Публикуем статью Виктории Сперанской, участницы конкурса «„Особый взгляд“ ищет авторов», который состоялся летом 2021 года. Согласно условиям, участники должны были написать статью на любую тему.
Что значит звук в нашей жизни? Для одних людей звук — это профессия, для других — хобби, для третьих — помощь в освоении пространства.
Звук скрывает огромные объемы данных и раскрашивает воспринимаемую информацию. Часто мы воспринимаем его в контексте, не задумываясь о нем, как о важной составляющей наших эмоций, понимания и восприятия. Возвращаясь из путешествий, кино, театра, мы чаще помним визуальные впечатления — цвет, людей, персонажей, элементы пространства и даже запахи. А звук воспринимается как нечто естественное и неотделимое.
Однако роль, которую играет звук для человека с нарушением зрения, трудно переоценить. Яркой иллюстрацией тому является высказывание одной незрячей женщины: «На слух мы узнаем, когда закипает суп, убегает молоко, пригорает лук, куда приблизительно упал нож или зубочистка. Перечислить все ситуации, когда нас выручает слух, невозможно».
Создавая адаптированный контент, мы используем разные технологии и методы печати. Обязательным компонентом каждого являются тифлокомментарии и аудиосопровождение. Сегодня 3D-технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы не можем представить себе мир без спецэффектов. Одним из популярных направлений является создание пространственного аудио.
Бинауральные звуковые открытки — это больше, чем стереозапись. Локализация источников звука, схваченная особыми микрофонами, не ограничивается привычным «слева-справа». В данном формате добавляется третья ось координат, и звук идет «снизу-сверху». Все, что требуется для создания подобных записей, — рекордер и бинауральные микрофоны. По форме они напоминают наушники-вкладыши, в которые вместо динамиков встроены миниатюрные микрофоны.
Фото: reverb.com
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На фиолетовом фоне бинауральный микрофон. Это небольшая черная металлическая перекладина с адаптером, к концам которой прикреплены белые макеты ушных раковин.
Кажется, что все просто: приобретаем бинауральные микрофоны-наушники, размещаем микрофоны в ушах и делаем запись. Но есть нюансы, которые мы можем обозначить лишь в процессе работы.
Дело в том, что человеческое ухо способно выбирать звуки, и часто мы не можем предсказать, что получим на выходе. Как показывает практика, микрофон «слышит» намного больше. Если мы делаем запись в закрытом помещении, он может уловить звуки из открытого окна. Если в момент движения, то он может записать наши шаги. Обстоятельства создания «звуковой открытки» диктуют условия записи и выбор места. Запись звука на открытом воздухе многогранна. Погодные условия всегда вносят свои коррективы. Сухой воздух при высокой температуре поглощает больше энергии звуковой волны, чем влажный. Звуки леса на рассвете, днем или вечером имеют абсолютно разный по мощности сигнал.
Левое и правое ухо слышат по-разному как во времени, так и в тональности. Задержка в доли секунды объясняется расположением источника звука, который редко находится точно посередине относительно головы. Отражение звука в ушной раковине подсказывает мозгу направление сигнала и удаленность объекта. А тональность и окраска звука меняются благодаря форме самой головы, которая, пропуская, окрашивает сигнал, улавливаемый барабанной перепонкой.
Учитывая эти факты, мы должны понимать, что звук состоит из разных частот. Поэтому при формировании звуковых файлов важно правильно подбирать оборудование и ставить конкретную задачу.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На белой поверхности лежат черные накладные наушники. Провод от них выложен в виде звуковой волны с разной амплитудой.
Формируя адаптированный контент для людей с проблемами зрения, мы можем создавать тематические аудиобазы, например, «голоса природы», или аудиоэкскурсий, иллюстрированных живыми звуками города — «звуковыми открытками». Сейчас много говорят об инватуризме, для его развития создаются интерактивные карты, «говорящие» маршруты, тактильные модели и многое другое. С применением современных технологий возможно многое. Главное, мы должны создавать интересные интерактивные проекты, которые прослужат многие годы и привнесут в мир незрячего человека новые краски и яркие эмоции.