Екатерина Шевичева — постоянный автор портала «Особый взгляд». Мы попросили ее рассказать о себе, своих увлечениях и работе.
Как же сложно писать о себе! Я стараюсь быть в тени и не светиться на публике. Моя история жизни больше похожа на дешевый триллер, но обо всем по порядку.
Истоки детства моего
Мои родители поженились еще студентами. Жили скромно, на съемных квартирах, старались обустроить свое новоиспеченное семейное гнездышко как могли. Их семейная жизнь началась с трагедии — умер первенец... А потом родилась я — шустрый, непоседливый, хитрющий и долгожданный ребенок. Отец во мне души не чаял, с гордостью заявляю, что я была типичная папина дочка!
Да, наверное, нужно уточнить, я родилась зрячей девочкой. До 13 лет наслаждалась радостями детства. Вот пишу и в памяти мелькают по-прежнему цветные картинки — как мы в детском саду делали венки из кленовых листьев и караулили ежа у его норы, как с родителями бежали от продуктовых карточек и вечного дефицита из Рязанской области под Каширу, как уже с двумя маленькими братьями невероятно черной ночью на большой грузовой машине переехали в Раменский район, поближе к Москве. Из того далекого детства у меня осталось очень много ярких впечатлений. Я с ранних лет много читала и была полна романтических представлений о жизни и об окружающих людях. В то время родительский дом напоминал мне небольшой замок. Когда мы впервые оказались в этом двухэтажном доме, то пошли с братьями на разведку, пустив вперед нашу собаку, которую почему-то звали Львом Абрамычем, хотя это был песик женского рода.
А игрушки! У меня в детстве было мало чисто девичьих игрушек. Братцы постоянно возле меня кружились, мне приходилось быть им и другом, и нянькой, и спарринг-партнером по боксу, товарищем по играм и мишенью для стрельбы из пистолетов.
Когда я оставалась одна, любовалась на огромных бабочек в нашем цветущем саду, играла в куклы из кукурузных початков или мастерила их из цветов. А еще я рисовала! Рисовала взахлеб, подолгу и с самоотдачей, получая удовольствие, наверное, даже просто от того, что у меня в руках карандаш или кисть. Учил меня профессиональный художник, у меня здорово все получалось, потому что это была моя единственная истинная страсть в жизни.
Превратности судьбы
До восьмого класса я училась в обычной массовой школе. Разумеется, о том, чтобы стать журналистом или связать свою жизнь каким-то образом с текстами, я даже не думала. Но ведь в нашей жизни ничего не бывает просто так. В школьные годы я возглавляла редакционную коллегию школьной газеты и принимала активное участие во всех школьных творческих мероприятиях, связанных с изобразительным искусством. А во времена моей юности их было множество.
Шло время. Мне исполнилось 13 лет. В результате несчастного случая я попала в реанимацию, ушла в кому на две недели. Я же говорила, триллер! Из комы вышла 16 августа, а 17 числа мне исполнилось 14 лет. Так что у меня теперь есть законный повод дважды праздновать день рождения.
Наверное, такие вихри судьбы кардинально меняют характер человека. Не знаю. Могу сказать, что с того момента ранимая девочка умерла, переродившись в циника, реалиста и человека с жестким внутренним стержнем. Я не хвалюсь. Просто мне пришлось срочно стать взрослой. Мама была в шоке и в слезах. Отец, помотавшись по больницам, однажды заснул и не проснулся.
Какое там детство!
Как-то по телевизору мои родители увидели репортаж про школу-интернат для слепых детей и предложили мне пойти туда учиться. Сначала я восприняла это в штыки. Вероятно, еще и сама не знала, нужно ли мне это.
В 1995 году, спустя два года после потери зрения, я уже осознанно решила окончить среднюю школу и поступить в какой-нибудь университет. Мы жили в сельской местности, оставаться там слепой и без образования было категорически нельзя.
Правда, мне пришлось доказывать, что я смогу учиться среди незрячих ребят. Дело в том, что дирекция Болшевской школы-интерната опасалась, что я вообще не смогу читать по Брайлю, так как ослепла в подростковом возрасте. Но все сложилось для меня благополучно.
И опять неугомонная судьба дала мне шанс определиться, кем я хочу быть. Так получилось, что будучи примерной и успевающей ученицей, я регулярно в школьные годы общалась с журналистами, позировала на камеры и даже снималась в одной из передач, которая транслировалась в
Как становятся журналистами
Попав в интернат из зрячей среды, я оказалась в информационном вакууме. В массовой школе уже готовилась к поступлению в Московский инженерно-физический институт (МИФИ), как альтернативу рассматривала поступление на филологический. А в интернате мне прочили поступление либо на юридический, либо на психологический факультеты.
Юристом я категорически быть не хотела.
На психологию меня тоже особо не тянуло, но у меня просто не было выбора. В мое время к поступающим незрячим людям относились с опаской, да и подсказать мне было некому.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Весна в парке. Екатерина стоит на фоне большого цветника с белыми тюльпанами и скульптурой. У нее короткая стрижка, расфокусированный взгляд. Она одета в голубые джинсы и зеленую кожаную куртку-косуху на молнии. Правой рукой придерживает висящую на плече сумку.
В результате я поступила на психологический факультет Российского государственного социального университета. Со второго курса сбежала бы, но подруги удержали.
Сейчас немного жалею. Если бы кто-нибудь тогда подсказал, что незрячему вполне можно реализовать себя в журналистике, я бы бросила все на свете и поступила бы на соответствующий факультет —хотя бы в тот же РГСУ! Помню, как завидовала девчонкам-журналисткам! Мне казалось, что быть журналистом гораздо интереснее, чем психологом.
Но, конечно, мой учебный процесс тоже даром не прошел. Психология мне здорово помогает в работе. Анализируя свой жизненный опыт, я прихожу к мысли, что о журналистике я, наверное, всегда мечтала где-то очень глубоко в душе, на уровне бессознательного.
Писала я всегда и обо всем — в школе, в университете, в период работы школьным психологом. Но официально я решилась попробовать себя в роли внештатного автора в 2017 году. Моим крестным отцом в журналистике стал Бухтияров Владимир Дмитриевич, главный редактор журнала для слепых и слабовидящих «Наша жизнь». И хоть я с ним спорила по многим вопросам, он научил меня многому.
Потом во мне родилось дикое желание совершенствоваться в профессии. Чем я только не занималась: вела авторские программы на радио РАНСиС, писала в онлайн-журналах и газетах, публиковалась в журнале «Наша жизнь», делала репортажи для аудиожурнала «Диалог». Сейчас я составляю биографические справки для международного информационного агентства и освещаю проблемы трудоустройства незрячих в журнале «Школьный вестник».
Еще я пишу сказки и рассказы, а также сценарии к детским спектаклям, помогаю создавать тифлокомментарии к спектаклям и фильмам.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На фоне холста с изображением сказочного леса и средневекового замка стоят и смеются трое. В центре зажмурилась от смеха Екатерина. На ней белая длинная блуза и голубые джинсы. Справа от нее высокий мужчина в белых одеждах, золотой маске, золотом длинном плаще и яркой цветной шляпе. С другой стороны — светловолосая девушка в сарафане и розовом переднике. Она держит в руках плюшевую собаку.
Творческая жилка во мне не угасла, и я этому рада. Я много чем увлекаюсь по жизни, но вот одна мечта меня до сих пор тревожит — очень хочу окончить хотя бы кратковременные курсы по журналистике. Кто-то скажет, что многие журналисты не имеют соответствующего диплома и спокойно себе работают. Но мне уже довелось слышать в свой адрес замечания: ты же не журналист, как ты можешь в этом разбираться.
Знаете, мое самолюбие это серьезно задевает.
Кроме того, когда люди узнают, что я, будучи незрячей, еще и журналист, то очень удивляются. В обществе до сих пор существует стереотип, что журналист должен быть всевидящим. Мне часто приходится на это возражать, что журналистика — это не только глаза, но и интеллект.
Да и журналистика бывает разной! Не все журналисты бегают с камерами и выступают на телевидении. Есть направления журналистики, вполне доступные для незрячих. Опять же, об этом приходится говорить и доказывать обществу, что слепота не приговор, а такая же возможность найти себя и реализовать свой творческий потенциал.
Наверное, пройдя сама через непонимание, я отчаянно пропагандирую профориентацию в школах-интернатах и стараюсь больше рассказывать в своих статьях о возможностях людей с нарушением зрения.