Прием «Постоянный контакт» обеспечивает максимальную безопасность при самостоятельном передвижении человека с глубоким нарушением зрения, помогая обнаруживать изменения уровня пола и препятствия. Его можно использовать в любых видах пространства: знакомых и незнакомых, с ровным или неровным полом, на улице и в помещении. Это основа самостоятельной мобильности. О том, как правильно пользоваться приемом, читайте в статье тифлопедагога, специалиста по ориентированию и мобильности и колумниста портала «Особый взгляд» Марты Любимовой.
Компоненты приема «Постоянный контакт»
-
Осанка должна быть ровной, плечи расправлены. Ступни, корпус тела и голова направлены вперед.
-
Рука. Трость находится в ведущей руке, если обстоятельства не требуют обратного (например, одновременное использование тактильной и опорной тростей). Лучше научиться пользоваться тростью обеими руками на случай, если будет повреждена ведущая рука.
-
Захват «Рукопожатие». Держать трость нужно так, словно вы пожимаете чью-то руку. Ручка трости лежит в ладони, край ручки на уровне запястья (но не за пределами, иначе на него можно наткнуться при столкновении с препятствием). Прямой указательный палец лежит вдоль плоской части ручки, если на ней имеется срез, или просто вдоль ручки, если она круглая. Большой палец охватывает трость сверху, а остальные три — снизу. Указательный палец должен оставаться прямым, чтобы было проще управлять тростью и получать тактильную информацию. Кроме того, на суставы согнутого пальца ложится большая нагрузка.
Захват не следует делать слишком крепким, чтобы рука не уставала. С другой стороны, при слишком слабом захвате можно выронить трость или пропустить тактильную информацию.
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на бежевом фоне. Руки Марты Любимовой с ярким красным маникюром крупным планом. Ручка трости лежит в правой ладони, край ручки на уровне запястья. Прямой указательный палец лежит вдоль ручки. Большой палец охватывает трость сверху, а остальные три — снизу. Это захват «Рукопожатие».
-
Положение руки. Рука от плеча до локтя расслаблена и располагается свободно вдоль тела. Локоть согнут. Кисть находится по центру тела примерно в 20 сантиметрах от корпуса, или на расстоянии растопыренной ладони на уровне пупка. Такое положение кисти помогает двигаться по прямой при пересечении открытого пространства. Так легче сделать симметричную дугу во время движения, чтобы защитить тело и не отклоняться от курса. Расстояние 20 см между ручкой трости и телом обеспечивает «воздушную подушку», чтобы при обнаружении препятствия трость не упиралась сразу в тело.
Проверить центральное расположение захвата относительно тела можно с помощью свободной руки. Растопырьте ладонь, большой палец прислоните к пупку или пряжке ремня, а к среднему пальцу поднесите ведущую руку с тростью. Такую проверку можно делать и во время передвижения.
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на бежевом фоне. Марта Любимова правой рукой держит трость, используя захват «Рукопожатие». К запястью правой руки она поднесла кисть левой руки так, что большой палец прислонен к жакету на уровне пупка, а средний — к началу трости. На безымянном пальце левой руки изысканное кольцо с крупным темным камнем овальной формы.
-
В некоторых ситуациях рука с тростью может располагаться сбоку, у бедра. Например, если человек не может дотянуться кистью руки до центра корпуса, или у него есть дополнительные нарушения, или если трость держит беременная женщина на позднем сроке.
-
Угол захвата. Указательный палец должен быть расположен сбоку, а внутренняя сторона запястья немного направлена вверх. Чтобы проверить себя, пройдите вперед и наткнитесь на препятствие, например, стену, на медленной скорости. Рука с тростью должна свободно уйти вверх. Если она уперлась в тело, поднимите кисть выше или обратите внимание на положение указательного пальца.
-
Движения кистью. При передвижении двигается только кисть с тростью, плечи и рука при этом остаются неподвижными. Это помогает защитить корпус тела и сохранить прямую линию передвижения. На первых этапах обучения можно контролировать правильность движений кистью с помощью свободной руки. Главное — чтобы это не вошло в привычку.
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на бежевом фоне. Марта Любимова правой рукой держит трость, используя захват «Рукопожатие». Пальцы левой руки обхватывают запястье правой руки.
-
Ширина дуги. Наконечник трости передвигается по дуге, крайние точки которой выступают за ширину корпуса на 5 см с каждой стороны. Правильная ширина дуги важна, т.к. при слишком узкой дуге трость не предоставляет оптимальной защиты для тела, может пропустить препятствия и изменения уровня пола. При слишком широкой дуге замедляется передвижение, дугу сложно делать симметричной, а трость может мешать прохожим. Отрабатывать ширину дуги можно между двумя искусственными ограничителями, например, коробками.
Если педагог идет за учеником, то ему должно быть видно наконечник слева и справа, иначе дуга слишком узкая.
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на бежевом фоне. Марта Любимова идет по залу. Вид сзади. Перед собой она держит белую трость по диагонали так, что наконечник виден слева. Светлые густые волосы, убранные в хвост, слегка завиваются на концах.
-
Координация. В идеале нога должна наступать туда, где проверил пространство наконечник. Для этого ноги и трость должны двигаться синхронно. Один шаг — один мах трости в одну сторону. Перед началом движения разместите наконечник стороны той ноги, с которой вы собираетесь начать шагать. Начиная шагать правой ногой, одновременно делайте мах влево. Шагая левой ногой, перемещайте трость вправо.
Тифлокомментарий: две цветных фотографии в белых рамках на бежевом фоне. На обеих Марта Любимова. На одной из них она делает шаг вперед левой ногой, трость направляет по диагонали вправо. На другой — делает шаг вперед правой ногой, трость направляет по диагонали влево.
Передвигаться с помощью приема «Постоянный контакт» можно как в открытом пространстве, так и вдоль направляющей, например, стены или бордюра. В таком случае наконечник с одной стороны касается направляющей, а с другой делает свободный мах. При этом нужно следить за расстоянием от направляющей, чтобы не отклониться от нее или, наоборот, не задеть бедром.
Тифлокомментарий: на бежевом фоне две цветных фотографии в белых рамках. На обеих Марта Любимова стоит у стены. На правом фото трость прикасается к белой стене у плинтуса, на левом — отведена по диагонали вправо. На стене висит фотография в черной раме: мужчины в ярких оранжевых тюрбанах подняли над головой худощавого мужчину в набедренной повязке и тюрбане. Его тело, повязка и тюрбан выкрашены ярко-зеленой краской. Чуть поодаль, прислонившись спиной к стене, стоит мужчина в черных очках и с белой тростью. На нем светлые брюки и синяя куртка.
Поскольку прием достаточно сложный, начинайте обучение в знакомом помещении с гладким и ровным полом и минимальным количеством препятствий. Так вы сможете сконцентрироваться на компонентах приема, не отвлекаясь на помехи на пути и ориентирование. Если такого помещения нет, то можно начать обучение на гладком тротуаре. Сначала отрабатывайте правильное выполнение техники, доводя его до автоматизма, и только потом начинайте изучать маршрут.
Другие статьи Марты Любимовой читайте в ее авторском блоге на портале «Особый взгляд». Например, здесь можно найти статью о видах наконечников для трости и советы по применению приема «Диагональ».