Благодаря автогонкам человек может пережить самые невероятные эмоции! Рев моторов, скрежет колес и преодоление препятствий настолько завораживают охотников за адреналином, что они не могут отказаться от удовольствия бросить вызов стихии, бездорожью и собственным страхам.
Автоспорт становится доступным и для людей с нарушением зрения. «Особый взгляд» поговорил с незрячими участниками гонок по бездорожью.
Зачем гонки незрячим людям
Гонки по бездорожью (off-road гонки) подразделяются на две категории: активный отдых (автомобильные фестивали, автопробеги, экспедиции на внедорожниках) и автоспорт. Пожалуй, наиболее зрелищными являются спортивные состязания: трофи-рейды, авторалли, различные чемпионаты. Соревнования требуют от гонщиков максимальной концентрации внимания, поэтому автоспорт для пилотов не просто хобби, а в некотором смысле потребность.
«В настоящее время официально автоспорта для незрячих не существует, но желание заниматься экстремальными видами активности у людей с нарушением зрения никуда не исчезает. Вся моя жизнь так или иначе связана с автомобилями. Раньше ограничения по здоровью не позволяли мне заниматься автоспортом профессионально. Когда я получил инвалидность по зрению, то понял, что теперь меня уже ничто не остановит», — рассказал Владимир Худяков, идейный вдохновитель проекта off-road «Путь к мечте», один из основателей информационного портала «Нет предела».
Началось все в 2020 году. В то время Владимир занимался продвижением вездеходов. Однажды ему пришлось самостоятельно выгонять технику из гаража для клиента. Обладая солидным стажем экстремального вождения, Владимир решил рискнуть и вслепую сесть за руль — и у него получилось. С тех пор возникла идея проекта «Путь к мечте», который позволил бы незрячим людям научиться управлять вездеходом.
Владимир уверен, что люди с нарушением зрения испытывают такую же потребность в острых ощущениях, как и другие. Поэтому важно сделать автоспорт безопасным и доступным для незрячих и слабовидящих людей.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный летний день. Шесть грязных гоночных внедорожников стоят в два ряда на глиняной дороге. Позади них участок трассы, выделенный красно-белыми флажками, и лесополоса.
«Некоторые незрячие мечтают управлять авто, прокатиться на скорости, почувствовать этот драйв. Им нужно ощущать прилив адреналина в крови. Из-за такой психологической потребности незрячие пытаются самостоятельно управлять мотоциклом или каким-либо другим транспортным средством, не задумываясь о том, что подвергают других людей опасности. Поэтому при наличии автоспорта для незрячих все жаждущие адреналина смогли бы его получить на специально оборудованных трассах или огороженном поле, где нет детей, прохожих, светофоров, собак и машин», — подчеркнул Владимир Худяков.
Но пока автоспорт не является массовым, энтузиасты-экстремалы осваивают вездеходы в полевых условиях в свободное от работы время. Поле, расположенное в 30 км от Санкт-Петербурга, на сегодняшний день — единственное место в стране, куда приезжают незрячие пилоты, чтобы ощутить себя королями бездорожья.
Пока специальный вездеход с двумя сиденьями для пилота и штурмана только в проекте. Ребята тренируются на обычных вездеходных машинах, например, на Navigator. Позади пилота встает штурман без нарушения зрения и руководит движением.
«До потери зрения я увлекался автоспортом, поэтому тема гонок мне очень близка. Я продолжаю пробовать все, на чем только можно ездить. Рассказываю о том, что доступно, а что опасно для незрячих, где можно тренироваться, если возникло такое желание. Ведь гоняя вслепую, люди зачастую забывают о безопасности окружающих. А на поле особо не разгонишься. Там кочки, ямы и прочие прелести бездорожья. Вездеход — тихоходная машина, в чем и заключается ее безопасность для самого незрячего. Да и за пределы поля при всем желании не вылетишь», — рассказал Артем Кирьянов, незрячий пилот, соруководитель проекта «Нет предела», инклюзивный блогер и экстремал.
Как пояснил Артем, гонки по бездорожью интересны незрячим потому, что дают возможность выйти из зоны комфорта, почувствовать себя независимым, ощутить мощь машины. Управлять техникой, способной проехать по полю, болоту, по каким-то глухим местам, по которым невозможно пройти незрячему человеку, — интересный опыт.
«Задача незрячего пилота — беспрекословно выполнять команды штурмана. Если он говорит „налево“, ты делаешь это сразу. Гонки по бездорожью учат ориентироваться на слух и определять направление звука, помогают отработать быструю реакцию, которая отлично помогает в реальной жизни. Это работа в команде и возможность научиться коммуницировать с людьми», — подчеркнул Артем Кирьянов.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Хмурый осенний день. По ухабистому полю с пожелтевшей травой едет красный джип с выносным воздухозаборником. Из-под его колес летят комья грязи, на боковом стекле белая прямоугольная наклейка с красным номером 22. Позади, на холме, стоят люди в разноцветных куртках, наблюдают за гонкой.
По мнению Артема, каждый незрячий человек мечтает попробовать управлять автомобилем. Вездеход — это практически тот же автомобиль, в нем те же педали, руль, коробка передач. Такое вождение — один из способов исполнить маленькую мечту, почувствовать, что практически любой цели можно достичь. Это мотивация жить ярко, не засиживаться дома, искать что-то новое и необычное для себя. Но никогда при этом не нужно забывать о безопасности! Заниматься автоспортом нужно с опытными людьми, которые научат, подскажут, объяснят и помогут в трудную минуту, подчеркнул эксперт.
«Автоспорт для слепых начался с гонок на внедорожниках. Зрячие джиперы состязались в прохождении дистанции, одним из заданий было проехать определенный участок дороги вслепую. И вот однажды в таких состязаниях принял участие незрячий человек. По-моему, он финишировал с лучшим результатом. А дело в том, что он просто умел хорошо слушать своего штурмана, поэтому у него получилось гораздо лучше, чем у зрячих гонщиков, которые всю жизнь занимались автоспортом», — пояснил Артем.
В дальнейшем незрячие люди стали осваивать картинг (гонки на закрытой трассе), а сегодня уже смело садятся за руль вездехода.
«Такие увлечения делают жизнь более эмоциональной. Я вообще по жизни активный человек, поэтому сидеть дома мне очень сложно. Это уже в характере. Гонки по бездорожью для меня лично — это каждый раз преодоление себя, каких-то жизненных ситуаций. Я этим драйвом заряжаюсь, наслаждаюсь и продолжаю дальше творить что-нибудь уже с приподнятым настроением, радостью к жизни», — сказал Артем.
Техника для гонок по бездорожью
Как пояснил Владимир Худяков, вездеходы отлично подходят для слепых гонок по бездорожью. Машины, представленные сегодня на рынке, предназначены для нефтяников, геологов, охотников, рыболовов. Это легко управляемая техника, не требующая регистрации в ГИБДД и обладающая хорошей устойчивостью. Вездеход идет со скоростью 10 км в час. На нем можно ездить вне дорог общего пользования, то есть на трассу на нем выезжать нельзя. Внешне каракат немного напоминает трактор с мощными широкими колесами, достигающими в высоту приблизительно 140 см. Водитель управляет вездеходом с помощью руля и трех педалей. Для того чтобы незрячий мог управлять каракатом, машину нужно немного доработать. Глазами пилота является штурман, поэтому рядом должно быть еще одно кресло.
«К сожалению, сейчас тренировки проходят не так часто, как этого бы хотелось. Дело в том, что в аренду вездеход не сдают. Пока мы не приобрели собственный вездеход, мы договариваемся с покупателями такой техники. Когда предприятие производит вездеход, машину обкатывают три дня и передают клиенту. Вот за это непродолжительное время нам иногда удается потренироваться. Конечно, не каждый человек согласится дать машину на обкатку незрячему водителю. Но если такое происходит, вездеход идет в поле», — рассказал Владимир.
Вездеходы можно использовать не только в рамках автоспорта, а например, задействовать их в поисковых операциях.
«У нас в Ленобласти действует поисковый отряд „ЛизаАлерт“, который разыскивает потерявшихся в лесах и болотах людей. Они неоднократно обращались к нам за вездеходами, ведь такая техника им очень нужна. Поэтому мы планируем предоставлять наш личный вездеход для тех, кто в этом нуждается. Быть полезными обществу — это важная цель для каждого из нас», — пояснил Владимир.
Нюансы тренировок
Для тренировок не нужно никаких особых площадок. Оттачивать мастерство вождения на каракате можно на любом поле. В аренду можно взять даже будущую строительную площадку. Подойдет любое пространство с кочками, ямами, водоемами и болотами, кустами и прочими препятствиями.
«Вначале мы все испытывали на себе. Выбрали подходящее поле, я пригласил своих незрячих и слабовидящих друзей. На обычных вездеходах мы обкатывали систему безопасности, прорабатывали регламент гонок, продумывали необходимые дополнения в конструкции техники и так далее. Например, пилотом может быть мужчина или женщина в возрасте от двенадцати лет, ростом не ниже 120 см. Конечно же, обязательное условие — пристегнутый ремень безопасности. Штурманом может быть человек без ментальных отклонений, обладающий хорошей дикцией, слухом и зрением», — сказал Владимир Худяков.
В роли штурмана может выступать человек с нарушением опорно-двигательного аппарата. «Эта идея у меня возникла совсем недавно, я думаю, что она имеет право на жизнь», — добавил Худяков.
Штурман должен сидеть рядом с незрячим пилотом.Получается как в спортивном ралли: за рулем сидит пилот, а рядом — штурман, который читает карту и сообщает, когда будет поворот, насколько градусов поворачивать, что представляет собой дорожное полотно (гравий, песок и прочее).
«Быть штурманом незрячего пилота несложно. Правда, приходится оперативно оценивать обстановку, определять расстояние до поворотов и препятствий, так как пока ты будешь рассчитывать градус поворота, а потом сам незрячий пилот прикидывать, как повернуть, поворачивать будет уже поздно. Поэтому я обозначаю необходимые действия пилота простыми словами: „чуть левее“, „чуть правее“, „стоп“, если впереди препятствие. Имея достаточный опыт работы в инклюзивных проектах, я прекрасно представляю возможности людей с нарушением зрения. Я знаю, что незрячие ведут активный образ жизни, осваивают различные виды спорта, занимаются яхтингом, альпинизмом. Когда мне рассказали о гонке по бездорожью вслепую, я совсем не удивилась», — рассказала Светлана Кулакова, штурман проекта off-road «Путь к мечте», соруководитель информационного портала «Нет предела», президент АНО «Инклюзивные решения», куратор проекта «Марафон в темноте» благотворительного фонда «Спорт для Жизни», основатель проекта Inclusive sail.
Светлана — автомобилист, поэтому она профессионально подошла к делу. Для начала уточнила технические детали вездехода, предназначенного для гонок. Выяснила, насколько машина устойчива и при каком градусе она может перевернуться, какую скорость развивает эта техника и какими возможностями она обладает. Конечно же, Светлана сама села за руль и проверила вездеход в деле.
«Мы проехали по болотам, лужам, убедились в том, что если нет волн, машина может свободно держаться на воде благодаря размеру колес. Кроме того, обучение вождению на вездеходе несложное. Он достаточно прост в управлении, его легко может освоить новичок. Думаю, если проект „Путь к мечте“ будет развиваться и дальше, я буду в нем участвовать не только в качестве штурмана, но и инструктора по вождению», — рассказала она.
Обучение навыкам вождения
Чтобы научиться управлять вездеходом, незрячему человеку можно не иметь опыта вождения. Пилоты с нарушением зрения проходят инструктаж. Сроки обучения зависят от индивидуальных особенностей человека, от его прежнего опыта вождения. Конечно, если до потери зрения человек водил машину, ему будет проще. Все запчасти вездехода российского производства, поэтому навык управления авто с механической коробкой передач только приветствуется.
«Процесс обучения новичков немного похож на традиционную учебу в автошколе, но вместо изучения правил дорожного движения незрячих драйверов знакомят с техникой безопасности езды на каракате. Штурман-инструктор рассказывает незрячему о деталях караката, дает тактильно все изучить. Затем незрячего знакомят с принципом работы коробки передач, педалей, показывают, как управлять машиной, как поворачивать и так далее. Теория идет неразрывно с практическими занятиями, что позволяет быстро закрепить полученные навыки», — сказал Владимир Худяков.
Когда у незрячего пилота получается трогаться с места и плавно переключать передачи, он вместе с штурманом выезжает на ровную площадку без препятствий, чтобы закрепить полученный навык вождения. Следующий этап — обучение фигурному вождению на площадке с препятствиями.
Когда курс обучения вождению пройден, вездеход выезжает на поле с естественными препятствиями: ямы, канавы, бугры и кочки, поваленные деревья.
Настоящее и будущее проекта
«Идея гонок по бездорожью понравилась многим незрячим. Когда мы обратились в соответствующие организации за помощью, поддержкой и финансированием автоспорта для слепых, мы получили отказ. Как оказалось, раз в мире нет такого спорта для незрячих, то и в России он не нужен», — сказал Владимир Худяков.
В настоящее время проект «Путь к мечте» ждет решения Министерства юстиции и надеется, что незрячие и слабовидящие люди официально смогут заниматься автоспортом и проводить не только одиночные личные заезды, но и организовывать масштабные гонки по бездорожью. Как только удастся получить необходимые юридические документы, откроется сбор средств на покупку караката. На рынке эта техника стоит около 800 тысяч рублей.
«Я всю жизнь мечтал принять участие в ралли по бездорожью Париж-Дакар или в экспедиции Land Rover Camel Trophy. Это такой природный экстрим — езда по джунглям, мошкара, звери, походы, палатки, приключения. Camel Trophy, к сожалению, уже не существует, а вот трансляции ралли „Дакар“ я не пропустил ни разу. Мне всегда этого не хватало, поэтому в своем проекте „Путь к мечте“ я стараюсь хоть частично свою мечту осуществить. Я хочу добиться того, чтобы автоспорт для незрячих был признан наконец официальным видом спорта. В рамках этого незрячие смогли бы принять участие в ралли „Дакар“, соревнуясь с такими же ребятами из других стран на их вездеходах», — — поделился Владимир Худяков.
Своим примером незрячие автогонщики хотят показать, что нет ограниченных возможностей, а есть ограниченные желания. Слепота — хороший стимул для развития лидерских качеств, целеустремленности и упорства.