная юбочка.
Роль тактильной модели в пространстве музея
Незрячему человеку качественная тактильная модель дает свободу самому интерпретировать произведение искусства, а не полагаться исключительно на интерпретацию зрячего. Она позволяет самостоятельно прикоснуться к общечеловеческой культуре.
К тому же тактильная модель несет социальную функцию. Грамотно интегрированные в экспозицию тактильные экспонаты дают сигнал обществу, что люди с нарушением зрения — равноправные его члены.
Что еще можно использовать во время экскурсий
Можно изготовить мнемосхему пространства для самостоятельной навигации по территории. Это план здания или учреждения, помогающий незрячим и слабовидящим людям при помощи тактильного взаимодействия со схемой передвигаться по помещению или территории.
Можно использовать вставки с натуральными материалами, ароматы и звуки.
На прошедших выставках Музея русского импрессионизма помимо тактильных моделей на тактильных станциях располагались образец холста с масляной живописью, вышивка, фрагмент клавиатуры. Музей использует ароматы, которые ассоциируются с картинами.
Фотография: Н. Фешин «Портрет девочки из племени Таос». Тактильная станция, выставка «Место под Солнцем. Беньков/Фешин», фотография предоставлена Музеем русского импрессионизма, фотограф Даниил Овчинников.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Человек в классическом сером костюме обеими руками изучает элементы тактильной станции. Это белая прямоугольная тумба, на которой собраны образцы для восприятия картины, висящей рядом на стене. Руки прикасаются к белому рельефному изображению девочки с длинными бусами на груди. Слева от тактильной копии — прямоугольный фрагмент холста с желтой и черной масляной краской, пряности такого же цвета, закрытые круглым стеклянным куполом, название картины, продублированное шрифтом Брайля.
Памятка по организации процесса
-
Работа в команде.
-
Отбор произведений.
-
Выбор размера моделей.
-
Размещение в пространстве музея.
-
Выбор технологий, материалов и внешнего вида.
-
Этикетаж.
-
Тифлокомментарий.
-
Правила работы с тактильными моделями.
-
Гигиена.
-
Обратная связь.
Важно объединить усилия ваших производителей и представителей разных отделов внутри музея. Нужно провести установочную встречу, на которой все познакомятся, посмотрят место проведения выставки и обсудят концепцию будущего проекта. Должны встретиться тот, кто принимает общее решение (куратор выставки, директор), тот, кто принимает решение по внешнему виду экспозиции (дизайнер, художник, архитектор, представитель выставочного отдела), специалист по инклюзии (сотрудник музея или внештатный эксперт по доступности) и производитель тактильных копий. В дальнейшем нужно создать общую переписку. Это повысит шансы на то, что тактильные экспонаты гармонично впишутся в пространство и будут удобны в использовании.
Стоит выбирать знаковые произведения, отталкиваясь от того, что вы хотите рассказать. Не нужно бояться сложных объектов. Лучше получить консультацию экспертов о том, как их грамотно адаптировать. Иначе есть риск обойти вниманием произведения, которые больше всего интересны вашей аудитории, и исключить незрячих посетителей из полноценного разговора о выставке. Когда вы будете предметно обсуждать каждое произведение с мастером, важно проговорить, какие детали следует убрать для того, чтобы сделать модель понятной.
Размер модели должен быть сбалансированным: не слишком маленьким, но и не превышать осязательного поля человека (105×55 см). Желательно, чтобы можно было осмотреть всю модель, стоя на одной точке. Размер тактильной модели не зависит от размера оригинала и выбирается исключительно из соображений понятности. Если модель будет слишком маленькой, то ее будет сложно читать. Если слишком большой, то можно успеть забыть, что было в левом углу к моменту, когда человек доберется до правого. Вы сможете подобрать размер, распечатав изображение и используя свою руку как модуль (при этом ориентируйтесь на свою ладонь и подушечку пальца).
Лучшее расположение модели — непосредственно около произведения. Так удобнее для логики проведения экскурсии и для слабовидящих посетителей. Модели, постоянно выставленные в зале, помогают создать по-настоящему инклюзивную среду. Это позволяет незрячему человеку прийти в музей самостоятельно и спонтанно, в любое удобное время, а не только в составе группы, и потратить на изучение выставки любое количество времени.
Фото: макет театральной декорации, выставка «Анненков. Революция за дверью», фотография предоставлена Музеем русского импрессионизма, фотограф Даниил Овчинников.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На темной стене висят пять картин Юрия Анненкова в черных рамах с белым паспарту. Это афиша и эскизы театральных декораций и костюмов. Под центральной картиной представлена ее тактильная копия. Цветной макет декорации к спектаклю «Газ» стоит на невысокой темной тумбе. Это яркое индустриальное пространство с белыми лестничными постаментами по краям. На среднем и заднем плане — черные заводские трубы и силуэты башенных кранов.
Если нет возможности разместить модели на экспозиции, то можно изготовить мобильные версии и использовать их как раздаточный материал во время экскурсий. В таком случае целесообразно заказать несколько экземпляров каждой модели, чтобы одновременно раздать нескольким посетителям.
Осмотр должен быть комфортным. Существуют рекомендации по высоте расположения и углу наклона плоскости, на которой находятся тактильные материалы. Можно ориентироваться, например, на рекомендации «Гаража» относительно брайлевских табличек. Галина Новоторцева пишет: «...важно учитывать, что, когда человек среднего роста кладет на такую табличку раскрытую ладонь, его рука не должна быть сильно согнута в запястье. Следовательно, табличка, расположенная ниже уровня живота, должна быть расположена горизонтально, а табличка, находящаяся на уровне груди, — под наклоном к читающему, на уровне глаз — вертикально».
Стоит иметь в виду, что тактильный экспонат, как и любой интерактивный объект, интересен всем посетителям без исключения. Чтобы тактильные модели были доступны также для детей и посетителей на коляске, стоит ориентироваться на высоту
Схема расположения разных тактильных предметов и подписей по Брайлю на подиуме должна быть единой для разных экспонатов внутри одного пространства. Так, незрячий человек, переходя от экспоната к экспонату, будет знать, где какую информацию нужно искать.
При работе со скульптурами, инсталляциями и конструкциями лучше выбирать материалы тактильно похожие на оригинальные. Если такой возможности нет, то можно использовать дополнительно образцы этих материалов. Например, кусочек бронзы или дерева.
Фото: Луиз Буржуа «Last Climb». Тактильная модель инсталляции с выставки Луиз Буржуа, материалы: дерево, металл, стекло, Музей современного искусства «Гараж», фотограф Михаил Шу.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Тактильная модель инсталляции с выставки Луиз Буржуа. По периметру овального деревянного основания закреплены восемь вертикальных металлических стержней. Левая половина каркаса затянута металлической сеткой с арочным проемом. Внутри конструкции расположена изящная винтовая лестница. Композицию дополняют шарики разных размеров: два деревянных — внизу, по обе стороны от лестницы, еще семь стеклянных голубых закреплены на боковых опорах.
Модель архитектурных объектов лучше сопроводить небольшой фигуркой человечка или каким-то элементом, который будет показывать масштаб здания. Также будет полезно показать примеры материалов, из которых построено здание. Например, кирпич, черепица, фрагмент камня, декоративный предмет убранства в натуральную величину. Если планируется изготовить тактильную модель архитектурного объекта вместе с ландшафтом, то элементы ландшафта (например, дорожки) лучше выделить тактильно и с помощью контраста.
Фото: башня Дона, тактильная модель здания Музея янтаря.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Тактильная модель здания Музея янтаря коричневого цвета. Крепостной оборонительный комплекс состоит из круглой двухъярусной башни с зубчатым парапетом и широкой кирпичной стены с амбразурами. Во внутреннем дворе форта возвышается дозорная башня с зубцами. Модель передает фактуру оригинала — кирпичного сооружения с цоколем из крупных булыжников.
Картины и предметы графики требуют адаптации. Вещи плоскостные, в которых нет ракурсных искажений, могут быть изображены в виде контурной тактильной графики.
Фото: тактильная графика с выставки «Анненков. Революция за дверью», фотография предоставлена Музеем русского импрессионизма, фотограф Даниил Овчинников.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Тактильная графика, иллюстрация Юрия Анненкова к сказке Корнея Чуковского «Крокодил». Рельефное изображение крокодила в жилете и шляпе-котелке. Хищник прогуливается по булыжной мостовой. В его лапе зонт в виде пальмы, в зубах дымится папироса. Справа фрагмент текста сказки, продублированный шрифтом Брайля.
Если в произведении важно пространство, там сложная композиция, ракурсы, предметы перекрывают друг друга, то нужно делать объемное рельефное изображение. Рельеф должен быть достаточно высоким, с четкими границами и планами. Вы должны уверенно находить на ощупь главных персонажей и их характерные признаки. При этом какие-то малозначительные детали и элементы могут опускаться, чтобы не сбивать с толку и не отвлекать от главного.
Фото: экскурсия с закрытыми глазами на
Тифлокомментарий: цветная фотография. Белая тактильная модель картины Рембрандта «Вирсавия». На широком ложе с ворохом постельного белья сидит обнаженная женщина. Ее шею украшает круглый медальон. Волосы Вирсавии уложены в высокую прическу, на грудь ложатся изящные локоны. Пожилая служанка в чепце бережно омывает ее ноги.
При реализации проекта лучше избегать глянцевых поверхностей, они будут бликовать и мешать восприятию вашим слабовидящим гостям. Если вы делаете однотонные тактильные модели, лучше избегать черного и белого цветов, слабовидящим людям трудно будет различать детали на них. Если делаете цветные модели, то может понадобиться адаптировать цвет, увеличить яркость и контрастность или добавить контуры. Для консультации по вопросам цвета и высоты рельефа можно обратиться к тифлопедагогам.
Фото: выставка «Игра с шедеврами», Еврейский музей и центр толерантности. Фотография предоставлена Еврейским музеем и центром толерантности, фотограф Александр Иванюк
Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставочное пространство. Спиной к нам стоит женщина с фиолетовым маникюром. Левой рукой она изучает цветную тактильную модель формата А3 картины Александра Дейнеки «Девочка у окна. Зима». Это рельефное изображение девочки в черной футболке, который стоит у окна с яркой портьерой. За окном видны заснеженные деревья.
Важно, чтобы тактильная информация не смотрелась в зале инородной, а была органичным дополнением выставки. Один из шагов в эту сторону — сделать этикетки с подписями по Брайлю в том же стиле, что и остальной этикетаж пространства, использовать сочетающиеся цвета и тот же шрифт. Для комфортного чтения слабовидящими людьми тексты и брайлевские точки следует сделать контрастными относительно фона.
У шрифта Брайля много особенностей. Существуют программы по переводу текста в Брайль. Но механический перевод может привести к серьезным ошибкам. Один из примеров — для чисел используются те же символы, что и для букв. Отличие в том, что перед числами ставится цифровой знак. И если его не поставить, то число 714, например, превратится в слово «гад». Поэтому тексты по Брайлю нужно проверять очень тщательно. Также есть свои особенности при использовании пробелов и отступов, а тема использования или неиспользования признака большой буквы вообще заслуживает отдельного разговора. Чтобы во всем этом не запутаться, можно обращаться за помощью в библиотеки ВОС и подключать к вычитке этикеток незрячих людей, использующих шрифт Брайля каждый день (здесь важно помнить, что не все незрячие люди владеют шрифтом Брайля).
Фото: брайлевский альбом с выставки «Истории, которых не было», фото предоставила пресс-служба Политехнического музея.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Девушка в пестрой полосатой рубашке обеими руками изучает брайлевский альбом. Листы большого горизонтального альбома красного цвета скреплены между собой двумя металлическими скобами.
Может использоваться как текст, который будет в прямом доступе у любого сотрудника музея. Можно оборудовать подиум, на котором установлена модель, аудиосистемой с кнопкой и наушниками. Аудиодорожка должна быть не очень длинной, чтобы ее было комфортно слушать в зале. А можно разместить на этикетке QR-код, который будет отсылать к аудиозаписи тифлокомментария в интернете. Его нужно тактильно выделить и подписать по Брайлю. На всех объектах внутри одной выставки коды должны располагаться в одном и том же месте для упрощения поиска. Незрячий человек считает код с помощью смартфона. Но стоит иметь в виду, что не все незрячие люди пользуются QR-кодами.
Согласно рекомендациям Минкульта, численность групп должна составлять до 10 человек — для слабовидящих, до 5 — для тотально незрячих. По нашему опыту, оптимальный размер экскурсионной группы —
Фото: экскурсия со слабовидящими посетителями по выставке Павла Пепперштейна «Человека как рамка для...», Музей современного искусства «Гараж», фотограф Ольга Шу.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Посетительница выставки стоит спиной к нам. Она рассматривает черно-белые иллюстрации Павла Пепперштейна через большую лупу. Они висят в два ряда на белой стене в одинаковых темных рамках. Женщина одета в белую демисезонную куртку с капюшоном, на ее голове — розовый платок, завязанный узлом на затылке, поверх платка — темные очки.
Тактильные модели удобно осматривать двумя руками. Если модель мобильная, ее можно положить на стол или на колени (если экскурсия предусматривает места для сидения). Либо ее можно показывать с рук, пользуясь помощью сопровождающего или ассистента, если модель небольшого размера (не больше А4). Если композиция сложная, то незрячему посетителю может понадобиться ваша помощь. В таком случае с разрешения человека можно взять его руки в свои и помочь найти элементы, на которые вы хотите обратить его внимание.
Фото: тактильная выставка на конференции «Музей ощущений», осмотр тактильной модели картины Виктора Пивоварова «Московская готика», Музей современного искусства «Гараж», фотограф Екатерина Краева.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Два человека сидят друг напротив друга за белым столом. Между ними лежит белая тактильная модель картины Виктора Пивоварова «Московская готика». Один человек, с бейджем на груди, помогает другому в изучении модели, осторожно направляет его руки. Пальцы второго прикасаются к фрагментам модели — к фигуре человека, собранной из объемных геометрических фигур.
В условиях пандемии эта тема звучит особенно остро. Важно понимать, что осматривать модель в перчатках неудобно. Руки — это глаза незрячего человека. Зрячие люди, например, не смогут полноценно изучать картины в сварочных очках. Поэтому нужно продумать варианты дезинфекции. Вещь, покрытую лаком, можно обработать средствами на основе спирта либо помыть с мыльным раствором без риска испортить поверхность. С моделями и альбомами, где используются ткань, бумага, шерсть и силикон, такие же меры, к сожалению, не сработают. Они будут накапливать загрязнения и плохо очищаться, либо испортится их внешний вид. Поэтому их лучше или не использовать вовсе, пока опасность не исчезнет, или не выставлять в зале, чтобы минимизировать контакт с поверхностью большого количества людей. А использовать только целенаправленно с группой, участники которой должны будут продезинфицировать руки до и после осмотра.
Фото: фотография незрячих гостей в Мастерской тактильных макетов, осмотр промежуточного этапа подготовки рельефов к выставке «Пикассо@Хохлова» в ГМИИ им.Пушкина, фотограф Михаил Шу.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлая мастерская с большими окнами. На кульмане закреплены тактильные макеты. Перед ним сидят две женщины средних лет в темных очках. Одна из них двумя руками изучает модель картины Пабло Пикассо «Материнство». Рельеф Богоматери с младенцем серого цвета ярко освещен зеленой чертежной лампой. За спиной женщин стоит девушка в клетчатом пиджаке. Она наблюдает за их действиями и улыбается.
Важно подключать для консультаций экспертное и пользовательское сообщество еще на стадии проектирования. Но не менее важно собирать отзывы по итогам экскурсии: спрашивать, что не понравилось и что можно было сделать лучше. Эти знания вы сможете использовать в будущих проектах.
На выставке «Шедевры Лейденской коллекции» в Пушкинском музее рядом с картиной «Девушка за верджинелом» можно было услышать запись игры на этом музыкальном инструменте.