В городах России появляется все больше экскурсий для незрячих туристов, а экспозиции музеев дополняют тактильными макетами, табличками со шрифтом Брайля, аудиоподсказками и тифлокомментариями.
Некоторые музеи самостоятельно ищут финансирование и подрядчиков для своих проектов по адаптации среды. Один из таких примеров — музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Это архитектурно-этнографический отдел Костромского музея-заповедника, ежегодно его посещают сотни тысяч туристов.
Об опыте адаптации музея для незрячих и слабовидящих посетителей мы поговорили с куратором проекта, заведующей музейным Образовательным центром Костромского музея-заповедника Мариной Шапошниковой.
Тифлокомментарий: цветная фотография. В деревянной избе у окна сидят трое посетителей музея-заповедника в верхней одежде: мужчина средних лет в очках и две девушки, одна из них с белой тростью. Все трое держат в руках и изучают рубель— приспособление для стирки и глаженья белья. Это деревянная доска с поперечными скругленными валиками. Ее поверхность кажется волнообразной.
Делать доступно
«Костромская слобода» — один из самых первых музеев деревянного зодчества в нашей стране. Сейчас это архитектурно-этнографический отдел Костромского музея-заповедника. В настоящее время он занимает 14 гектаров, это особо охраняемая природная территория — с живописной рекой Игуменкой, лесами и лугами. В природный ландшафт органично вписались 27 памятников архитектуры
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный день в Костромском музее-заповеднике. У старой бревенчатой избы со скатной крышей стоят несколько экскурсантов в демисезонной одежде. Они прикасаются к элементам фасада дома, изучают сруб и массивные ворота. Дом потемнел от времени. Перед ним установлена легкая загородка из горизонтальных жердей, простое окно обрамлено деревянным наличником.
По ее словам, сотрудники музея ощутили, что посетителям с нарушением зрения сложно воспринимать крупные и монохромные, изобилующие мелкими деталями деревянные сооружения. Так появился проект «Делиться Светом: осязательный путеводитель по народной культуре», в рамках которого были созданы тактильные макеты зданий.
«Персонифицированный подход к получению знаний о конструктивном решении основных элементов крестьянского дома посетитель получает из звуко-осязательной книги, которая может использоваться как в группе, так и индивидуально», — добавила Марина Шапошникова.
Основные страницы звуко-осязательной книги выполнены из двухкомпонентного литьевого пластика. Важно, что используемый пластик при застывании имеет не гладкую поверхность, а шероховатую, что, по отзывам незрячих посетителей, дает полное тактильное ощущение дерева. Для изготовления обложки книги специалисты музея использовали фанеру, пропитанную льняным маслом.
Каждая страница книги представляет собой тактильное изображение с цифрой шрифтом Брайля, она соответствует номеру кнопки с аудиорассказом. Страницы также снабжены «вшитым» аудиопроигрывающим блоком. Аудиозаписи включаются пользователем самостоятельно и прослушиваются с помощью мононаушника.
«Так, одна из страниц книги показывает и „рассказывает“ об устройстве входа в крестьянский дом. На странице представлено тактильное изображение высокого крыльца на фоне бревенчатой стены дома. Ступеньки лестницы ведут на его верхнюю площадку, над которой на резных столбиках возвышается треугольная крыша. Она защищает ступени и вход в избу от непогоды. Крыльцо всегда держали в чистоте и ярко украшали — по нему судили о хозяевах дома», — рассказала Марина Шапошникова.
Тактильное изображение на странице книги сопровождается следующим аудиотекстом, который озвучивается при нажатии кнопки: «Слева на странице изображено крыльцо. Это важная часть избы — наружный вход в дом. В нашем крае жилую часть дома располагали высоко над землей, так хозяин предохранял жилье от холода, защищал вход в дом от снежных заносов зимой и разливов водоемов весной. Поэтому крыльцо всегда было большим и крепким».
О тактильных макетах и сложностях при их создании
Помимо звуко-осязательной книги, в проекте предусмотрено создание тактильных макетов памятников архитектуры, отлитых из бронзы. В рамках проекта представили девять копий зданий: храм, часовня и семь домов, показывающих разный уровень жизни крестьян Костромского края. Масштаб — 1 к 40.
Авторы проекта каждый тактильный макет расположили на отдельно стоящей подставке, чтобы посетитель смог обойти его со всех сторон и тактильно ознакомиться со всеми частями макета. Каждый экспонат сопровождается информационными этикетками, в том числе на шрифте Брайля. Макеты дают представление незрячим и слабовидящим посетителям и о расположении архитектурных памятников на территории «Костромской слободы», и об основных внешних конструктивных и эстетических особенностях каждого памятника — например, о размере строения, особенностях крыльца, форме крыши, количестве окон и их убранстве.
«Для музея это первый опыт создания тактильных макетов архитектурных строений. Поэтому мы начинали с анализа потребностей аудитории, работая с фокус-группами, изучали нормативные документы, самостоятельно искали подрядчиков готовых за наш ограниченный бюджет выполнить проектное задание. Сложностью при создании макетов было отсутствие обмеров большинства зданий, а так как для нас важно было пропорциональное соотношение не только частей зданий, но и памятников архитектуры между собой, эту проблему пришлось решать очень оперативно. В ходе реализации проектных мероприятий мы постоянно консультировались с представителями целевой аудитории проекта, что позволило сделать качественный продукт, непосредственно отвечающий запросу слабовидящих и незрячих людей», — сказала Марина Шапошникова.
Она добавила, что финансирование сотрудникам музея для реализации проекта удалось получить в рамках гранта благотворительного фонда «Свет».
Проект вызвал много позитивных откликов в СМИ, у специалистов и людей с нарушением зрения. Но главной характеристикой работы, по словам авторов проекта, стали слова тотально незрячего молодого человека, который после экскурсии и работы с звуко-осязательной книгой воскликнул: «Теперь я все понял!»
Сейчас знакомство всех туристов с территорией архитектурно-этнографического отдела начинается с тактильных макетов памятников деревянного зодчества «Костромской слободы». Они привлекают внимание каждого, вне зависимости от отсутствия или наличия зрения. Тактильные макеты подробно исследовать интересно всем. Это лишь в очередной раз подтверждает факт: создание качественной доступной среды для одной категории туристов может быть полезно и другим группам посетителей. Особенно от макетов в восторге бывают, конечно же, дети.
«Об успешной реализации проекта свидетельствует и то, что от регионального и Костромского отделений ВОС стали поступать заявки на прием организованных групп людей с инвалидностью по зрению не только из нашей области, но и из других регионов. Таким образом, мы считаем, что проект „Делиться Светом. Осязательный путеводитель по народной культуре“ можно считать успешно реализованным и нужным для его целевой аудитории», — сказала Марина Шапошникова.
Советы другим музеям и планы на будущее
По словам сотрудницы, реализация проекта показала, что музей делает важное и нужное дело, поэтому территория и экспозиция «Костромской слободы» будет и дальше адаптироваться для посещения людей с инвалидностью.
Уже сегодня в разных зданиях Костромского музея-заповедника есть программы и элементы экспозиции, адаптированные для людей с инвалидностью, в том числе для маломобильных групп, слабовидящих и незрячих туристов. Часть постоянных экспозиций снабжена тактильными и звуковыми этикетками. Ряд зданий оснащен приспособлениями для маломобильных групп посетителей, тактильно-сенсорными терминалами, компьютерами для слабовидящих. Большая экспозиция, посвященная народной культуре, дает возможность проводить мастер-классы для людей с инвалидностью с использованием разнообразных художественных техник, а также занятия по лепке из глины и ткачеству.
«Один из важнейших моментов при реализации подобных инклюзивных проектов — это необходимость иметь постоянную связь с фокус-группой целевой аудитории, в первую очередь нужно ориентироваться на их потребности. То есть не один макет для людей с нарушением зрения не должен создаваться без консультации и советов самих людей с нарушением зрения. Здесь важно учесть все: размеры, масштаб, наличие мелких элементов и даже степень шероховатости материала. Все эти нюансы важны для незрячих посетителей», — сказала Марина Шапошникова.
По ее словам, сотрудники убедились, что их проект по доступности крайне важен и для посетителей, и для развития самого музея.
«Реализация его требует многих ресурсов и усилий сотрудников, но результат показывает актуальность таких проектов. Надеюсь, что пример нашего проекта вдохновит и другие музеи на адаптацию своих экспозиций», — подытожила она.
С подробной информацией о проводимых экскурсиях можно ознакомиться на официальном сайте «Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» или по номеру телефона:
«Наш музей давно работает с инклюзивными практиками. Здания и постоянные экспозиции постепенно адаптируются для посещения и восприятия людьми с особенностями здоровья. Открытая обширная территория архитектурно-этнографического отдела и его экспозиция традиционно становятся площадкой для проведения многочисленных фестивалей и программ, в том числе инклюзивных», — рассказала Марина Шапошникова.