В последнюю среду апреля во всем мире отмечается День собак-проводников. Хотя собаку-проводника и называют «техническим средством реабилитации», в первую очередь это друг, который всегда придет на помощь человеку с нарушением зрения.
Как получить собаку-проводника и что такое кураторский выезд, рассказала региональный тренер-куратор и старший методист по реабилитации учебно-кинологического центра «Собаки-помощники инвалидов» Наталья Громова. Она также вспомнила случаи из практики и дала советы будущим владельцам псов-проводников.
— Наталья Николаевна, кому необходима собака-проводник? Ведь не каждый незрячий или слабовидящий человек ее заводит.
— Она нужна человеку, который ведет активный образ жизни. Но в первую очередь это должен быть человек, любящий собак. Собака-проводник хоть и считается техническим средством реабилитации, но на самом деле это живое существо, которое обычно становится партнером на долгие годы, на всю свою жизнь.
В чем преимущество жизни с собакой-проводником? Во-первых, действительно удобно идти, когда тебя кто-то ведет, и люди перемещаются быстрее. А во-вторых, человек оказывается не один, у него появляется партнер, товарищ, с которым у них возникает такой вот экипаж. Собака-проводник это три в одном: еще один член семьи, за которым нужно ухаживать, поводырь и просто друг.
— Что нужно сделать человеку, который решился завести собаку-проводника?
— Если человек хочет иметь дело с нашим центром, то он прежде всего должен встать к нам на очередь, прислать свои документы и заполненную анкету. Она есть на нашем сайте в разделе «Получить собаку». Необходимо прислать копии справки об инвалидности, паспорта, согласие на обработку персональных данных и заявление. Дальше мы ставим человека на очередь, и он ожидает вызова. За это время я всем настоятельно рекомендую обучиться ориентировке. Если человек не умеет самостоятельно выходить на улицу, ему будет очень трудно научиться работать с собакой. Поэтому мы просим, чтобы люди за то время, пока стоят в очереди, прошли курс реабилитации, если они этого еще не сделали.
За время ожидания к очереднику обязательно приедет куратор. Он посмотрит на условия жизни, насколько человек сможет справиться с собакой. Несмотря на то, что в нашей анкете около тридцати вопросов, личная встреча очень много говорит о человеке вообще и о том, какую собаку ему необходимо подобрать. По окончании срока ожидания мы вызываем человека к нам на обучение работе с собакой.
— Как долго приходится ждать своей очереди?
— Сейчас срок ожидания вырос до двух лет. Наши ресурсы позволяют готовить не больше двадцати пяти собак в год, а желающих гораздо больше. Тех, кто хочет повторно получить собаку, стараемся долго не держать в очереди. Люди привыкают ходить с собакой и уже находятся в определенной зависимости, им бывает трудно в одиночку выходить из дома. Раньше ожидание у нас занимало не больше года, и это хороший срок. За это время человек успевает все взвесить, обдумать и подготовиться.
Для каждого собака подбирается индивидуально. Учитывается множество нюансов: характер, рост, вес и прочее. Собака должна вписаться в семью и прослужить хозяину в среднем от десяти до четырнадцати лет. Важно, чтобы и самой собаке было комфортно. Сейчас, благодаря кураторской программе «Особого взгляда», мы можем посещать наших незрячих почти во всех регионах и наблюдать за тем, как они адаптируются к жизни с питомцем.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний день. Тот же лабрадор стоит у ног хозяйки перед спуском с тротуара. Женщина левой рукой держит его за жесткую коричневую дугу шлейки с надписью «Собака-поводырь», правой рукой — белую трость. Вдоль тротуара идет узкая тропинка, растет густая трава.
— Кому могут не дать собаку-проводника?
— В моей практике бывало всякое, но однажды во время беседы человек отказался сам. Он понял, что ему нужна не большая собака-проводник, а просто четвероногий друг небольших размеров. Был случай, когда мы пытались передать собаку человеку, который, как выяснилось, не вполне осознавал всю возлагаемую на него ответственность, поскольку имел серьезные психические нарушения. Ходить с собакой ему было бы опасно. Во время двухнедельного обучения в нашем центре мы можем многое понять о человеке.
— Как именно проходит двухнедельное обучение?
— Условия у нас такие: мы готовим собаку, она сдает экзамен, во время которого с ней по стандартному маршруту, с поворотами и препятствиями, проходит инструктор. После этого мы подбираем из очереди ближайшего человека, которому эта собака подойдет, и вызываем его на обучение. В течение двух недель он учится, ходит с собакой по маршрутам, оттачивает базовые команды, слушает курс лекций. Где-то на третий-четвертый день обучения мы отдаем собаку человеку в его комнату, и они живут в условиях, приближенных к реальным.
Наш центр находится в Балашихе, и маршруты обучения у нас довольно большие. В программу обязательно входят выезд в город, поездки на автобусе и электричке. По желанию можем сходить в торговый центр или проехаться на эскалаторе. По прошествии двух недель человек уезжает вместе с собакой домой, если они сдают экзамен. Обычно все его успешно сдают.
— Зачем нужны выезды кураторов к действующим владельцам собак-проводников?
— В самом начале существования программы мы смотрели, как обстоят дела с переданными ранее собаками. Дальше возникла концепция, что было бы неплохо приезжать где-то спустя год после получения собаки и помогать в отработке маршрутов, исправлять ошибки. Выезжаем на довольно длительный срок, на одного человека выделяется до пяти дней. Попутно в тех регионах, куда мы ездим, посещаем очередников, которые у нас ожидают собак. Знакомимся с ними, общаемся. Получается очень насыщенная программа.
— Что вас интересует в первую очередь, когда вы приезжаете к очередникам?
— Прежде всего меня интересует, насколько осознанно человек подходит к тому, чтобы взять собаку-поводыря. Иногда люди себе представляют, что она будет приносить им кофе в постель, и что вообще все проблемы в жизни решатся. Поэтому людям необходимо объяснять, чему именно собака обучена, что с ней надо обязательно гулять три раза в день, и это нельзя будет спихивать на кого-то другого. Также смотрим условия проживания. Если видим, что у потенциального хозяина склонность к употреблению алкоголя, то будем очень серьезно думать, стоит ли давать ему собаку. Кроме того, сейчас настолько развиты соцсети, что до нас доходит вся информация о людях — и хорошая, и плохая.
Зачастую с человеком достаточно просто поговорить, чтобы понять, какая собака ему нужна. Пообщался с человеком, пообщался с собакой — и понял, что они идеально друг другу подходят. У нас есть очень яркий пример собаки, которая имела, можно сказать, вредный характер. Даже волонтеры ее не очень любили. Она, как некоторые подростки, все любила делать наперекор. Но я нашла с ней общий язык и поняла, что она прежде всего должна понравиться человеку, который ее возьмет. Я вызвала женщину, очень спокойную, доброжелательную, и у них действительно все очень здорово сложилось. Периодически мне звонят, хвалят эту собаку, рассказывают, какая она помощница и как привязала к себе всех в этой семье.
— Что необходимо сделать владельцу собаки для получения помощи куратора у себя в городе?
— Мы выезжаем к владельцам собак по всей стране. Для этого должен быть сделан запрос через портал «Особый взгляд». Сейчас мы посещаем тех выпускников, которые получили собаку недавно — в прошлом году или в начале текущего. Если рядом находятся те, кто уже давно живет с собакой, обязательно приезжаем и к ним, стараемся помочь и решить возникающие проблемы.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный летний день. Хозяйка и ее лабрадор стоят на тротуаре, усыпанным тополиным пухом. В правой руке женщины — белая трость, левой рукой она держит за шлейку собаку-проводника. У женщины светлые волосы до плеч, мягкие черты лица, легкая улыбка. На ней темная блузка с короткими рукавами и цветочным принтом, серые свободные шорты до колен, белые босоножки. Позади них кустарники и серый кирпичный жилой дом.
— Расскажите, пожалуйста, о случаях, когда очередники отказались от получения собаки?
— Я приезжала к одной паре, которая жила в собственном доме и была вполне благополучной, но в итоге они сами отказались от собаки. В ходе общения с ними выяснилось, что супруга хотела взять собаку для своего недавно ослепшего мужа, чтобы помочь ему выйти из депрессии. Я подробно объяснила, что с собакой придется много работать и приложить максимум усилий, а человек на тот момент вообще не представлял, как будет жить дальше. Важный момент: если человек недавно потерял зрение, то ему сначала надо самому пережить эту проблему, что-то сделать для себя, понять, что жизнь продолжается, и только после этого подбирать собаку. Пока человек ничего не хочет для себя сделать, собака ему не поможет.
Но есть и другие примеры. Как-то к нам приехал молодой парень, который потерял зрение в результате теракта. Он даже еще не до конца восстановился после взрыва, но очень просил собаку. Через год, как и положено, он ее забрал, и сейчас они благополучно работают. Человек оказался очень сильным, быстро научился ориентировке. На моей памяти это, пожалуй, первый такой пример, когда человек, недавно потеряв зрение, сумел так быстро из всего выбраться и продолжить жить активной жизнью.
Бывает, что люди просят собаку определенного цвета, но из числа подготовленных, к примеру, есть только палевые. Тому, кто хочет черного питомца, придется ждать, и иногда довольно долго. Но в целом, люди приезжают совершенно осознанно. За десять лет у нас очень здорово изменился контингент. Наши первые незрячие, бравшие собак, не очень себе представляли, насколько это будет тяжело. И когда мы их навещали спустя какое-то время, то почти все собаки были с ожирением из-за недостаточной активности и избыточного кормления. Многим хочется дать собаке какую-то вкусняшку, она же такая хорошая. Плюс сама что-то подбирает. У нас в центре собаки двигаются очень много. За день инструктор проходит с ними около двадцати километров. Но когда они попадают домой, то нагрузка значительно снижается. А едят лабрадоры всегда хорошо, они же постоянно голодные.
— Что происходит, когда очередник отказывается забирать собаку?
— Мы просто подбираем для нее другого хозяина. Один незрячий мужчина приехал к нам и передумал брать собаку, так как осознал, что ему придется слишком много поменять в жизни — раньше вставать, много гулять, самостоятельно ухаживать за животным, тратить деньги. В результате он отказался и уехал. Неспроста в нашей анкете есть вопрос: «Готовы ли вы тратить на собаку больше шести тысяч рублей в месяц?» Один только мешок корма сейчас уже стоит пять семьсот. Да, есть государственная дотация около двадцати трех тысяч рублей в год, но эта сумма не покроет и половины затрат.
Обратно к нам собаки возвращаются только в двух случаях: либо владелец умер, либо серьезно заболел и больше не может за ней ухаживать. Если собаке до четырех лет, то мы ее переподготовим, и она еще послужит. Но часто члены семьи умершего хотят оставить собаку себе, потому что они уже к ней привыкли и понимают друг друга даже не с полуслова, а с полумысли. Это как близкий родственник, и представить, что питомец будет у кого-то другого, просто невозможно.
Некоторым владельцам собака буквально спасает жизнь. Недавно к нам приезжал незрячий, брал себе вторую собаку. Первая на тот момент уже очень серьезно болела и не могла ходить. Он сказал, что раньше просто спивался и полностью опустился, когда ослеп. Но та собака помогла ему прийти в себя и позволяла держаться. А теперь он приехал и просто криком кричал: дайте мне вторую собаку, иначе я опять опущусь. У нас как раз вернулась одна собака из дальнего региона из-за аллергии на климат, и теперь они с новым хозяином живут в Рязанской области, постоянно шлют мне фотографии, показывают, как им вместе хорошо.
— Какие основные проблемы вам удается выявить во время кураторских выездов?
— Самая частая проблема это ожирение у собак. При этом люди жалуются на дорогой корм, хотя, казалось бы, экономить на нем очень просто. Вторая проблема заключается в том, что собака ходит, но с ошибками. Хозяин их не исправляет, относится к этому легкомысленно, и со временем они накапливаются. Все-таки за две недели обучения человек получает очень много информации, и не все усваивается. Поэтому мы призываем перечитывать методичку и дополнение к договору, где вкратце перечислено все самое необходимое.
Вообще, получается, что чем лучше собака, тем меньше работает сам незрячий. То есть, большую часть задач она выполняет за него. Это, на мой взгляд, идеальное животное, такая самообучающаяся система, которую при правильном подходе можно научить почти всему, разве что разговаривать не может.
Что касается жилья владельца, то оно должно подходить для такой крупной собаки, как лабрадор. Нужно, чтобы в доме был порядок. Если в квартире помойка и все разбросано, то за собакой не уследишь. Она может что-нибудь сгрызть, отравиться, получить закупорку. Поэтому прежде всего смотришь, насколько человек может ухаживать сам за собой.
— Что бы вы посоветовали будущим владельцам собак-проводников?
— Во-первых, любите друг друга. Помните о том, что вы берете живое существо со своим характером и со своими эмоциями. Обязательно слушайте инструктора. Все, что говорит инструктор, это истина в последней инстанции, потому что он дрессировал эту собаку, это он сделал ее такой, какая она есть. И если у вас что-то не получается, вспомните, что говорил инструктор, и все получится. С другой стороны, важно помнить, что это не инвалидное кресло, не трость, это теплое живое существо, которое тебе все время радуется и которое будет любить тебя таким, какой ты есть, просто так и без всяких условий. Когда тебе отдают собаку, она понимает, что это ее новый хозяин. И она сразу начинает тебя любить. Именно так каждый раз происходит на моих глазах.
Читайте также:
Как получить собаку-проводника
Собачья работа, или где воспитывают интеллигентных собак-проводников