Школа Перкинса для слепых людей — старейшее учебное заведение в Америке, которое на протяжении уже почти 200 лет занимается всесторонним образованием детей с нарушением зрения, а также множественным нарушением развития, в том числе слепоглухих, в возрасте от трех до 21 года. Накопленный десятилетиями научно-практический опыт здесь не скрывают от глаз сторонних специалистов, но, наоборот, активно делятся им, стремясь увеличить число людей, заинтересованных в компетентной помощи особым детям и их семьям. Специалист по адаптивной физкультуре, эксперт фонда «Со-единение» кандидат педагогических наук Ксения Николаева поделилась своими впечатлениями о стажировке в Школе Перкинса.
Статью о моей учебной стажировке в Соединенных Штатах Америки я бы хотела начать с цитаты французского философа-просветителя Вольтера, которая наилучшим образом описывает чувства, возникшие у меня по возвращении на Родину: «Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более я стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр».
На фото: стажеры Школы Перкинса
Тифлокомментарий: перед зданием Школы Перкинса стоят в шеренгу 12 человек разных национальностей, это группа стажеров ELP 2018. По бокам двое мужчин в костюмах с зелеными веточками на лацканах пиджака. Между ними женщины в разноцветных одеждах — платьях и сари. На руках у них браслеты из белых лент и зелени. Все смотрят в камеру и улыбаются.
Мой курс стажировки под названием Educational leadership program (далее — ELP) длился девять месяцев, с сентября по май 2017/18 года, и подразумевал прохождение учебной программы для будущих международных лидеров в области специальной педагогики из 13 стран мира. Эта уникальная программа разработана и успешно развивается в Школе Перкинса уже более 95 лет, ежегодно собирая учителей, психологов, логопедов, руководителей и представителей организаций, занимающихся вопросами специального образования детей с множественным нарушением развития, со всех континентов. Программа обучения подразумевает лекции по самым актуальным темам специальной педагогики, а также обязательную практическую работу с учащимися Школы под чутким руководством преподавателей и координаторов. Самая замечательная особенность программы в том, что ее участники весь учебный год работают, занимаются и проживают на территории кампуса Школы, имея возможность целиком окунуться в будни этого легендарного учебного заведения. Каменные полы и стены Школы еще помнят прикосновения и шаги всемирно известных Лоры Бриджмен, Хелен Келлер и Энн Салливван...
Давайте попробуем пройтись по Школе в один из обычных учебных дней в теплое весеннее утро. Кампус располагается на невысоком холме вдоль реки Чарлиз в небольшом городке Вотертаун недалеко от Бостона, штат Массачусетс. Визитная карточка Школы — ее главный корпус («Хоув билдинг»), величественное здание в готическом стиле с высокой прямоугольной башней. Крышу строения оформляют мифические каменные птицы, похожие на горгулий Собора Парижской Богоматери. На гербе Школы Перкинса изображена именно эта башня и указан год основания — 1829. Но это здание не единственное в кампусе, его дополняют еще два крупных учебных корпуса, где обучаются около 200 детей, и центр технологий, построенные по последнему слову архитектурной мысли. Также в кампусе расположены оранжерея, стадион, игровые площадки, пруд с фонтаном и жилые коттеджи, в которых размещаются дети и персонал, проживающие в Школе круглосуточно.
На фото: Ксения Николаева
Тифлокомментарий: зеленая лужайка недалеко от башни школны залита солнечным светом. Под цветущей сакурой розового цвета стоит улыбающаяся молодая девушка в белой футболке и черных брюках. Ее темные волосы убраны назад. Она протягивает руки вверх к цветущим веткам дерева, показывая знак «здорово»: кулаки сжаты, большие пальцы подняты вверх. Это Ксения Николаева.
Между зданиями проложены красивые асфальтовые дорожки, по бокам которых растут цветы и небывалой красоты кустарники, всюду ухоженный яркий газон и усыпанные цветами деревья. Каждое дерево в парке имеет особую табличку, где с использованием шрифта Брайля указаны его вид и человек, в честь которого оно было высажено. Восхищенно замираешь, передвигаясь из корпуса в корпус, замечая цветущую сакуру или благоухающую сирень.
Тифлокомментарий: урок по ориентированию в пространстве. Перед пешеходным переходом через дорогу между двумя кирпичными зданиями стоят две девушки. Одна (с темными волосами, в очках и салатовой футболке) передвигается на электрическом кресле-коляске. Вторая (полная, с розовыми волосами, в спортивном костюме) стоит рядом.
Дети чаще всего перемещаются по территории с тростью. Их учат ориентироваться при ходьбе, чувствуя тростью различия текстуры поверхностей дорожки и газона, что помогает сохранять прямолинейность ходьбы. В местах пересечения дорог детям помогает правильно сориентироваться тактильная плитка, которую здесь называют «Брайль для стоп».
Тифлокомментарий: пешеходный переход на территории школы. Помимо обычной белой разметки перед светофором положена тактильная плитка красного цвета. Перед переходом невысокий знак STOP для машин, обязывающий пропустить пешеходов. На одной стороне дороги стоят мужчина и девушка, на другой стороне — желтые школьные автобусы.
Навстречу идут школьники, а рядом с ними — ассистенты учителей. Здесь существует правило: у каждого ученика должен быть свой сопровождающий — ассистент, классный руководитель или волонтер. Это помогает обеспечить безопасность каждому ребенку и учит коммуникации с окружающими. В течение дня то и дело встречаешь своих коллег и учеников, обмениваешься впечатлениями и радостями настоящего дня. Да, да, именно радостями! Американцев отличает очень важная особенность — позитивное мышление. Вы никогда не заметите здесь персонал с грустным лицом и понурыми видом, никто не будет делиться с вами негативными размышлениями. Этого нет в образе жизни американцев, и особенно американцев, работающих в Школе Перкинса для слепых. Напротив, вы найдете в них безграничную любовь, оптимизм, улыбку и веру в дело. «Равные права и равные возможности» — эти слова будто впечатаны в стены этих домов и души этих людей.
Тифлокомментарий: главный вход в учебный корпус. Большие стеклянные двери в кирпичном здании. Вход сделан вровень с землей. Над дверьми расположены подряд четыре небольших окна. Слева от дверей надпись: Lower school. Справа — переговорное устройство с большой круглой кнопкой, на которой нарисован человек на кресле-коляске. За ним дерево с яркими лиловыми цветами.
Подходим к главному учебному корпусу, прикладываем индивидуальный электронный ключ к валидатору — дверь открывается автоматически. Проходим просторный вестибюль и попадаем в парадный коридор с высокими потолками, где расположен исторический музей Школы. Возле громадного напольного глобуса Хелен Келлер с рельефным изображением географических объектов встречаем ученика выпускного класса программы для слепоглухих детей — Антонио. Тяжелое генетическое заболевание не помешало ему сохранить интерес к науке и искусству. Антонио говорит на четырех языках, пишет статьи для школьной газеты, занимается черлидингом и плаванием, но больше всего любит играть на губной гармошке. Сейчас он готовит статью о Бангладеш — родной стране одной из моих одногруппниц по программе ELP. Ежегодная возможность знакомства со стажерами из разных стран мира вдохновляет Антонио к изучению новых языков и традиций. За время моей учебы он освоил около 50 русских слов, научился печь блины, играть в «Ручеек» и складывать матрешку!
Удивительными людьми и блистательными примерами полнится Школа Перкинса! Восхищенная улыбка появляется на лице, когда вспоминаешь талант и самоотдачу людей, которые здесь работают и получают новые знания. Надеюсь, что прочная дружба между Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» и Школой Перкинса для слепых непременно даст свои плоды, и уже в ближайшем будущем мы почувствуем положительные изменения в жизни людей, которым мы помогаем.