Как заработать уличному артисту: истории незрячих музыкантов

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ночная городская улица в свете разноцветных огней. Перед прохожими стоят уличные музыканты. Среди них мужчина в черной кожаной куртке. Он играет на золотистом саксофоне.

Могут ли музыкальные выступления на улице стать источником дополнительного заработка? Какое техническое оснащение для этого потребуется? С какими сложностями может столкнуться незрячий артист?

Об этом и многом другом расскажут незрячие музыканты, которые уже несколько лет зарабатывают уличными выступлениями.

Тифлокомментарий: черно-белая фотография. В крытой галерее с колоннами за стойкой микрофона стоит стройный молодой мужчина, играет на саксофоне. На нем светлая шляпа и темные очки.

Профессия?

Сергей Парахин, незрячий преподаватель из Верхнего Посада, стал петь на улице еще в девяностых. Это случилось, когда он поступал в училище. Денег не хватало, время сложное, а незрячему студенту устроиться на подработку куда-либо было нереально. Когда знакомые предложили ему спеть вместе на улице и подзаработать, он отказываться не стал.

Когда Сергей впервые попробовал петь на улице, руководство Курского музыкального училища, в котором он учился, это решение не одобрило и сделало выговор — нечего попрошайничать на улице.

«В первый раз, когда мы с однокурсником выступали на рынке, меня посещали такие мысли [о попрошайничестве]. Было неудобно. Я думал, что своим видом и инвалидностью как будто и вправду выпрашиваю деньги. А потом подумал: почему выпрашиваю? Я же выкладываюсь на все 100%. Учу новые песни, готовлюсь заранее, придумываю, как это сделать более профессионально. А люди деньгами или добрым словом оценивают мои с другом старания», — сказал Сергей.

Осознав это, он договорился с руководством училища и стал ездить с другом выступать в соседние районы или даже города. Хотя тогда было непростое время, люди давали деньги охотно, собранных средств с лихвой хватало на текущие потребности.

Юлия Дьякова занимается музыкой со школы — сначала вокалом, затем баяном и духовыми инструментами. Первый раз она спела на улице еще во время учебы в школе. Вместе с друзьями она ехали в электричке и подумала, почему бы не попробовать.

Заработок превзошел ожидания. Люди давали деньги, а Юлия, желая как можно меньше зависеть от родителей, стала выступать чаще. Она пела в основном в поездах, курсирующих из Череповца в Вологду. Со временем Юлию стали узнавать и заказывать у нее любимые песни. Окончив Курское музыкальное училище, она переехала в Москву. Здесь продолжила выступать на улице — на рынке, в парках, на площадях и в метро.

«Я отношусь к этому, как к профессиональной работе. Может, это не совсем профессия, но привыкнуть, научиться и понять специфику здесь точно нужно. Относясь к делу с отдачей, я быстро поняла, что это не просто. Порой сложно, трудно, холодно или мокро от дождя, который идет целый день. Поэтому не нужно думать, что деньги прямо валятся ко мне. Я реально их зарабатываю свои трудом, энергетикой, хорошим настроением, которое и ждут слушатели», — рассказала Юлия.

У Владислава Шакина нет музыкального образования, но он всегда любил петь. Понаблюдав за уличными музыкантами без ограничений по здоровью, он понял, что может выступать не хуже.

«Мне повезло еще в том, что у меня был и есть наставник. Сергей Александрович Парахин помог мне по многим вопросам, дал советы и провел мастер-класс и по уличным выступлениям. Я как раз пример того, что подзарабатывать этим ремеслом можно без профессионального музыкального образования — и ничего постыдного в этом нет. Главное все-таки уметь петь и иметь приятный голос. Но и назвать это профессией я не могу», — сказал Владислав Шакин.

Незрячий молодой человек поет в московских электричках около четырех лет, параллельно он окончил университет и получил специальность «юрист», а также попробовал силы в журналистике.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный весенний день. Молодой брюнет играет на ударной установке посреди городской улицы. На нем серая бейсболка и черная футболка. Перед ним стоит толпа прохожих-слушателей.

Что нужно начинающему уличному музыканту

По словам Сергея Шестакова из Екатеринбурга, главными качествами музыканта, в том числе уличного артиста, должны быть человеколюбие и коммуникабельность. Сергей — профессиональный музыкант, преподает музыку детям без ограничений по здоровью в лицее и успешно развивает свою музыкальную студию «Акварель». Помогает Сергей и начинающим незрячим певцам.

«Выступать на улице невозможно, если ты не любишь людей, не любишь общение с народом и не хочешь дарить миру добро. Ведь через музыку, песню и разговоры по душам, которые на улице случаются постоянно, ты отдаешь свою энергию людям, а они тебе платят этим же в ответ. Важно уметь создавать на улице праздник и нести людям позитив, потому что большинство хотят услышать то, что им поможет расслабиться и улыбнуться», — сказал Сергей.

Однако артисты отмечают, что уличному музыканту важна и хорошая физическая подготовка, а также уверенные навыки самостоятельной ориентировки в пространстве с белой тростью.

«Многим кажется, что петь на улице это просто. Но постоянно носить с собой инструмент и трость или колонку с микрофоном в одной руке, а трость в другой — нелегко. Погодные условия также часто подкидывают испытания, поэтому большинство музыкантов заранее готовы ко всем природным сценариям. Одеваются теплее, иногда берут запасную одежду, а в сильный холод, например, берут перчатки с открытыми пальцами, чтобы играть на гитаре. Многие захватывают с собой термос с горячим чаем. Страдает и главный рабочий инструмент музыканта — его голос. От постоянных нагрузок он быстро садится, а от разницы температур достаточно легко его вообще потерять, что мы не можем себе позволить», — рассказала Юлия.

В техническом плане музыкант может начать с исполнения песен а капелла, но здесь нужен хороший голос. Проще всего, по мнению незрячих музыкантов, начинать с исполнения песен под гитару, а со временем можно обзавестись колонками и микрофоном.

«Как и с чего начать, не так важно. Важно просто желать попробовать себя. Можно петь и под минуса на небольшой колонке. Просто выбирать для этого более тихие места. Сразу хочу развеять миф: не нужно иметь дорогую колонку с мощным звуком. Во-первых, незрячему достаточно сложно будет с ней перемещаться, а во-вторых, многим слушателям не нравится слишком громкий звук. Отталкивайтесь от их пожеланий. Как говорится, зритель всегда прав», — посоветовал Владислав.

Сергей Парахин советует выступать незрячим людям вдвоем или даже втроем. По его мнению, так проще при перемещении и легче во время работы. Кроме того, трехголосье или набор разных инструментов всегда привлекают больше внимания, чем одинокий гитарист.

«Многое, конечно, зависит, от выбора мест. Начинают практически все с электричек. Но есть и более прибыльные места. Это рынки, где постоянно находится большое количество людей, позиции у метро, в парках, а также на пешеходных улицах. Важно не халтурить, а работать на все 100%. Люди быстро почувствуют, что ты играешь без искренности и ради денег, поэтому у тех, кто делает это без удовольствия, заработки гораздо меньше», — сказал Сергей.

По его мнению, уличные выступления не должны быть главным источником заработка. Нужно стремиться развиваться в разных направлениях.

Прохожие, конкуренты, полиция

Попробовать выступать на улице хотят многие, но их останавливает возможная негативная реакция прохожих. «Честно, какой-то открытой агрессии я практически не встречал. А пою я уже около тридцати лет. Бывают подвыпившие прохожие пытаются что-то выяснить или как-то оскорбить, но чаще всего наоборот хотят поговорить с тобой по душам. Полиция раньше гоняла музыкантов часто, сейчас же это редко встречается. Тем более всегда можно договориться», — сказал Сергей Парахин.

Сергей Шестаков из Екатеринбурга считает, что развитие или погашение конфликта зависит от незрячего певца. Всегда можно ответить доброжелательно, что смутит человека, или уйти петь в другое место.

«Адекватность самого незрячего певца тоже важная составляющего безопасности его ремесла. Не пой там, где сомневаешься. Не исполняй тех песен, которые могут провоцировать людей. Будь экологичен в плане громкости своей музыки, ведь рядом с тобой работают другие люди: сидят в офисах, ведут переговоры или просто торгуют на рынке. Не важно. Если ты будешь думать не только о себе, но и о других, то проблем будет гораздо меньше», — добавил Сергей Шестаков.

Но смотреть на мир уличной музыки сквозь розовые очки не стоит. Некоторые прохожие действительно могут вести себя агрессивно. Они, например, думают, что музыканты лишь притворяются. По словам Сергея Парахина, однажда его просили доказать, что он не видит. Бывал необычный случай и у Юлии Дьяковой: ее захотела обмануть женщина, что проходила мимо. Поняв, что Юлия не видит, она стала подходить к прохожим, представляться ее матерью и собирать деньги якобы на операцию.

«От этого никто из незрячих не застрахован. Нужно быть готовой дать отпор. Где-то резким словом, а где-то и физически. Но лучше никогда не лезть на рожон и выступать в людных местах. Это приносит больше денег и безопаснее», — сказала девушка.

Другой наиболее частый страх — взаимоотношения уличных певцов с правоохранительными органами. Один раз Сергей Парахин со своими друзьями и вправду оказался в полиции благодаря охраннику в метро. Ему не понравилось, что музыканты были громкими и собирали толпы. Он взял и позвонил в полицию. Ребята, понимая, что на самом деле они ничего не нарушили, написали жалобу на этого охранника. На том и заключили мировую, незрячих певцов быстро отпустили.

По словам Сергея, если ты выступаешь регулярно, к тебе быстро привыкают. Музыканты рекомендуют выступать в тех местах города, где часто встречаются уличные артисты — на пешеходных улицах, центральных площадях и в парках. Юлия Дьякова также рекомендует изучить информацию в интернете.

«Во многих городах миллионниках, как мне известно, можно получить официальное или полуофициальное разрешение на свои выступления на улице. В Москве есть целые программы „Уличный артист“ и „Музыка в метро“, которые позволяют легально выступать в специально отведенных для этого местах. Никто тебе мешать не будет: ни конкуренты, ни полиция. Это очень удобно, сервисы доступны для незрячих с помощью программ экранного доступа», — рассказала Юлия.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ночная городская улица. За стойкой микрофона стоит русый парень в серой толстовке и черной куртке. Он играет на желтой гитаре, поет. Вокруг него молодежь.

Что петь и как подготовить репертуар

Уличные музыканты создают атмосферу и настроение, но у каждого прохожего свой вкус и музыкальные предпочтения. Чтобы угодить большинству, уличный артист должен обладать не только музыкальными способностями, но и иметь широкий и разнообразный репертуар.

«Мы с друзьями хорошо поем песни 1970 — 1980-х. В нашем репертуаре Антонов, Никольский и другие. По опыту — советское заходит лучше всего», — рассказал Сергей Парахин.

Владислав Шакин считает, что важно сформировать свою индивидуальную подачу. Возможно, это будет авторская или известная песня, но человек запомнит вашу манеру. За четыре года молодой человек сформировал репертуар из 125 песен. Юлия Дьякова советует начинающим уличным музыкантам следить за новинками, за популярными фильмами и сериалами. Треки из известных кинокартин, как правило, пользуются популярностью.

Сергей Шестаков советует также ориентироваться на различные праздники и важные события в жизни страны. По его опыту, люди благодушно встречают новогодний репертуар в январские праздники, с удовольствием слушают тематические песни в День Победы, просят спеть что-то романтическое и красивое 8 марта.

Сколько зарабатывают уличные музыканты

Заработок уличного артиста зависит от многих факторов: от количества людей и, например, погодных условий. Влияет на заработок, конечно, и разнообразие репертуара, и профессионализм певца, и душевность исполнения.

«Средний уровень заработка в час — тысяча рублей. В праздники больше, можно за пару часов заработать и десятку. В плохую погоду и зимой, конечно, меньше. Но обычно за день, от 4 до 8 часов, я могу заработать 5 тысяч рублей. Мы поем втроем, то есть на троих зарабатываем 15, а потом делим поровну», — рассказал Сергей Парахин.

Он также советует сделать табличку, на которой крупным шрифтом написать реквизиты для перевода денег.

«Я обычно собираю деньги в пакет, который держу в руке. Проконтролировать футляр или шапку я не могу, а вот если кто-то полезет в мой пакет, то сразу почувствую. Но это бывает крайне редко. Чаще всего я просто пользуюсь им, потому что мне не хватает рук и его проще переносить. Ведь у незрячего одна рука уже занята тростью», — рассказала Юлия.

Она отметила, что ей также дарили билеты в Театр на Таганке, а в Санкт-Петербурге — на концерт и на мюзикл.

«Самые прибыльные это, конечно, рынки. Там не только можно заработать, но и получить благодарность в виде продуктов. Продавцы вообще мои фанаты. Сидя целый день за прилавком, они с удовольствием заказывают мне разные песни, а я стараюсь всегда их удивить знанием текстов композиций, которые они просят исполнить. В ответ я часто получаю фрукты, овощи, конфеты и все, что продается на рынке. Однажды одна из посетительниц рынка сунула мне в пакет „Ваниш“ для чистки ковров», — сказала Юлия Дьякова.

Сергей Шестаков же отметил, что выступления на улице и общение с людьми могут подарить шанс.

«Тебе могут предложить выступить на корпоративе, концерте или в ресторане, а это уже новый способ заработка. А если и не предложат, то ты можешь сам обзвонить пару десятков кафе с живой музыкой и попробовать открыть для себя следующий уровень музыкальной карьеры. Главное — не сдаваться, быть настойчивым и благожелательным, к тебе потянутся», — сказал он.