Аудиоуроки в библиотеке: для чего они нужны и как их записывать

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На светлом столе лежат наушники с серебристыми чашками и длинным проводом.

Красноярская краевая спецбиблиотека выпустила аудиоурок на основе статьи «Особого взгляда» о слепоглухом педагоге-дефектологе Ольге Скороходовой. Заведующая отделом Ольга Офицерова рассказала также порталу о том, для чего нужны аудиоуроки и как их записывать.

Аудиоурок как один из видов библиотечного информационного продукта был внедрен в практику Красноярской краевой специальной библиотеки — центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению в 2010 году. Идея возникла при подготовке к участию во Всероссийском конкурсе «Далекому мужеству верность храня» на лучшее издание для слепых и слабовидящих людей (Москва). По итогам этого конкурса Красноярская краевая спецбиблиотека получила грамоту «За разработку аудиоурока и выпуск озвученного издания ’’Памяти павших будьте достойны!’’». Члены жюри отметили, что аудиоурок отличался от остальных работ интересным сценарным решением и яркой краеведческой направленностью. Сегодня фонд библиотеки содержит уже более 20 аудиоуроков самой разной тематики.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На коричневом столе в черном пластиковом футляре лежит аудиодиск «Как я воспринимаю и понимаю окружающий мир». Аудиодиск и его обложка оранжевого цвета дополнены черно-белой фотографией пожилой женщины и текстом: «Красноярская краевая специальная библиотека — центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению», «К 100-летию со дня рождения О.И. Скороходовой», «Аудиоурок», «Красноярск, 2021».

Давайте разберемся, что такое аудиоурок? Слово состоит из двух частей: «аудио» и «урок». В энциклопедическом словаре дается следующее определение слову «урок»: «Основная форма организации учебных занятий в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, характеризующихся строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени». Приставка «аудио» означает «отнесенность к воспроизведению и записи звука». В нашем случае слово «аудио» мы соотносим с звуковоспроизведением плоскопечатного текста как с основным способом предоставления информации, доступным незрячим читателям. А слово «урок» использовано для обозначения временных рамок, ведь обычный школьный урок длится 45 минут. То есть аудиоурок — это информационный продукт, содержащий текстовую озвученную информацию и музыкальный материал по определенной теме, ограниченный по времени.

Основа аудиоурока — сценарий, который озвучивают несколько чтецов. Особенность аудиоурока — эмоциональный посыл исполнителей и ведущих, усиленный музыкальными выразительными средствами.

По форме — чтение по ролям — он напоминает аудиоспектакль, но по содержанию — решает другие задачи: информационные и познавательные, а не только развлекательные.

Изначально аудиоуроки были рассчитаны на детей с инвалидностью по зрению среднего и старшего школьного возраста. Но на практике пришли к выводу, что возрастные рамки можно не ограничивать. Основная цель любого аудиоурока как информационного продукта — привлечение людей с инвалидностью по зрению к чтению, к познавательной деятельности, развитие интереса к определенным темам.

Как работать над созданием аудиоурока

Исходя из опыта работы над созданием аудиоуроков, был выработан определенный алгоритм действий.

Самое первое, с чего начинают, это — выбор темы.

В аудиоуроках можно рассказать об исторических событиях и личностях, природе и экологии, писателях и книгах, спорте, городах и странах и т. п. О любом явлении, предмете и живом объекте можно рассказать ярко, эмоционально и информативно.

Следующий этап — определение цели и читательского адреса.

Цель издания — это тот информационный и эмоциональный посыл, который вы хотите передать своим читателям. Например, цель аудиоурока «Голосуй за жизнь» — пропаганда здорового образа жизни через информационное насыщение правдой о наркотиках. Для этого мы подбираем информацию о том, что такое наркотики, какими они бывают и каковы последствия от их употребления. Подчеркиваем опасность именно первой пробы любого наркотического вещества, подсказываем, как распознать людей с преступными намерениями увлечь подростков наркотиками, как противостоять им.

Определившись с темой и целью, начинаем отбор информационных источников, откуда будет собираться материал для сценария, подбор интересных фактов, музыки, песен и стихов, усиливающих эмоциональный накал аудиоурока. Обычно используют открытые ресурсы интернета, плоскопечатные и периодические издания.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Вид сверху на рабочий стол. На нем лежат бумаги и журналы с цветными фотографиями по архитектуре и дизайну. За столом сидит девушка, видны только ее руки. Перед ней стопка листов с напечатанным на них текстом. Справа от девушки стоит открытый ноутбук.

Самый трудоемкий и затратный по времени этап — составление сценария. Сначала определяем количество участвующих в озвучивании людей. Это могут быть два ведущих: мужчина и женщина. Разные голоса нужны для того, чтобы избежать монотонности в изложении материала. Части текста, нуждающиеся в особом выделении, предпочтительнее дать озвучить детям или подросткам (в зависимости от содержания материала). К озвучиванию можно привлекать волонтеров: чтецов-любителей или профессионалов (дикторов радио и телевидения, актеров театра и кино).

При составлении сценария необходимо обратить внимание на создание вербального образа предметов и живых объектов. Например, в аудиоуроке, посвященном государственной символике России, каждый символ был тщательно описан: размеры, цвета, изображения на них и т. п. В аудиоуроке «Жалобная книга природы Красноярского края» есть словесное описание животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края. Для познавательных аудиоуроков подбираются голоса животных и птиц, различные звуки природы, военных действий и любые другие звуки. Если аудиоурок рассказывает о писателе, можно включить запись его голоса, читающего собственное произведение.

В издании «Голосуй за жизнь!», например, звучат письма наркоманов, а в заключении — песня Андрея Макаревича «Она любила летать по ночам», которая настолько глубока по смыслу, что слова лидера «Машины времени» можно интерпретировать по-разному, но они всегда будут брать за душу.

Такие приемы способствуют оживлению представленной информации и позволяют людям с инвалидностью по зрению создать образ того, о чем рассказывается в сценарии.

Тифлокомментарий: цветная фотография. За столом сидит молодая шатенка в темном лонгсливе. Левой рукой она касается наушников на голове, правой регулирует звук на небольшом белом пульте. На столе перед ней лежит черная клавиатура, стоят два монитора. На левом — видеоизображение заходящего солнца, на правом — два ряда светлых звуковых дорожек на темном фоне.

Следующий этап — озвучивание сценария. Здесь уже нужны звукорежиссер и специальная компьютерная программа. Все наши аудиоуроки были записаны в собственной студии. Но к этой работе можно также привлечь частные студии звукозаписи на добровольных началах. Чтецы готовят каждый свою часть сценария и озвучивают ее в студии. Звукорежиссер собирает все воедино, накладывает музыку или вставляет музыкальные фрагменты. Аудиоурок готов!

Теперь его нужно предложить читателям, то есть презентовать. Можно составить презентацию в электронном виде, или устроить театрализованное представление, используя озвученные фрагменты аудиоурока, или пригласить выступить сотрудников и волонтеров, которые участвовали в его создании. Мы практикуем также создание небольших видеороликов по типу буктрейлера, которые выкладываются на сайт учреждения и в социальных сетях.

Использовать аудиоуроки можно по-разному:

  • Это может быть классный час, проводимый в рамках обычного школьного урока как в специализированных школах, так и в общеобразовательных, когда ученики могут прослушать весь материал, а затем учитель организовывает обсуждение, где дети высказывают собственное мнение, приводят свои примеры.
  • Аудиоурок можно использовать как отдельную передачу по радио и просто выдавать читателю для домашнего прослушивания.
  • В библиотеках для слепых, в специализированных школах и в местных первичных организациях ВОС можно использовать аудиоурок как основу или как аудиоматериал для проведения мероприятий, посвященных соответствующей теме. Можно дополнить аудиоурок видеорядом или театрализацией.
  • Очень удобно использовать аудиоуроки на выездных мероприятиях, потому что весь сопроводительный звуковой материал располагается на одном носителе и требует при подготовке мероприятия минимум затрат.
  • При использовании отдельных фрагментов записи (интересных фактов, цитат, стихов или музыкальных вставок) рамки применения аудиоурока значительно расширяются.

В 2018 году в библиотеке были выпущены информационно-методические рекомендации «Аудиоуроки для инвалидов по зрению: подготовка и использование», в которых подробно изложен алгоритм создания аудиоурока, приведен пример сценария.

В 2021 году исполняется 110 лет со дня рождения известного слепоглухого ученого Ольги Ивановны Скороходовой. К этой дате Красноярская краевая специальная библиотека совместно с программой «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» выпустила аудиоурок «Как я воспринимаю и понимаю окружающий мир». В нем можно услышать об интересных фактах биографии Ольги Ивановны, ее мыслях и высказываниях о своей жизни и работе, ее чувствах. Автор статьи, на основе которой был подготовлен аудиоурок, — Мария Королева.

Озвучили его красноярские чтецы-волонтеры: Людмила Николаевна Базарова, член Союза журналистов, диктор краевого государственного радио «Радио России. Красноярск», заслуженный работник культуры Красноярского края, а также Дмитрий Николаевич Васянович, журналист, композитор, культурный обозреватель «Радио России. Красноярск», заслуженный работник культуры Красноярского края. Их проникновенные голоса берут за душу и помогают прочувствовать историю жизни Ольги Ивановны Скороходовой. В конце аудиоурока звучит песня, написанная на одно из потрясающих стихотворений Ольги Скороходовой «Думают иные», где есть пронзительные строчки:

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше — чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,

Я соткала жизни красочный узор.

Аудиоурок можно прослушать по ссылке.