С 1906 года Американский альянс музеев проводит в Нью-Йорке ежегодную межмузейную выставку. В 2019 году особое внимание на ней уделялось доступности музейных экспозиций. Статья Джанет МакКонахи об этом вышла в Associated Press. «Особый взгляд» публикует перевод фрагментов этого текста.
Компания 3D Photoworks основанная фотографом Джоном Олсоном в Чатеме (Нью-Йорк), делает фотографии и другие образцы двумерного искусства доступными для незрячих и слабовидящих людей. В компании работают мастера цифровой живописи, которые создают объемные контуры сканированных изображений. На поверхности модели размещают маленькие металлические сенсоры, прикасаясь к которым, человек с нарушением зрения может прослушать аудиоинформацию о произведении искусства и персонажах.
«Я никогда не встречала ничего подобного, сочетающего в себе прикосновение и звук», — говорит
Больше всего ей понравился коллаж Ромара Бирдена «Три народных музыканта» с двумя гитаристами и человеком с банджо. По словам девушки, без аудио «невозможно было бы описать разницу между гитарой и банджо. (...) Однако, сам по себе звук также не позволил бы составить полное впечатление». Ей понравился звук этого инструмента и заинтересовал тот факт, что его изобрели рабы-африканцы.
Среди других высокотехнологичных решений, представленных на выставке, стоит отметить трехмерные модели Бруклинского музея для «сенсорных экскурсий», которые уже много лет проводятся для незрячих людей. А Палеонтологический музей имени Рэймонда Альфа в Клермонте (Калифорния), расположенный в студенческом городке, позволяет студентам сканировать ископаемые образцы и создавать их модели.
Лувр представил уменьшенные рельефные модели экспонатов, представляющих всю
А музей Лувр Абу-Даби представил штриховой рисунок, тактильно передающий иллюстрацию из священного индуистского текста. На нем изображен демон-буйвол Махишасура, сражающийся с многорукой богиней Дургой. Модель выполнена из пластика с невысоким рельефным изображением, а текстом и надписями на Брайле.
Модели созданы, чтобы дать незрячим и слабовидящим людям возможность познакомиться с двухмерными изображениями, однако они открывают новые возможности и для зрячих ценителей искусства. Корт Майерс, технический консультант Музея культуры американских индейцев в Оклахома-Сити, попробовал ощутить на ощупь мазки кисти Ван Гога, воссозданные специалистами Tactile Studio.
«Ух ты!» — восторженно отреагировал он, — «Можно подойти к „Звездной ночи“ и почувствовать, на что похожи эти красочные завитки».
Он также был впечатлен «Танком», знаменитой фотографией Олсона шириной в 120 сантиметров. На ней раненым морским пехотинцам оказывают медицинскую помощь на башне танка во время Тетского наступления во Вьетнаме в феврале 1968 года. Если прикоснуться к сенсору на изображении морского пехотинца, держащего на руках раненого бойца, он расскажет, почему у него такой необычный шлем с игрушечным кальмаром на ремне.
Как сказал Майерс, сочетание слуха, осязания и зрения подарило ему совершенно особые впечатления: «Я на секунду почувствовал, что этот кальмар просто как настоящий!»
Читайте также:
Охота за впечатлениями: в мастерской тактильных скульпторов