Как мировые музеи адаптируют картины и фотографии для незрячих людей

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. В музейном зале на сплошном подиуме вдоль стены расположены тактильные экспонаты. На синем горизонтальном стенде шириной около метра плоскопечатный текст и три схематичных рельефных изображения: фасад крепостной стены, план крепости и карта местности. Стенд расположен немного под наклоном, на уровне опущенной руки. Над ним висит белая схема с контурным рисунком крепостной башни и пояснительными текстами на французском языке. Также в зале на стене расположены крупные белые грубые камни, под ними этикетки.

С 1906 года Американский альянс музеев проводит в Нью-Йорке ежегодную межмузейную выставку. В 2019 году особое внимание на ней уделялось доступности музейных экспозиций. Статья Джанет МакКонахи об этом вышла в Associated Press. «Особый взгляд» публикует перевод фрагментов этого текста.

Компания 3D Photoworks основанная фотографом Джоном Олсоном в Чатеме (Нью-Йорк), делает фотографии и другие образцы двумерного искусства доступными для незрячих и слабовидящих людей. В компании работают мастера цифровой живописи, которые создают объемные контуры сканированных изображений. На поверхности модели размещают маленькие металлические сенсоры, прикасаясь к которым, человек с нарушением зрения может прослушать аудиоинформацию о произведении искусства и персонажах.

«Я никогда не встречала ничего подобного, сочетающего в себе прикосновение и звук», — говорит 22-летняя Софи Трист, которая не видит с рождения.

Больше всего ей понравился коллаж Ромара Бирдена «Три народных музыканта» с двумя гитаристами и человеком с банджо. По словам девушки, без аудио «невозможно было бы описать разницу между гитарой и банджо. (...) Однако, сам по себе звук также не позволил бы составить полное впечатление». Ей понравился звук этого инструмента и заинтересовал тот факт, что его изобрели рабы-африканцы.

Среди других высокотехнологичных решений, представленных на выставке, стоит отметить трехмерные модели Бруклинского музея для «сенсорных экскурсий», которые уже много лет проводятся для незрячих людей. А Палеонтологический музей имени Рэймонда Альфа в Клермонте (Калифорния), расположенный в студенческом городке, позволяет студентам сканировать ископаемые образцы и создавать их модели.

Лувр представил уменьшенные рельефные модели экспонатов, представляющих всю 800-летнюю историю музея. Об этом рассказал Филипп Моро из канадского офиса компании Tactile Studio, которая занималась созданием моделей. На обширной экспозиции компании была представлена такая репродукция картины Ван Гога. Также посетители могли увидеть копию бюста работы французского художника Жана-Батиста Карпо.

А музей Лувр Абу-Даби представил штриховой рисунок, тактильно передающий иллюстрацию из священного индуистского текста. На нем изображен демон-буйвол Махишасура, сражающийся с многорукой богиней Дургой. Модель выполнена из пластика с невысоким рельефным изображением, а текстом и надписями на Брайле.

Модели созданы, чтобы дать незрячим и слабовидящим людям возможность познакомиться с двухмерными изображениями, однако они открывают новые возможности и для зрячих ценителей искусства. Корт Майерс, технический консультант Музея культуры американских индейцев в Оклахома-Сити, попробовал ощутить на ощупь мазки кисти Ван Гога, воссозданные специалистами Tactile Studio.

«Ух ты!» — восторженно отреагировал он, — «Можно подойти к „Звездной ночи“ и почувствовать, на что похожи эти красочные завитки».

Он также был впечатлен «Танком», знаменитой фотографией Олсона шириной в 120 сантиметров. На ней раненым морским пехотинцам оказывают медицинскую помощь на башне танка во время Тетского наступления во Вьетнаме в феврале 1968 года. Если прикоснуться к сенсору на изображении морского пехотинца, держащего на руках раненого бойца, он расскажет, почему у него такой необычный шлем с игрушечным кальмаром на ремне.

Как сказал Майерс, сочетание слуха, осязания и зрения подарило ему совершенно особые впечатления: «Я на секунду почувствовал, что этот кальмар просто как настоящий!»