Начался учебный год. Для некоторых незрячих молодых людей это новый этап в жизни — начало обучения в колледже или вузе. Многие из них учились раньше в школах для людей с нарушением зрения и общались в основном с незрячими и слабовидящими одноклассниками. Выйти за рамки этого круга сложно и страшно, но главное — сделать первый шаг.
Ученица школы-интерната № 1 Анастасия Суркова попросила незрячих старшеклассников и студентов рассказать, как они выстраивали отношения с однокурсниками без нарушения зрения. Она также дала несколько советов о том, как влиться в коллектив.
Были ли вы членом коллектива, состоящего в основном из людей без нарушения зрения? Как вы себя в нем чувствовали?
Лопухин Даниил:
«Я был членом коллектива, состоящего из зрячих людей, когда мы с братом участвовали в проекте „Дорога добра“, а также состояли в группе „Школьная лаборатория современного искусства“. Первое время мне было не очень комфортно, я чувствовал себя как не в своей тарелке. Разумеется, с незрячими и слабовидящими ребятами мне более комфортно в коллективе, чем со зрячими, потому что я чаще взаимодействую с людьми, имеющими нарушения зрения, знаю больше об их интересах, предпочтениях, привычках. Но я постепенно привык и к ребятам без нарушения зрения. Но все же лучше чувствую себя в коллективе незрячих и слабовидящих».
Скрынникова Ирина:
«Да, я была членом зрячего коллектива несколько раз. Если люди в группе интересные, они легко идут на контакт, тогда все отлично. Но бывало и так, что зрячие люди разговаривают о своем или играют в какие-либо игры, например, в телефоне, а я остаюсь в стороне. Естественно, это не очень приятно».
Тифлокомментарий: цветная фотография. На каменных ступенях, перед входом в здание с панорамным остеклением, стоит женщина с белой тростью. Одета она в темно-синий брючный костюм, белую рубашку и кеды. На ней черные очки, а волосы убраны в низкий пучок.
Какие трудности незрячий человек может испытывать при знакомстве и общении с людьми без нарушения зрения?
Викберг Рита:
«Трудности возникают в том плане, что зрячие члены коллектива зачастую не знают, как вести себя с незрячими, из-за чего возникает неловкость в общении, страх со стороны зрячих людей, поэтому общение получается неполноценным».
Скрынникова Ирина:
«Из-за небольшого опыта общения со зрячими нам бывает довольно трудно объяснить что-либо на их уровне восприятия, поэтому можно оказаться в неловкой ситуации. Бесспорно, мешает также скованность и неуверенность».
Какими навыками должен обладать человек, чтобы успешно выстроить отношения с членами коллектива и легко стать его частью?
Викберг Рита:
«Очень важно быть коммуникабельным, не стоит бояться проявлять инициативу в общении, выражать свои мысли, высказывать мнение».
Скрынникова Ирина:
«Я думаю, что для того, чтобы завести знакомство или дружбу с человеком, нужно обязательно проявлять активность, умение слушать другого, постараться раскрепоститься, то есть почувствовать в общении свободу, сломав барьер сомнений и неуверенности. Я лично встречала незрячих людей, которые даже не стремятся общаться, знакомиться. Они находятся постоянно в своем внутреннем мире, а следовательно, их круг общения значительно сужен. Человек сам ставит себе эти барьеры».
Чувствуете ли вы скованность при общении с новым знакомым или легко идете с ним на контакт?
Викберг Рита:
«Поначалу скованность присутствует, однако многое зависит от собеседника. Если человек тебе приятен, то скованность проходит довольно быстро».
Скрынникова Ирина:
«Я в основном не чувствую скованности при знакомстве и общении с незрячим человеком. А со зрячими скованность пока присутствует. Конечно, многое зависит от человека. Но все же... Я иногда испытываю недоверие к зрячим людям, сомнение в благих намерениях их действий. От того и возникает скованность, наверное».
Удается ли вам быстро устранить барьеры в общении и расположить к себе нового собеседника? Каким образом?
Викберг Рита:
«Чаще всего удается. Здесь все индивидуально: бывает, что достаточно пошутить, бывает — поговорить по душам. Важно почувствовать и поймать волну человека. Понять его состояние».
Скрынникова Ирина:
«Барьеры в общении часто снимает общность интересов. Главное — не растеряться и найти общую тему для беседы и дальнейшего общения. Если говорить о личном опыте, то это, пожалуй, касается в основном знакомых с нарушением зрения, с которыми мы познакомились на конкурсах, в разных поездках. Как показывает опыт, со зрячими людьми барьеры бывает устранить сложнее, поскольку гораздо меньше так называемых точек соприкосновения».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Преподаватель выступает перед студентами в просторном лекционном зале. Ряды полукруглых парт и сидений расположены в виде амфитеатра. Внимание слушателей обращено в сторону выступающего. Он одет в черный брючный костюм и голубую рубашку, а студенты в обычную повседневную одежду.
Встречались ли вы с дискриминацией незрячих людей в коллективе?
Викберг Рита:
«К сожалению, сталкивалась с подобной проблемой. Но я приняла решение, что просто не буду продолжать общение с этими людьми, они деструктивны. А если говорить о толерантности на общественном уровне: я думаю, что такое отношение возникает со стороны определенной части общества из-за неизвестности, когда люди не знают о жизни, возможностях незрячих. Но не нужно прятаться, закрываться, столкнувшись с подобной реакцией. Необходимо гасить неизвестность и ломать стереотипы членов коллектива, в котором ты — новичок».
Какие советы вы можете дать молодым людям с нарушением зрения для повышения их коммуникативных навыков?
Викберг Рита:
«Нужно уметь разрядить обстановку, не сторониться новой компании, быть заинтересованным коллективной жизнью, быть самим собой».
Лопухин Даниил:
«Я думаю, нужно стать более уверенным в себе. Если при знакомстве с человеком ты будешь чувствовать себя неуверенно, собеседник может почувствовать не только это, но и отсутствие мотивации идти на контакт. Важно быть спокойным и веселым, общаться со зрячим человеком на равных».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Пятеро людей сидят на стульях в кругу, друг перед другом. Внимание всех обращено к одному из них. Он говорит и жестикулирует.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что да, люди разные, коллективы разные, отношение к незрячим людям тоже разное, однако мы не должны сторониться знакомств с людьми.
Мне тоже несколько раз приходилось быть членом коллектива ребят без нарушения зрения. Я учусь в школе-интернате для слепых и, разумеется, основное мое окружение — незрячие и слабовидящие люди, но я стараюсь максимально расширять свой круг общения.
Разница между детским и взрослым коллективом есть — и существенная. Когда я пела в обычном детском хоре, то поняла, что дети более гибкие и проще воспринимают жизнь. К тому же спрос с юного человека в разы меньше, чем со взрослого, вне зависимости от зрения.
Взрослому человеку же приходится что-то доказывать сокурсникам без нарушения зрения, разрушать стереотипы. Недавно я побывала в нескольких группах, состоящих из людей разного возраста. Поначалу у всех отношение ко мне было неоднозначное, недоверчивое. Но со временем оно поменялось в лучшую сторону. Дам несколько советов, которые помогли мне влиться в коллектив. Они очень простые, но действенные.
-
Сделать первый шаг к общению.
-
Общаться доброжелательно и с улыбкой.
-
Отвечать открыто и спокойно на все вопросы о зрении.
-
Не оставаться в стороне от коллективной жизни и предлагать свои идеи для совместного времяпрепровождения.
-
Стараться не только красиво общаться, но и выглядеть.
-
Не бояться обращаться ко всей группе и брать на себя решение части коллективных задач.
-
Быть независимым, но при этом уметь принимать помощь.
Не стоит ждать пока к тебе подойдут и начнут общаться. Для повышения комфорта общения можно пообщаться с каждым членом коллектива в отдельности, завязать небольшой диалог.
Эта рекомендация относится как к незрячим, так и к людям без нарушения зрения. Но человеку с нарушением зрения улыбка во время общения не только поможет задать позитивный тон беседе и снять напряжение, но и сделать свою мимику более оживленной и располагающей.
Люди без нарушения зрения зачастую интересуются нашим зрением, как мы приспосабливаемся к жизни. Думаю, следует отвечать открыто. Это идеальный момент показать то, что зрение не является для нас больной темой, мы не придаем этому большого значения, а живем счастливо благодаря морю других возможностей.
Не стоит ждать отдельного приглашения для участия в совместных делах. Вы — полноправный член коллектива. Совсем не обязательно занимать активную позицию, но простое участие в совместных делах и заинтересованность помогут быстрее влиться в жизнь группы и стать ее частью.
Важно предлагать свои идеи, как провести вместе свободное время. Если поначалу они не принимаются и игнорируются, то это не повод расстраиваться. Возможно, членам группы нужно просто к вам привыкнуть.
Но если вы принесете командную настольную игру или предложите вместе посмотреть фильм, есть вероятность того, что идея будет одобрена. Заодно расскажете, что такое тифлокомментарий и как он работает. Так ваши новые знакомые больше о вас узнают — и будут испытывать меньше напряжения в общении.
Часто зрячие не понимают в полной мере, что мы такие же, как и они. Первое время члены нового коллектива могут присматриваться к нам, выявлять или исключать в нашем поведении какие-либо странности. Стоит постараться отказаться от навязчивых движений (давления на глаза, переступание с ноги на ногу, движения головой, перебирание пальцев).
Когда имеешь практику общения не с одним человеком тет-а-тет или малой группой людей, а с целым коллективом, то постепенно рассеивается страх перед аудиторией. Ты устанавливаешь контакт сразу со всеми. Знаю по себе, что это непросто сделать, когда ты не видишь, насколько внимательно тебя слушают. Но можно услышать тишину в аудитории и почувствовать пристальное внимание со стороны участников коллектива к твоим словам.
Безусловно, вы будете пользоваться авторитетом в коллективе тогда, когда сможете показать прекрасное владение бытовыми навыками — ориентировкой в пространстве, умением готовить и организовывать самостоятельно свой быт, быть готовым к любым жизненным ситуациям. Однако если вам очень хотят помочь, а вежливый отказ от помощи проигнорирован, стоит дать человеку возможность сделать доброе дело. Тогда вы не оттолкнете людей своей категоричностью. Если, например, в столовой вам помогают донести поднос с обедом до столика, хотя вы можете сами это сделать, можно сказать: «Спасибо! Хотя я без труда бы справился/справилась, но мне очень приятна ваша забота». В следующий раз, когда помощь не будет предлагаться столь настойчиво, вы смело сможете заявить о своих возможностях на практике. Категоричность выстраивает определенный барьер в общении, чего лучше избегать.
Важно быть коммуникабельным, не бояться показаться каким-то не таким, расширять свой круг общения и общаться с разными интересными людьми. Хотелось бы надеяться, что лайфхаки помогут сделать общение в коллективе еще ярче.