Как не стать жертвой телефонных мошенников: советы экспертов

Тифлокомментарий: цветная фотография. На хаотично расположенных купюрах россыпью лежат монеты разного достоинства.

Корреспондент портала «Особый взгляд» Владимир Васкевич узнал у экспертов, как незрячему человеку не стать жертвой мошенников и какие инструменты существуют для повышения финансовой грамотности.

Основы основ

Согласно статистике федерального реестра инвалидов РФ, в стране более 220 тысяч людей с инвалидностью по зрению. Каждый человек получает пенсию и другие социальные выплаты, то есть на его счета регулярно поступают денежные средства. Увеличивается и число людей с нарушением зрения, которые работают на открытом рынке труда и получают заработную плату. В то же время люди с нарушением зрения — одна из самых уязвимых групп населения, когда дело касается финансовой сферы.

«Здесь стоит выделить две категории людей с нарушением зрения, которые подвержены риску по разным причинам. Первая категория — это учащиеся коррекционных учреждений третьего и четвертого типа. Их, как правило, не обучают навыкам обращения с личными финансовыми средствами по причине проживания в специальных учреждениях на полном государственном обеспечении. В школах-интернатах и в реабилитационных центрах основной целью является усвоение учащимися с нарушением зрения образовательной программы и программы социально-бытовой адаптации. А такой важный аспект, как управление личными финансовыми средствами, остается незатронутым», — сказала президент Центра внедрения и развития инклюзивных технологий Юлия Шумова.

Низкий уровень финансовой грамотности людей, долгие годы проживающих в учреждениях закрытого типа, делает их легкой добычей для мошенников. Играет роль и особый уровень доверия, который незрячие выпускники школ привыкли оказывать своим родственникам, друзьям и даже незнакомым людям.

«Отдельного внимания заслуживает категория поздно ослепших людей, потерявших зрение в результате болезни или травмы. Для них процесс адаптации к новым реалиям жизни происходит еще сложнее. Например, такие люди могут испытывать сложности в овладении специализированными программами невизуального доступа, а также приложениями онлайн-банкинга и других финансовых услуг. То есть определенный опыт в области финансовой культуры у них есть, у каждого — разный, но им часто приходится доверять управление финансовыми операциями третьим лицам из-за низкой компьютерной грамотности», — сказала Шумова.

По словам Юлии, сегодня для людей с инвалидностью по зрению необходимость повышения финансовой культуры в целях грамотного управления собственными средствами приобретает особенное значение. Благо инструменты для этого уже существуют. Например, цикл аудиолекций от портала Fincult.info — проекта Центробанка.

Помимо этого, есть бесплатный курс «Азбука доступных финансов», подготовленный Центром внедрения и развития инклюзивных технологий при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности и Фонда президентских грантов. Послушать лекции и мастер-классы можно по ссылке. В них рассказывается о том, как не стать жертвой мошенников, а также об основах финансовой культуры и работы банковских продуктов.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом смартфон в прозрачном чехле и руки женщины. У девушки аккуратный маникюр, на пальцах серебряные кольца, на правом запястье — тонкий браслет, на левом — часы.

Как распознать мошенника

Однако одной только финансовой грамотности недостаточно: мошенники с каждым днем совершенствуют свои инструменты. В их ловушки могут попасть и опытные люди.

«Большинство мошенников в финансовой сфере действуют методами социальной инженерии, проще говоря, забалтывают человека, вытягивая из него личные данные, коды из смс на подтверждение операций в банке и т. д. Обычно такие мошенники отличные психологи и действуют с напором. Их основная задача — либо напугать и выбить из колеи клиента, либо завлечь добычу „уникальным и выгодным предложением“», — сказал незрячий специалист по инвестициям Евгений Кекух.

Если мошенники хотят напугать человека и подтолкнуть его к непродуманным действиям, то звонят обычно в неудобное время, например ночью, представляются юристами, сотрудниками полиции или следователями, оповещают о том, что на него заведено уголовное дело. Они также могут представляться сотрудниками банков и говорить о том, что карту якобы хотят взломать, а для «предотвращения взлома» нужно срочно выполнить какие-то действия.

«Мне самому звонили много раз, однажды ночью один из мошенников представился следователем по особо важным делам из Москвы и попытался у меня узнать ряд личных данных под предлогом, что я стал участником уголовного дела. Мошенники могут действовать и другим способом, например, у нас в городе был случай, когда женщина отдала более 800 тысяч рублей в качестве инвестиции „в особо выгодный бизнес“», — сказал Евгений Кекух.

Он советует помнить о том, что банки, полиция и другие учреждения не будут решать по телефону особо важные вопросы — они попросят подойти в офис или вызовут повесткой. Если человеку все-таки нужно будет подтвердить какое-то действие в банке, назвав код из смс, то лучше перестраховаться и положить трубку, а затем самому позвонить в контактный центр банка и спросить, звонил ли ему только что оператор.

«Обычно самостоятельно банк может позвонить вам только для того, чтобы оценить качество обслуживания — или что-то подобное, не особо важное. Смс с подтверждением кода могут попросить, когда вы сами обращаетесь по какому-то вопросу в контакт-центр. Банк также может перезванивать по ранее открытому вами запросу. Но всегда лучше не торопиться и сказать: „Спасибо, я перезвоню вам позже через контакт-центр“», — сказал Евгений Кекух.

По мнению Василия Дрожжина, в случае социальной инженерии шансы стать жертвой мошенничества не зависят от наличия или отсутствия зрения. Здесь играет роль опыт, осведомленность и базовые знания о финансах.

«Самое главное — никогда не делать поспешных действий, любую информацию нужно перепроверить. Даже если вам звонят с номера банка, который вы знаете. Сейчас можно подделать и его. Что касается незрячих, то здесь есть даже небольшое преимущество. Все смс, номера телефонов, формулировки сообщений нам прочитывает скринридер, часто нам это помогает. То есть мы слышим реально то, что написано. А не как у зрячих: пробежали глазами и выдали желаемое за действительное. Например, если вы слышите в смс о том, что это код для смены пароля, входа в личный кабинет и так далее, то сразу кладите трубку», — посоветовал Василий Дрожжин.

Методам и разнообразию социальной инженерии, по мнению экспертов статьи, нет пределов. Если вам поступает звонок с неизвестного номера, человек пытается вам что-то предложить или представляется сотрудником учреждения, звонка из которого вы прямо сейчас не ожидали, то лучше положить трубку.

«Часто мошенничество связано с покупками в интернет-магазине или через маркетплейсы. Здесь также все время нужно быть начеку, а для таких покупок лучше завести отдельную карту. Достаточно виртуальной, которая выпускается за несколько минут», — сказал Василий Дрожжин.

При посещении магазинов, банков и других учреждений очно Евгений Кекух советует скрывать код CVC2 — это три цифры, расположенные на обратной стороне карты. Его можно заклеить кусочком изоленты или закрасить маркером, лучше при оплате не передавать карту продавцу и не показывать сторону с кодом третьим лицам.

Тифлокомментарий: цветная фотография. За монитором компьютера сидит человек в темной толстовке с капюшоном на голове. Его лица не видно. Он печатает что-то на черной беспроводной клавиатуре, с двух сторон от него лежат смартфоны.

Популярные мошеннические схемы в интернете

Согласно статистике Генпрокуратуры, на кибермошенничества в 2020-м и в 2021-м пришлось около 70% всех хищений. Обычно мошенники идут путем обмана или злоупотребления доверием. Однако довольно часто они пользуются желанием жертвы получить большую прибыль или быстро продать свой товар, например, на сайте частных объявлений.

Обычно подобная схема выглядит следующим образом. Злоумышленник отправляет сообщение будто бы от лица портала, где публикуются объявления о продаже товара: «Покупатель оформил заказ. Чтобы получить оплату, перейдите по ссылке и заполните форму». При этом ссылка ведет на страницу с формой, похожей на реальную, в которой нужно указать данные карты якобы для того, чтобы на нее зачислились деньги.

«Мошенник также может представиться клиентом, например позвонив вам, сказать, что оформил заказ, а затем прислать ссылку на поддельную форму оплаты. Как только вы передали данные своей карты — они с легкостью списывают средства с нее, и вы остаетесь ни с чем», — сказал Василий Дрожжин.

Эксперт советует никогда не передавать данные карты и не переводить общение с покупателем на сторонний ресурс, а всегда общаться только через мессенджер внутри используемого портала, так как в нем есть защита. Когда система обнаруживает похожее сообщение, она сразу его блокирует. А в случае появления малейших сомнений при покупке или продажи товара самому звонить в техподдержку портала и рассказывать о сложившейся ситуации.

«Также продавцу могут позвонить под видом сотрудника поддержки портала и сказать, что покупатель оплатил заказ, а мы сейчас отправим вам ссылку на форму получения денег. Дальше продавца просят перейти по этой ссылке и ввести данные карты, чтобы на нее зачислились деньги, и история повторяется», — предупредил Василий Дрожжин.

Фишинговые сайты и ссылки, приходящие вам на электронную почту, также один из самых популярных способов выманивания денег и данных банковских карт. Особенно, когда текст письма попадает к целевой аудитории. Например, многие из нас получали в 2020 году различные дополнительные социальные пособия и выплаты в связи с пандемией.

«Представьте, вы человек с инвалидностью и вдруг получаете сообщение якобы от Пенсионного фонда России, что вам положена дополнительная выплата в 5000 рублей. Нужно только перейти по ссылке. А там может оказаться мошенническая копия официального сайта любой организации с формой, куда необходимо внести свои персональные данные и данные карты для перевода пособия. Кстати, если вы просто переходите, то выманивание информации от вас может и не потребоваться. Сейчас мошенническое ПО умеет проникать в ваш компьютер и вытягивать необходимые данные оттуда без вашего участия», — сказал Евгений Кекух.

Он советует просто не обращать внимания на многочисленный спам в своей электронной почте, чтобы мошенники не обещали, а если вам все-таки нужно перейти по ссылке, то сначала проверьте себя по следующему чек-листу:

  • Письмо неожиданное?
  • Отправителя вы не знаете?
  • Сообщение вызывает эмоцию?
  • Есть акцент на срочность?
  • В письме есть потенциально опасный элемент (файл, картинка, ссылка и т. д.)?

Если хотя бы на три вопроса из этих вы ответите утвердительно, то с вероятностью 99% это письмо от мошенников.

«Всегда тщательно проверяйте полный адрес ссылки, по которой вы переходите. Чаще всего интерфейсы мошеннических сайтов идентичны официальным и распознать подвох можно только по адресу. Если вам прислали сокращенную ссылку, это сейчас популярная история, то расшифруйте ее в специальном сервисе, например, используя сервис unshorten.it», — посоветовал Василий Дрожжин.

Как дополнительно себя обезопасить

Чтобы не стать жертвой мошенников при подписании юридических документов, лучше стараться пользоваться интернет-сервисами. Например, большинство вопросов можно решить через портал госуслуг. Если же человеку приходится подписывать какой-то договор, но он не уверен в его надежности, лучше взять с собой товарища без нарушения зрения и попросить его проконтролировать вопрос. При необходимости — прочитать договор вслух.

«Для уменьшения количества спама я советую всем подключать у своего оператора пакет „Антиспам“. То есть большинство неизвестных и подозрительных номеров оператор мобильной связи будет отклонять, а вам будет приходить смс, что такой-то номер пытался до вас дозвониться», — сказал Евгений Кекух.

Эксперты отметили, что важно также внимательно относиться к своим персональным данным и лишний раз не провоцировать мошенников, оставляя в социальных сетях номер своего телефона. Все номера в подобных источниках собираются в базы, а потом продаются тем же мошенникам.

«То же самое с электронной почтой. Лишний раз не оставляйте ее. А если приходят письма на почту, то не переходите сразу по ссылкам в них. Даже если вам напишет ваш банк. Лучше самостоятельно зайти на сайт этого банка, открыть личный кабинет и убедиться, что данное выгодное предложение или данная ситуация имеет место быть», — посоветовал Василий Дрожжин.