Дорога дальняя: как путешествуют на электричках незрячие люди

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Раннее утро. На платформе стоит белая электричка с желтой продольной полосой. Ее двери открыты. На лобовом стекле надпись: “Дмитров”. За электропоездом видна белая железнодорожная станция с большими окнами.

Сеть железных дорог в России — одна из самых старинных и развитых в мире. Ее протяженность — больше сотни тысяч километров. Хотя преодолевать огромные расстояния можно и на поездах, среди незрячих путешественников есть таких любители железных дорог, которые делают это на обычных электричках.

О дальних путешествиях на пригородных поездах, доступности таких поездок для людей с нарушением зрения и о том, что движет путешественниками, которые решаются на приключения, несмотря на полное отсутствие комфорта, рассказывает «Особый взгляд».

Поехал к тете в гости — и понеслось


Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный летний день. На высоком берегу реки у кованой ограды стоит молодая пара: Павел Половинкин и его жена Алена. В правой руке у каждого — белая трость с красным наконечником. Павел одет в черную кофту с длинным рукавом, джинсы, светлые летние туфли. На Алене — светлая футболка, белые брюки, затемненные очки.

Павел Половинкин живет в Раменском Московской области и занимается адаптацией материалов школьных олимпиад для незрячих детей, читающих шрифт Брайля. С детства его интересовали технические науки, математика, шахматы, но в особенности — путешествия. Как говорит сам мужчина, дорога привлекала его с раннего детства, но долгое время он не мог решиться на длительное самостоятельное путешествие. Мешали внутренние барьеры и опасения возможных сложностей в пути, связанных с полным отсутствием зрения.

«Первое самостоятельное путешествие у меня случилось в 2012 году. В какой-то момент мотивация и спортивный интерес побороли все остальные переживания, и я отправился на электричках из Москвы в Санкт-Петербург. В Питере у меня живет тетя. Поэтому, чтобы никто за меня не переживал, я всех оповестил, что еду на поезде. Правда, не уточнил, на каком и сколько их будет», — рассказал Павел.

Маршрут был проложен с учетом нескольких стыковочных пригородных поездов — так, чтобы, прибыв на одну станцию, можно было пересесть на следующую электричку и отправиться дальше. Тогда дорога прошла без приключений, а итоговый результат вдохновил молодого человека на новые путешествия на пригородном железнодорожном транспорте.

«Долгое время я продолжал свои железнодорожные вылазки по Московской области, которую мне удалось объехать вдоль и поперек. Мне было интересно посетить разные города и станции, расширить свою сетку опробованных маршрутов, побывать на новых для себя вокзалах и вновь почувствовать эту романтику дороги и вдохновение от постоянного движения. Однако на длинные многодневные маршруты я долгое время не решался — пока на пригородных поездах из Новосибирска ко мне в Подмосковье не приехал мой хороший знакомый. На все про все ему потребовалось пять суток», — поделился воспоминаниями Павел.

Отметим, что при желании в России, благодаря развитой железнодорожной сети, на пригородных электричках с пересадками можно проехать несколько тысяч километров. Например, из Москвы можно отправиться в Екатеринбург, Сочи или Архангельск. Нужно только правильно состыковать маршруты, чтобы ожидание между поездами было минимальным. В ночное время пригородные поезда, как правило, не ходят, поэтому путешествие может оказаться длинным. Например, на путь до Екатеринбурга придется потратить около трех суток, а на путь до Сочи — около четырех.

«Для людей с инвалидностью билеты на пригородный транспорт предоставляются бесплатно. Эта льгота входит в стандартный социальный пакет, которым можно пользоваться, если вы от него не отказались ранее. Таким образом и получается, что мой товарищ из Новосибирска до Москвы доехал совершенно бесплатно», — рассказал Павел.

Вдохновившись примером знакомого, незрячий путешественник начал пробовать более длинные маршруты. Больше всего ему запомнились поездки в Нижний Новгород, Владимир, Брянск, Курск, Саратов и Казань. А со временем Павел узнал, что таких любителей железных дорог, как он, достаточно много в России — в социальных сетях есть целые сообщества, где участники объединяются в компании, чтобы путешествовать вместе.

«Кроме бесплатности, из плюсов можно еще выделить то, что ты не привязан к конкретным билетам и даже датам. Такие поезда (электрички. — Прим. ред.) ходят каждый день, а ты можешь взять билет за сутки и сесть на любой подходящий тебе поезд. Захотел уехать утром, но загулялся по городу — можно уехать и на вечерней электричке. При этом, в отличие от автостопа, ты четко знаешь, когда придет твой поезд и в какое время, с точностью до минуты окажешься в нужном тебе городе. В России, в отличие, скажем, от Индии, пригородный транспорт практически никогда не опаздывает. Это очень удобно при планировании путешествий с большим количеством сегментов и пересадок», — отметил Павел.

Оксана Осадчая тоже живет в подмосковном городе Раменское, работает куратором по доступности в Доме культуры «ГЭС-2», увлекается французским языком, книгами, работой с текстами и доступностью сайтов. А в свободное от трудов время, как и Павел может отправиться с белой тростью исследовать новое для себя место на пригородном транспорте.

«Я начала путешествовать, когда училась в университете. Сначала с подругой неожиданно съездили в Петербург на автобусе, а потом мне захотелось уже самой ездить в Петербург, Владимир, Нижний Новгород, Ростов-На-Дону и много куда еще. Оказалось, что даже когда мало денег, путешествия возможны, если у тебя есть справка, позволяющая приобретать бесплатные билеты на пригородный транспорт», — рассказала Оксана.

Первое самостоятельное путешествие незрячей девушки на электричках было в Муром. К слову, это две пересадки и пять часов дороги. Но, по словам самой Оксаны, тогда она решилась на это, потому что стоимость обычного поезда до Мурома была неоправданно высока. Попробовала и поняла, что ей это нравится. Если маршрут не очень длинный, до трех пересадок, то дискомфорта в путешествии, по мнению девушки, довольно мало. А отслеживать стыковки пригородных поездов и строить маршруты незрячим путешественникам довольно удобно через известное приложение «Яндекс Электрички».

«Выехав из столичного региона, я впервые столкнулась с низкими платформами. Поначалу было непривычно сходить — но главное, чтобы никто при сходе не хватал за руки. Тогда же впервые я услышала, как два мужика между собой обсуждали, упаду я или нет. Мне было смешно, но я решила не давать им повода для сплетен. Хотя чаще всего люди в транспорте и на вокзале готовы предложить свою помощь. Поэтому никаких проблем с перемещением вслепую у меня обычно не бывает», — поделилась Оксана.

Алена Зирко — еще один незрячий любитель железнодорожных путешествий. Она — кандидат психологических наук, преподаватель психологии в высшей школе экономики и активный практик, свободно владеет английским, который преподает онлайн. Как и другие герои статьи, Алена порой любит отдаться романтике дороги и отправиться в дальние приключения на электричках.

«Любовь к путешествиям, по большей части, к походам мне привили мои родственники. Сейчас я живу в Подмосковье и тружусь в столице, а родилась я на Оби в Новосибирске. Поэтому все мое детство я активно ходила в походы по тайге, плавала со своими близкими и друзьями на лодке по Обским островам, где мы любили проводить время. Когда я переехала в столицу, походы пришлось отложить до более подходящих времен. Но тут я познакомилась с Павлом, и он как-то предложил мне съездить куда-нибудь на электричках. Я попробовала — и поняла, что это может быть интересно и удобно, если тщательно продумать свой маршрут», — отметила Алена.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний вечер. Поле с редкими деревьями. Два железнодорожных пути тянутся от нас, соединяются в один и уходят за поворот. В закатном солнце блестят рельсы. Вдали, у небольшого полустанка, стоит товарный состав с цистернами.

По словам девушки, именно железная дорога во многом сблизила ее с Павлом. Романтика дорог, интересное общение, новые города — все это способствовало тому, что молодой человек и девушка встали встречаться.

«Мне как путешественнице интересна культура нашей страны, ее история. Поэтому в одну из первых наших поездок я предложила Паше съездить во Владимир. Это совсем недалеко от Москвы на электричках, но почему-то именно это путешествие меня очень вдохновило. Мы весь день гуляли по городу, посетили несколько интересных музеев, храм, а потом пошли в ресторан пробовать древнерусскую кухню. На подходе к ресторану мы познакомились с парой, которая посоветовала нам еще съездить и в Суздаль. Мне тогда так этого захотелось, что я предложила Паше не ехать в Москву, а остаться еще на одну ночь, чтобы тщательно изучить новый город», — поделилась воспоминаниями девушка.

Суздаль, как и Владимир, впечатлили незрячих путешественников. Они побывали в Кремле, вдоволь нагулялись по местным улочкам и музеям, попробовали местную медовуху и сбитень.

«Возможность принимать спонтанные решения — вот еще один плюс путешествий на электричках. Железнодорожного пригородного транспорта много, вариантов маршрутов масса, а если ты решил остаться в городе, как мы с Пашей во Владимире, то можно совсем не переживать, что завтра может не оказаться мест или подорожают билеты. Уедешь в любом случае. Единственное, нужно тщательно планировать ночлег. Оказавшись вечером в Суздале, мы поняли, что жилье там очень дорогое. Хорошо, что Владимир совсем рядышком, а на вокзалах областных городов практически всегда есть комфортные комнаты отдыха. Они стоят вполне приемлемых денег. Во Владимире мы как раз и заночевали в такой комнате», — рассказала Зирко.

О минусах и безопасности длительных путешествий

По словам Оксаны, далеко не все электрички новые и удобные. В некоторых довольно быстро устанешь сидеть, чаще всего туалет имеется только в головном вагоне, а его чистота оставляет желать лучшего. Для незрячих людей проблемой может быть и тот момент, что остановки объявляют не всегда, а порой объявляют, но машинист произносит названия так нечетко, что расслышать не получается. В этом случае на помощь приходит навигатор.

«Для построения маршрутов в новых для себя городах я пользуюсь Google Картами. Для планирования маршрута путешествия и времени прибытия на нужную остановку — „Яндекс Электричками“. Также всегда под рукой — хорошее приложение Lazarillo, которое позволяет отследить остановки, которые проезжаешь, и понять, какие объекты и улицы вокруг», — рассказала Осадчая. При планировании длинных поездок — на сутки и более — девушка рекомендует тщательно продумывать место ночлега, а также запасаться необходимым количеством воды и перекусов. Дорога может оказаться длинной, а магазины есть не на всех вокзалах. Порой из-за коротких пересадок на покупку продуктов может не хватить времени.

Алена Зирко считает, что длительные поездки достаточно безопасны и удобны для путешественников с нарушением зрения. Но ряд минусов, по ее мнению, также нужно учитывать. Например, при длительных поездках ночевки на вокзале могут отнять много сил — это подойдет не каждому. Усталость может сильно испортить впечатление от поездки. Также нужно оставаться бдительным.

«В транспорте есть сотрудники, обеспечивающие безопасность пассажиров. Правда, от краж это вас может не уберечь, поэтому нужно быть постоянно бдительными. По вечерам и в час пик нежелательных элементов, которые хотят облегчить ваши карманы, достаточно много. Хотя прецедентов с этим у меня не было. Главная опасность же, на мой взгляд, — это самостоятельная ориентировка на плохо оборудованных станциях. Иногда, например, нужно переходить рельсы по необорудованным переходам. Это может быть опасно, поэтому всегда лучше пользоваться помощью пассажиров, но при этом самому никогда не терять бдительности, даже если тебя ведут за руку», — поделилась своим опытом Алена Зирко. Также девушка советует брать с собой теплую одежду. Уезжая в футболке жарким днем из одного города и оказываясь в другом только поздней ночью, можно с легкостью замерзнуть. Да и погода в новом пункте маршрута может отличаться.

В случае затруднений, кроме пассажиров, Павел советует не бояться обращаться к сотрудникам полиции. Они обычно присутствуют на вокзале, стоят на входе и контроле пропускных рамок или дежурят на перронах.

«Не могу сказать, чтобы за несколько лет моих путешествий были какие-то критические моменты. Однажды, правда, ко мне на вокзале пристал не совсем трезвый гражданин. Предлагал мне совместное распитие спиртных напитков и заценить, какой острый нож он носит в своей сумке. В подобных случаях важно сохранять спокойствие, постараться максимально отойти от подобных нежелательных элементов и при первой возможности обратиться к сотруднику полиции. Что я тогда и сделал — и гражданина довольно быстро проводили с вокзала», — рассказал Павел.

Свадебное путешествие на электричках. Почему бы и нет?


Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний вечер. Павел и его жена Алена стоят в белой ротонде с высокими круглыми колоннами и каменным полом. Алена, в белой блузке и светлой длинной юбке, опирается на ограждение беседки, улыбается. Павел стоит в профиль, держит в руке белую трость. На нем — джинсы, кроссовки и черная футболка с длинным рукавом. Со смотровой площадки открывается красивый вид на парк и крупный водоем.

В 2019 году Павел сделал предложение Алене, и пара вступила в брак. Молодожены достаточно долго определялись с направлением свадебного путешествия. То ли поехать на море, то ли по Золотому кольцу? Но все это было уже опробовано ранее, а молодым людям хотелось приключений и романтики.

«В один из вечеров Паша мне предложил: „А поехали в свадебное путешествие в Беларусь на электричках?“ А поехали! Почему бы и нет? Новая для меня страна, возможность изучить культуру, местную кухню и белорусский железнодорожный транспорт, конечно. Так и порешили, причем достаточно спонтанно. Мы вообще любим принимать неожиданные решения. Иногда, скучая вечером за чаем, кто-нибудь из нас может вдруг предложить: „А поехали завтра вот в этот город“. Паша этим же вечером смотрит, есть ли вечерние электрички в нужном направлении, пару часов — и маршрут готов. Можно собирать вещи и предвкушать завтрашнее приключение», — поделилась девушка.

Свадебное путешествие проложили через Витебск, Минск, Брест, Могилев. В одном городе пара изучала местную кухню, в другом посещала музеи или просто неспешно прогуливалась по местным улочкам, наслаждаясь новой страной и обществом друг друга.

«Беларусь запомнилась свежайшими и вкусными продуктами, причем в любом магазине, гостеприимными и простыми людьми, готовыми прийти на помощь или просто поболтать в дороге. А в целом наши страны очень похожи. Например, бабушки в электричках также обсуждают, какие огурцы сажать, чем их удобрять, что вечером ни в коем случае нельзя пропустить по телевизору и почему соседка по садовому участку не права. Все как в России», — рассказал Павел.

В этом путешествии, как и в других, пара пользовалась услугами комнат для отдыха или снимала квартиры у местных жителей. Последнее, по словам Павла, может тоже быть достаточно выгодным, особенно если останавливаться в городе на несколько дней.

«Со съемом квартир у меня обычно проблем не возникает. Я просто предупреждаю хозяев, что не вижу. Дальше — несколько сценариев, но обычно люди интересуются, смогу ли я самостоятельно жить в их квартире и все ли будет целым после того, как я съеду. В этом случае я больше рассказываю про себя и свои путешествия, договориться получается практически всегда. Хотя пару раз бывали случаи, что хозяйки пытались меня не заселять. Приходилось грозить плохими отзывами, и это чаще всего работало. А когда они при моем отъезде убеждались, что все в порядке, я чувствовал, как у них происходил определенный разрыв шаблона в голове. После нашей встречи у них явно стереотипов убавлялось», — признался молодой человек.

Советы начинающим путешественникам

Все герои нашей статьи сошлись во мнении, что путешествия на пригородном железнодорожном транспорте доступны для незрячих туристов. Но из-за невысокого комфорта российских электричек начинать пробовать подобный формат поездок стоит с недлинных маршрутов.

«Безопаснее и правильнее будет начинать свои поездки не в одиночку. Не могу сказать, что электрички особо опасное средство передвижения, но контингент там разный. Если еду одна, всегда беру с собой перцовый баллончик. Берите с собой компанию, с ней проще. К тому же, длинную дорогу можно скрасить, играя в домино, города или другие игры», — поделилась своими советами Оксана Осадчая.

Алена Зирко тоже отметила важность наличия единомышленников в дороге. По словам девушки, она вряд ли поехала бы одна в длительное путешествие на электричках. По словам Алены, она общительная, в дороге любит поболтать или вместе с друзьями послушать аудиоэкскурсии по музеям, прогулочным маршрутам и в целом по городам, в которые едет. Это позволяет на месте чувствовать себя увереннее.

«Благодаря поездкам на электричках я стала лучше представлять карту России. Во всяком случае, карту Московской области и близлежащих регионов. Появились новые знакомые, друзья, что тоже считаю важным, особенно для незрячего человека. Ну и электрички для меня — это всегда про эмоции безопасного приключения и про романтику, которые доступны абсолютно каждому. Не важно, видишь ты или нет», — поделилась своим опытом девушка.

Начинающим путешественникам Павел рекомендует тщательно планировать свои первые поездки, продумывать места для ночлегов и сначала пробовать короткие однодневные маршруты в рамках своего региона. Если нет возможности поехать с друзьями, а одному сложно и страшно, то найти себе попутчиков можно в социальных сетях в сообществах любителей железных дорог. Это люди без нарушения зрения, но, по мнению, Павла, когда вами движут общие интересны, наличие или отсутствие зрения уходит на второй план.

«Когда почувствуете вкус первых поездок, и вам он понравится, можно начать планировать туры выходного дня. Для москвичей и жителей пригородов это могут быть двухдневные поездки в Рязань, Владимир, Тулу или Калугу. Более продвинутым можно посоветовать объединить в одной поездке несколько городов, например, Ярославль, Данилов и Вологду или Калугу, Курск, Орел и Тулу. Но это займет уже несколько дней», — заключил незрячий путешественник.