Корреспондент портала «Особый взгляд» Владимир Васкевич узнал у экспертов, как незрячему человеку не стать жертвой мошенников и какие инструменты существуют для повышения финансовой грамотности.
Основы основ
Согласно статистике федерального реестра инвалидов РФ, в стране более 220 тысяч людей с инвалидностью по зрению. Каждый человек получает пенсию и другие социальные выплаты, то есть на его счета регулярно поступают денежные средства. Увеличивается и число людей с нарушением зрения, которые работают на открытом рынке труда и получают заработную плату. В то же время люди с нарушением зрения — одна из самых уязвимых групп населения, когда дело касается финансовой сферы.
«Здесь стоит выделить две категории людей с нарушением зрения, которые подвержены риску по разным причинам. Первая категория — это учащиеся коррекционных учреждений третьего и четвертого типа. Их, как правило, не обучают навыкам обращения с личными финансовыми средствами по причине проживания в специальных учреждениях на полном государственном обеспечении. В школах-интернатах и в реабилитационных центрах основной целью является усвоение учащимися с нарушением зрения образовательной программы и программы социально-бытовой адаптации. А такой важный аспект, как управление личными финансовыми средствами, остается незатронутым», — сказала президент Центра внедрения и развития инклюзивных технологий Юлия Шумова.
Низкий уровень финансовой грамотности людей, долгие годы проживающих в учреждениях закрытого типа, делает их легкой добычей для мошенников. Играет роль и особый уровень доверия, который незрячие выпускники школ привыкли оказывать своим родственникам, друзьям и даже незнакомым людям.
«Отдельного внимания заслуживает категория поздно ослепших людей, потерявших зрение в результате болезни или травмы. Для них процесс адаптации к новым реалиям жизни происходит еще сложнее. Например, такие люди могут испытывать сложности в овладении специализированными программами невизуального доступа, а также приложениями онлайн-банкинга и других финансовых услуг. То есть определенный опыт в области финансовой культуры у них есть, у каждого — разный, но им часто приходится доверять управление финансовыми операциями третьим лицам из-за низкой компьютерной грамотности», — сказала Шумова.
По словам Юлии, сегодня для людей с инвалидностью по зрению необходимость повышения финансовой культуры в целях грамотного управления собственными средствами приобретает особенное значение. Благо инструменты для этого уже существуют. Например, цикл аудиолекций от портала Fincult.info — проекта Центробанка.
Помимо этого, есть бесплатный курс «Азбука доступных финансов», подготовленный Центром внедрения и развития инклюзивных технологий при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности и Фонда президентских грантов. Послушать лекции и мастер-классы можно по ссылке. В них рассказывается о том, как не стать жертвой мошенников, а также об основах финансовой культуры и работы банковских продуктов.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом смартфон в прозрачном чехле и руки женщины. У девушки аккуратный маникюр, на пальцах серебряные кольца, на правом запястье — тонкий браслет, на левом — часы.
Как распознать мошенника
Однако одной только финансовой грамотности недостаточно: мошенники с каждым днем совершенствуют свои инструменты. В их ловушки могут попасть и опытные люди.
«Большинство мошенников в финансовой сфере действуют методами социальной инженерии, проще говоря, забалтывают человека, вытягивая из него личные данные, коды из смс на подтверждение операций в банке и т. д. Обычно такие мошенники отличные психологи и действуют с напором. Их основная задача — либо напугать и выбить из колеи клиента, либо завлечь добычу „уникальным и выгодным предложением“», — сказал незрячий специалист по инвестициям Евгений Кекух.
Если мошенники хотят напугать человека и подтолкнуть его к непродуманным действиям, то звонят обычно в неудобное время, например ночью, представляются юристами, сотрудниками полиции или следователями, оповещают о том, что на него заведено уголовное дело. Они также могут представляться сотрудниками банков и говорить о том, что карту якобы хотят взломать, а для «предотвращения взлома» нужно срочно выполнить какие-то действия.
«Мне самому звонили много раз, однажды ночью один из мошенников представился следователем по особо важным делам из Москвы и попытался у меня узнать ряд личных данных под предлогом, что я стал участником уголовного дела. Мошенники могут действовать и другим способом, например, у нас в городе был случай, когда женщина отдала более 800 тысяч рублей в качестве инвестиции „в особо выгодный бизнес“», — сказал Евгений Кекух.
Он советует помнить о том, что банки, полиция и другие учреждения не будут решать по телефону особо важные вопросы — они попросят подойти в офис или вызовут повесткой. Если человеку все-таки нужно будет подтвердить какое-то действие в банке, назвав код из смс, то лучше перестраховаться и положить трубку, а затем самому позвонить в контактный центр банка и спросить, звонил ли ему только что оператор.
«Обычно самостоятельно банк может позвонить вам только для того, чтобы оценить качество обслуживания — или что-то подобное, не особо важное. Смс с подтверждением кода могут попросить, когда вы сами обращаетесь по какому-то вопросу в контакт-центр. Банк также может перезванивать по ранее открытому вами запросу. Но всегда лучше не торопиться и сказать: „Спасибо, я перезвоню вам позже через контакт-центр“», — сказал Евгений Кекух.
По мнению Василия Дрожжина, в случае социальной инженерии шансы стать жертвой мошенничества не зависят от наличия или отсутствия зрения. Здесь играет роль опыт, осведомленность и базовые знания о финансах.
«Самое главное — никогда не делать поспешных действий, любую информацию нужно перепроверить. Даже если вам звонят с номера банка, который вы знаете. Сейчас можно подделать и его. Что касается незрячих, то здесь есть даже небольшое преимущество. Все смс, номера телефонов, формулировки сообщений нам прочитывает скринридер, часто нам это помогает. То есть мы слышим реально то, что написано. А не как у зрячих: пробежали глазами и выдали желаемое за действительное. Например, если вы слышите в смс о том, что это код для смены пароля, входа в личный кабинет и так далее, то сразу кладите трубку», — посоветовал Василий Дрожжин.
Методам и разнообразию социальной инженерии, по мнению экспертов статьи, нет пределов. Если вам поступает звонок с неизвестного номера, человек пытается вам что-то предложить или представляется сотрудником учреждения, звонка из которого вы прямо сейчас не ожидали, то лучше положить трубку.
«Часто мошенничество связано с покупками в интернет-магазине или через маркетплейсы. Здесь также все время нужно быть начеку, а для таких покупок лучше завести отдельную карту. Достаточно виртуальной, которая выпускается за несколько минут», — сказал Василий Дрожжин.
При посещении магазинов, банков и других учреждений очно Евгений Кекух советует скрывать код CVC2 — это три цифры, расположенные на обратной стороне карты. Его можно заклеить кусочком изоленты или закрасить маркером, лучше при оплате не передавать карту продавцу и не показывать сторону с кодом третьим лицам.
Тифлокомментарий: цветная фотография. За монитором компьютера сидит человек в темной толстовке с капюшоном на голове. Его лица не видно. Он печатает что-то на черной беспроводной клавиатуре, с двух сторон от него лежат смартфоны.
Популярные мошеннические схемы в интернете
Согласно статистике Генпрокуратуры, на кибермошенничества в
Обычно подобная схема выглядит следующим образом. Злоумышленник отправляет сообщение будто бы от лица портала, где публикуются объявления о продаже товара: «Покупатель оформил заказ. Чтобы получить оплату, перейдите по ссылке и заполните форму». При этом ссылка ведет на страницу с формой, похожей на реальную, в которой нужно указать данные карты якобы для того, чтобы на нее зачислились деньги.
«Мошенник также может представиться клиентом, например позвонив вам, сказать, что оформил заказ, а затем прислать ссылку на поддельную форму оплаты. Как только вы передали данные своей карты — они с легкостью списывают средства с нее, и вы остаетесь ни с чем», — сказал Василий Дрожжин.
Эксперт советует никогда не передавать данные карты и не переводить общение с покупателем на сторонний ресурс, а всегда общаться только через мессенджер внутри используемого портала, так как в нем есть защита. Когда система обнаруживает похожее сообщение, она сразу его блокирует. А в случае появления малейших сомнений при покупке или продажи товара самому звонить в техподдержку портала и рассказывать о сложившейся ситуации.
«Также продавцу могут позвонить под видом сотрудника поддержки портала и сказать, что покупатель оплатил заказ, а мы сейчас отправим вам ссылку на форму получения денег. Дальше продавца просят перейти по этой ссылке и ввести данные карты, чтобы на нее зачислились деньги, и история повторяется», — предупредил Василий Дрожжин.
Фишинговые сайты и ссылки, приходящие вам на электронную почту, также один из самых популярных способов выманивания денег и данных банковских карт. Особенно, когда текст письма попадает к целевой аудитории. Например, многие из нас получали в 2020 году различные дополнительные социальные пособия и выплаты в связи с пандемией.
«Представьте, вы человек с инвалидностью и вдруг получаете сообщение якобы от Пенсионного фонда России, что вам положена дополнительная выплата в 5000 рублей. Нужно только перейти по ссылке. А там может оказаться мошенническая копия официального сайта любой организации с формой, куда необходимо внести свои персональные данные и данные карты для перевода пособия. Кстати, если вы просто переходите, то выманивание информации от вас может и не потребоваться. Сейчас мошенническое ПО умеет проникать в ваш компьютер и вытягивать необходимые данные оттуда без вашего участия», — сказал Евгений Кекух.
Он советует просто не обращать внимания на многочисленный спам в своей электронной почте, чтобы мошенники не обещали, а если вам все-таки нужно перейти по ссылке, то сначала проверьте себя по следующему чек-листу:
- Письмо неожиданное?
- Отправителя вы не знаете?
- Сообщение вызывает эмоцию?
- Есть акцент на срочность?
- В письме есть потенциально опасный элемент (файл, картинка, ссылка и т. д.)?
Если хотя бы на три вопроса из этих вы ответите утвердительно, то с вероятностью 99% это письмо от мошенников.
«Всегда тщательно проверяйте полный адрес ссылки, по которой вы переходите. Чаще всего интерфейсы мошеннических сайтов идентичны официальным и распознать подвох можно только по адресу. Если вам прислали сокращенную ссылку, это сейчас популярная история, то расшифруйте ее в специальном сервисе, например, используя сервис unshorten.it», — посоветовал Василий Дрожжин.
Как дополнительно себя обезопасить
Чтобы не стать жертвой мошенников при подписании юридических документов, лучше стараться пользоваться интернет-сервисами. Например, большинство вопросов можно решить через портал госуслуг. Если же человеку приходится подписывать какой-то договор, но он не уверен в его надежности, лучше взять с собой товарища без нарушения зрения и попросить его проконтролировать вопрос. При необходимости — прочитать договор вслух.
«Для уменьшения количества спама я советую всем подключать у своего оператора пакет „Антиспам“. То есть большинство неизвестных и подозрительных номеров оператор мобильной связи будет отклонять, а вам будет приходить смс, что такой-то номер пытался до вас дозвониться», — сказал Евгений Кекух.
Эксперты отметили, что важно также внимательно относиться к своим персональным данным и лишний раз не провоцировать мошенников, оставляя в социальных сетях номер своего телефона. Все номера в подобных источниках собираются в базы, а потом продаются тем же мошенникам.
«То же самое с электронной почтой. Лишний раз не оставляйте ее. А если приходят письма на почту, то не переходите сразу по ссылкам в них. Даже если вам напишет ваш банк. Лучше самостоятельно зайти на сайт этого банка, открыть личный кабинет и убедиться, что данное выгодное предложение или данная ситуация имеет место быть», — посоветовал Василий Дрожжин.