Трудно представить жизнь современного школьника без репетиторов. Они помогают «подтянуть» программу, подготовиться к выпускным экзаменам, получить знания по дополнительным дисциплинам.
Как складываются отношения между репетиторами и незрячими учениками? Как найти преподавателя ребенку с нарушением зрения? Об этом «Особому взгляду» рассказали родители незрячих школьников, которым приходилось прибегать к услугам репетиторов.
Елена, мама Егора
Тифлокомментарий: цветная фотография. Два молодых человека сидят за деревянным столом, играют в шахматы.
«Егор занимался с репетиторами по разным предметам: готовился к ЕГЭ по истории, подтягивал английский и русский языки, совершенствовался в игре в шахматы и в вокале. Репетитора по шахматам года четыре назад искали на Profi.ru. Мы составили запрос, на который откликнулось много человек. Потом я вспомнила, что не написала ничего о том, что Егор не видит, и упомянула об этом в комментарии к запросу, после чего практически все репетиторы отказались от моей заявки.
Но один молодой человек по имени Владимир все-таки позвонил. Он сказал, что готов попробовать позаниматься с Егором. У сына были начальные навыки игры в шахматы, и с Владимиром они начали играть вслепую без доски. Благодаря занятиям с преподавателем Егор стал неплохим шахматным игроком. Владимир советовал ему участвовать в соревнованиях, и сын ездил на чемпионаты по шахматам среди незрячих спортсменов. В соревнованиях Егор участвовал недолго: началась пандемия и подготовка к институту.
Шахматами с Владимиром он занимается до сих пор. Два раза в неделю по полтора часа они встречаются в Zoom и играют. Егору интересно состязаться с разными соперниками, вместе с преподавателем он это делает в специальном приложении. Владимир озвучивает ему шаги противников, Егор говорит, какой шаг делает он, и преподаватель переставляет за него фигуры на виртуальной доске.
За четыре года Владимир для Егора стал не просто репетитором, а другом. Занятия они начинают с рассказа о том, что у них произошло за прошедшие дни, искренне интересуются делами друг друга. За это время стоимость занятий Владимира, конечно, возросла, но с Егором он занимается по старой цене, которая была на время начала их занятий.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлая комната с окном, закрытым жалюзи. Рыжий мальчик лет десяти в голубой рубашке сидит за деревянным столом перед компьютером. На экране — русоволосая девушка в оранжевом пиджаке. Она сидит у школьной доски, о чем-то рассказывает. На столе лежат папка и книга, рядом стоят горшки с растениями и ароматический диффузор с палочками.
Английским и русским языками он также занимался дистанционно, когда готовился к ЕГЭ. Работал с преподавательницей сначала по Skype, затем по Zoom. Она уже имела опыт преподавания незрячим ученикам, никаких трудностей в процессе организации занятий не было.
Был период, когда Егор занимался английским языком очно. По сарафанному радио мы нашли отличную пожилую учительницу английского языка, которая приходила к нам домой. Ее не смутил тот факт, что Егор не видит, она попросила разрешения прийти первый раз только для знакомства — и уже после этого решить, будет ли она с ним заниматься. Егору же было важно найти с учителем общий язык, чтобы во время урока была комфортная атмосфера, располагающая к обучению.
Они друг другу понравились, их занятия продолжались два с половиной года. Учительница не пользовалась компьютером, а у сына на тот момент еще не было дисплея Брайля, который мог бы помочь в изучении иностранного языка. Я взяла в библиотеке для слепых учебник английского языка Бонк, напечатанный шрифтом Брайля, и нашла на ’’Авито’’ его плоскопечатный аналог для учительницы. Грамматику они изучали по нему. Прослушивали на занятиях аудиодиски с произведениями литературы на английском языке, благодаря этому Егор отрабатывал правильное произношение. Когда у него появился дисплей Брайля, мы отсканировали плоскопечатные материалы, записали в нужном формате, и сын мог читать их самостоятельно.
К олимпиадам по истории Егору помогал готовиться репетитор Вартан из Центра педагогического мастерства. Кажется, что история — предмет, изучать и сдавать который незрячему человеку с точки зрения доступности проще всего, но это не так. В заданиях ЕГЭ и олимпиад много визуального материала, который необходимо адаптировать для ученика с нарушением зрения. Сотрудники ЦПМ проделали огромную работу по созданию доступных для него олимпиадных заданий, тем самым обеспечив возможность участия в различных олимпиадах по истории. По результатам одной из них Егор поступил в Высшую школу экономики, где учится сейчас на гуманитарном факультете по направлению ’’История’’».
Галина, мама Павла
«У Паши был незрячий репетитор по информатике. Сын умел пользоваться компьютером, но ему требовалась помощь в освоении некоторых программ и получении навыков работы в интернете. Мы стали искать учителя, который мог бы позаниматься с Пашей дома. По совету знакомых мы обратились к незрячей преподавательнице компьютерной грамотности Ирине. Она согласилась заниматься с сыном, и мы договорились о встрече.
Ирина самостоятельно передвигалась по Москве, но в незнакомых местах без посторонней помощи ей было трудно. Она доезжала до станции метро, где мы жили, я встречала ее, вместе на автобусе мы добирались до нашего дома.
У Паши с Ириной сложились хорошие отношения. Они прекрасно понимали друг друга, благодаря этому обучение проходило легко. В результате занятий с Ириной сын стал свободно пользоваться основными компьютерными программами, научился работать в интернете. Кроме того, она помогла нам выбрать новый компьютер и установить на него необходимые программы. Ирина продолжила дистанционно консультировать Пашу по Skype, когда закончились очные занятия.
Я считаю, что особенно ценно, если у незрячего человека незрячий репетитор, потому что они прекрасно понимают друг друга. Процесс обучения лишен каких-либо трудностей, связанных с особенностями восприятия информации учеником без зрения».
Татьяна, мама Алисии
Тифлокомментарий: цветная фотография. За тем же столом сидит русый кудрявый мальчик лет шести в белой футболке и оранжевом комбинезоне. Он что-то лепит из пластилина, повторяет за женщиной в розовом пиджаке, которая смотрит на него с экрана компьютера.
«Мы живем в Сиднее в Австралии. Дочке 12 лет, сейчас она на домашнем обучении. Когда Алисия начала учиться в школе, адекватной поддержки мы не получили по причине банальной нехватки специалистов. В Австралии нет школ для незрячих и слабовидящих детей с нормальным интеллектуальным развитием, такие дети учатся в обычных школах вместе с детьми без физических нарушений. По закону со стороны школ должна быть поддержка незрячих учеников, но специалистов, которые могут ее оказать, очень мало.
У нас дети начинают ходить в школу с пяти лет, и Алисия два года училась очно, но стала сильно отставать от сверстников, в итоге мы перевели ее на домашнее обучение.
Алисия не могла читать по-английски (по-русски умела и только потому, что этому я ее научила сама). Вот тогда-то мы совершенно случайно и нашли нашего первого репетитора. Это была просто мама другого ребенка с инвалидностью. Она даже не учитель по образованию. Но талантлива, креативна, энергична, с огромным количеством идей. В обучении Алисии она использовала какое-то приложение на планшете, позволяющее увеличивать шрифт, и другие приемы. Благодаря этому уже через пару месяцев дочка читала и по-английски.
Потом мы открыли для себя Zoom, это было в 2017 году, гораздо раньше локдауна. Я подписала Алисию на курс по истории Древней Руси из русской школы в другом городе. Это было групповое занятие, и участвовать в нем у нее не получилось — было много визуальной информации (картинки, домашнее задание с раскрасками). Но сам предмет дочке интересен, поэтому мы просто пригласили эту учительницу частным образом, объяснив ей, что с Алисией нужно обсуждать тему без привлечения изображений. Это хорошо работало. В качестве домашних заданий она вместо раскрасок делала инсталляции из ’’Лего’’.
Затем мы нашли для дочки репетитора по математике. Он был уже пожилым человеком, на пенсии, а раньше он преподавал в одном из российских университетов. Это был грамотный и интересный специалист. Задачки он сочинял на ходу. Они с Алисией сидели перед Skype с огромной белой доской и толстым черным маркером. Она до сих пор с ним занимается, уже более трех лет, и теперь — почти без моей помощи.
Дочка всегда интересовалась русским языком, и по знакомству мы нашли ей школьную учительницу русского языка из России. С ней Алисия тоже занимается уже около трех лет. Сначала преподавательница отправляла материалы к уроку и домашние задания в электронном виде, а я увеличивала и распечатывала. Это не могло продолжаться долго — размеры текстов и заданий росли, нагрузка на зрение увеличивалась. Для решения этой проблемы мы купили ребенку iPad Pro, и у нас началась другая жизнь.
iPad хотя и не был изобретен специально для незрячих и слабовидящих людей, но у него самые лучшие функции, которые им нужны. Все электронные тексты мы начали печатать в PDF и загружать в разные приложения, туда же сканировали учебники и рабочие тетради. Если требовалось в них что-то писать или вставлять ответы, Алисия делала это при помощи приложения Notability. Она увеличивала экран, затем писала по нему пальцем. Когда уменьшаешь его, то текст выглядит, как обычные строки, написанные от руки. Для репетиторов это очень удобно, они могут пользоваться своими обычными пособиями, только отсканированными в PDF. Обычно на уроке, чтобы не тратить лишнее время, они работают устно, а вся письменная нагрузка приходится на домашние задания.
Алисия также пользуется и шрифтом Брайля. Во время локдауна мой муж сделал сайт, который распознает шрифт Брайля с английского и нескольких других языков — www.abcbraille.com. Теперь можно сфотографировать страницу с текстом, написанным шрифтом Брайля, загрузить на сайт, нажать кнопку ’’Перевести’’ — и на фотографии под строчками шрифта Брайля появится перевод на печатный текст. В таком виде его можно отправлять учителям. Этой опцией, к примеру, пользуется репетитор, который занимается с Алисией чтением и обсуждением текстов на английском языке.
Вообще найти индивидуальных репетиторов для незрячего ребенка не так сложно, гораздо сложнее включить его в групповые занятия. К примеру, мы столкнулись с такими проблемами: в группе во время урока надо читать кусочек текста, а он обычно в виде картинки на экране презентации. Если его увеличивать, то получается большой промежуток между строчками, нужно время, чтобы прокрутить на новую строку. Преподавателю это надо объяснять.
Нередко учитель во время урока, проходящего по Zoom, требует, чтобы ученики нажимали на ’’желтую руку’’, если хотят ответить (это функция поднятой руки в программе). Сделать это быстро Алисии сложно — нужно прокрутить экран, увеличить, найти ’’руку’’, и за это время ’’руку’’ поднимает кто-то другой, а она лишается возможности высказаться. Иногда преподаватели просят включить камеру, а дочка держит планшет горизонтально, в камере видна только часть ее лица, причем она не знает, что конкретно видно. Хорошо, если камеру включать необязательно».
Читайте также:
Дорогу талантам: как работает отдел инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства