С 19 по 22 мая в Санкт-Петербурге прошел Второй всероссийский форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». Среди его участников была слепоглухая актриса, писательница и художница Ирина Поволоцкая, она представила перформанс «Каждый в городе». Мы попросили ее поделиться впечатлениями о событии.
Вот и завершился долгожданный форум-фестиваль «Особый взгляд»: он прошел на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и оставил после себя очень теплые воспоминания. Это всегда, а сейчас — особенно, ценный душевный ресурс.
Мы должны были приехать в Санкт-Петербург еще в 2020 году, на Петербургский международный экономический форум, и представить один из наших популярных спектаклей — «Здесь больше, чем просто селедка» Центра творческих проектов «Инклюзион». Он создан по мотивам картины Питера Брейгеля с символическим смыслом и названием «Перевернутый мир». Но мероприятие отменили из-за распространения коронавируса.
В 2021 году я уже сама подала заявку на отборочный конкурс фестиваля социального театра «Особый взгляд» со своим перформансом «Каждый в городе» от Cosmoopera Performing Arts. Я первый раз организовывала гастроли большой труппы в другой город. Это оказалось не так просто, учитывая условия слепоглухоты, срывы репетиций, внезапные замены актеров и билетов... Чтобы никого не подвести, все проверяла и сверяла несколько раз.
Спасибо организаторам за доверие — перформанс утвердили в рамках Междисциплинарной программы. Этот блок фестиваля был составлен из проектов на стыке различных медиумов и смежных с искусством полей, затрагивающих социальную тематику: перформансы, видео-арт, документалки, созданные в разных регионах.
Сложно переоценить важность таких мероприятий для практики социального искусства и развития социального театра, в целом — для инклюзии и привлечения внимания к проблемам социально незащищенных групп.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На столе лежат раздаточные материалы форума-фестиваля «Особый взгляд». Это бейдж участника, афиша на английском языке с портретом Ирины Поволоцкой и две брошюры с программой фестиваля. Одна из них открыта на странице с описанием перформанса «Каждый в городе».
Покидая Москву на «Сапсане», мы оставляли позади пасмурную дождливую погоду. В Санкт-Петербурге в день нашего приезда с каждым часом становилось все солнечнее и теплее. Такое же тепло нам дарили единомышленники, окружавшие на протяжении всех фестивальных дней.
Понравилось, как был организован процесс, а мне есть с чем сравнить. Встречи и трансферы, расселение в отеле в центре города, питание, общение с волонтерами. Нашей труппе выделили даже отдельную гримерку, светлую и уютную. Эти бытовые мелочи для нас, людей с особыми потребностями, крайне важны, так как создают необходимую для продуктивной жизнедеятельности доступную среду. Особенно это становится критично, когда находишься вдали от дома. С первых же дней к моей группе был прикреплен практически персональный координатор, душевная и внимательная Ирина, моя тезка.
Площадка Новой сцены Александринского театра для меня была уже знакомой, как и фойе, где мы выступали. В 2015 году показывали здесь премьеру спектакля «Прикасаемые» с приглашенными актерами Анатолием Белым и Анной Ковальчук. Уже тогда руководство Новой сцены взяло курс на становление своего инклюзивного пространства — в широком смысле этого слова. Этому курсу в театре следуют и сейчас. Что вселяет оптимизм, ведь в 2015 году мы со своим спектаклем были пионерами инклюзивного социального театра на большой сцене. И нам стоило больших усилий объяснить крупным театрам, кто мы такие, что делаем и зачем это нужно.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный весенний день в Санкт-Петербурге. Ирина Поволоцкая стоит на набережной Фонтанки, чуть касается рукой металлической ограды. На актрисе темное длинное платье, белые кроссовки, яркая малиновая куртка с капюшоном. Вдоль противоположного берега чередой тянутся невысокие жилые дома, вдалеке видны бирюзовые купола Троицкого Собора.
В тот год мы посадили во внутреннем дворике здания Новой сцены нашу яблоньку, которая служила декорацией для премьерного показа «Прикасаемых». Мы не могли ее возить с собой, поэтому надо было срочно решать, что с ней делать. Наш куратор Виктория Авдеева договорилась с администрацией театра, и нам разрешили посадить саженец на клумбе во внутреннем дворике. Это было идеальное решение. Мы всем нашим большим коллективом вырыли яму, торжественно поставили в нее деревце, засыпали и полили водой. Потом повязали на веточки ленточки, и с тех пор это стало доброй местной традицией.
Конечно, первые пару лет переживали, что не приживется. Теперь, как только приезжаем в Питер, то обязательно навещаем наше деревце. Вот и в этот приезд специально подошли к ней с директором «Инклюзиона» Татьяной Медюх, проведали. Растет, уже окрепшая, хоть и небольшая все еще, но полная сил! Украшенное разноцветными ленточками деревце с доброй аурой и такими же добрыми плодами (мы надеемся) в будущем.
Но вернусь к форуму-фестивалю. Все спектакли и перформансы в его рамках были интересны, необычны и актуальны.
Сказка, пересекающаяся с реальностью, в «Стойком оловянном солдатике». Музыкальные темы в «Жаль, что тебя здесь нет» и «Формуле камертона». Поднимались остросоциальные темы: экологии — в «Пакетике, который хотел быть нужным», отношения к «инаковости» — в «Наизнанку», взаимоотношения людей «двух миров» — в «Возможности тождества», проблемы ПНИ и пожилых людей — в «Интернате» и «Молодости», реабилитация трудных подростков — в «Пацаны».
Порадовала также прямая трансляция спектаклей с тифлокомментированием, ставшая уже традиционным явлением. Такой формат просмотра в некоторых случаях удобнее для меня (и для моего ассистента), чем непосредственное присутствие в зале. Особенно, когда подряд идет столько мероприятий.
Междисциплинарная программа была представлена несколькими не менее интересными перфомансами. Я привезла на фестиваль свой самый успешный и проверенный перформанс «Каждый в городе», посвященный ценности и уникальности различных видов опыта и способов проживания городского пространства.
Он гармонично вписался в светлое фойе Новой сцены с большими окнами. Действо разворачивалось на стыке разных дисциплин: движения, танца, живой музыки и фоновой записи, звуков, живописи, прозы и поэзии, пения. Участники и участницы перформанса — зрячеслышащие, незрячие и слепоглухие актеры и актрисы, зрители.
Идея перформанса постоянно развивается во времени и пространстве: от замысла и первых пробных показов до полноценной постановки. Уже состоялось семь различных вариаций, которые были продемонстрированы в музеях Москвы и в нидерландском Королевском институте глухих «Кенталис».
В основном виде перформанс сложился в июне 2021 в Новом Манеже. Тот показ был еще раз доработан и включил в себя еще одно мое стихотворение, которое исполняли тифлосурдопереводчик Сергей — на художественном жестовом языке, педагог по вокалу Елена — напевом. И это был эксперимент, который удался, судя по отклику зрителей. Конечно, без поддержки настоящих друзей, нашей большой команды Cosmoopera Performing Arts, я бы все это сделать не смогла. Спасибо всем за доверие и помощь, ведь все это делается фактически на одном энтузиазме, ради идеи и совместного творчества.
После показа я встретилась с интервьюером Мариной: до меня она ни разу не сталкивалась со слепоглухим человеком и немного волновалась, но мы очень быстро наладили доверительное общение. Честно говоря, я перед встречей не ожидала каких-то интересных для себя самой вопросов. Но неожиданно все вопросы оказались настолько правильные и полезные, что я с удовольствием на них отвечала — и самой себе тоже.
Последний вопрос звучал примерно так: «Что вам дают актеры в труппе и что даете им вы? И что вы хотите, чтобы зритель получил?»
Мы даем друг другу душевную теплоту, поддержку, позитивное общение, добро. Так же и со зрителями... Я не устану повторять везде и всегда про добро, так как это фундаментальный принцип жизни, без которого все деградирует и погибает.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ирина Поволоцкая в темной длинном платье стоит на фоне программы форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд», закрепленной на стене. Программа включает в себя весь перечень театральных, междисциплинарных и образовательных мероприятий форума с 19 по 22 мая.
К сожалению, я не смогла присутствовать на завершающей общей встрече участников фестиваля. Но умом и сердцем я была там со всеми. И помимо этого, постоянно переписывалась с некоторыми участниками, узнавая от них, что и как происходит, краткие тезисы речей. Такие мероприятия, как форум-фестиваль, часто еще и единственная возможность пересечься с давними знакомыми и друзьями, единомышленниками. Так я смогла увидеться с актрисой Мариэттой Цигаль-Полищук, которая как-то играла с нами в «Прикасаемых». Она приехала со спектаклем «Финист Ясный Сокол», поставленным по сложной пьесе Светланы Петрийчук.
Так как Питер встретил нас солнечной погодой, я не смогла удержаться от длительных пеших прогулок. Мы накручивали километры по классическим маршрутам — набережным, Фонтанке и Невскому. Забредали по дороге в кафешки на чашку кофе и пироженку. Несмотря на то, что я была в Санкт-Петербурге несчетное число раз еще с детства, все равно не устаю при каждом приезде походить по его улочкам. Маме тут очень нравилось, и она часто меня сюда привозила, водила по городу, по всем музеям и выставкам...
Вечером последнего дня моего пребывания на фестивале — сразу после нашего перформанса — подруга экскурсовод-сурдокомментатор Юля пригласила меня в Музей истории религий, и сама на такси повезла туда. Уже вечерело, к тому времени я была очень уставшая. Все это было так любезно, неожиданно, и приятно. Зная о моем увлечении китайской культурой, она попросила научного сотрудника китайского отделения провести мне экскурсию по соответствующей экспозиции. А потом и сама провела мне экскурсию с тифлосурдокомментированием и тактильными макетами по различным историческим залам. Было увлекательно, но это уже другая история...