С 7 по 13 октября 2019 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» прошел Международный инклюзивный фестиваль. Его тема – «Почувствуй мир как я» – приглашает открывать новые способы восприятия искусства, в том числе незрительные. О самых важных моментах фестиваля рассказывает его куратор Евгения Киселева.
Инклюзивный фестиваль прошел в Пушкинском уже в третий раз. Впервые, в 2017 году, само направление фестиваля – инклюзия – стало его основной темой: настолько сложно было представить себе подобное событие в классическом художественном музее. В 2018 мы выпустили первую в России карту сенсорной безопасности музейного пространства, сделали ряд проектов с детьми и взрослыми с особенностями развития, поэтому тема фестиваля звучала: «Понимать музей». В тот раз мы сконцентрировались на образовательных программах для посетителей с аутизмом, особенностями психоэмоциональной сферы, представили проект «Машина времени», который создан специально для подготовки к визиту в музей детей и взрослых со сниженным порогом сенсорной чувствительности.
В 2019 году третий инклюзивный фестиваль в Пушкинском значительно расширил свою аудиторию. Его мероприятия мы адресовали не только людям с инвалидностью, специалистам, родителям и тьюторам – мы постарались вовлечь и обычных посетителей музея, людей, которые никак не связаны с задачей инклюзии и, может быть, никогда не задумывались об этом.
Тема «Почувствуй мир как я» стала отражением идеи, которая, вообще-то, заложена в каждом произведении искусства. Это и желание художника передать свои мысли, чувства, эмоции другому человеку, и стремление зрителя понять ощущения автора, его внутренний мир в момент создания произведения.
На фото: Евгения Киселева. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Тифлокомментарий: цветная фотография. Актовый зал. Слева на сцене за трибуной стоит молодая женщина со светлым каре в синей рубашке и очках. Она что-то рассказывает, широко растопырив пальцы правой руки. На экране слайд презентации: в белой рамке на розовом фоне логотип ГМИИ имени Пушкина и надпись: «Почувствуй мир как я. 7 – 13 октября 2019. Международный инклюзивный фестиваль и научно-практическая конференция «Доступный музей». Надпись дублирована на английском языке. Перед сценой в центре лицом к зрителям стоит брюнетка в очках – сурдопереводчик. Видны макушки зрителей на первых рядах.
На протяжении многих веков зрение было одним из ключевых способов разделять эстетический опыт. Но в искусстве современности наряду с визуальными средствами художественной выразительности используются звук, прикосновение, ольфакторные (запахи - ред.) и мультисенсорные элементы создания смыслов. Именно этот аспект – многообразие способов восприятия – и стал главным на фестивале в Пушкинском. Посетители и эксперты с инвалидностью здесь выступали проводниками нового типа восприятия, принимая участие в мультисенсорных мастер-классах, звуковых и концептуальных перформансах, они делились своим взглядом на мир, расширяющим сложившиеся стереотипы. В процессе таких взаимодействий инклюзивное общение становится для многих посетителей новым очень ценным трансформирующим опытом.
Специально для инклюзивного фестиваля художница-акционистка Елена Ковылина сочинила перформанс «Коридор отражений». Его участники, люди с инвалидностью, рассказали о себе, своих мыслях и ощущениях через призму известных произведений искусства из собрания Пушкинского. Елена Ковылина провела зрителей по живой экспозиции эмоций, отраженных в личном опыте рассказчиков.
Например, один из участников перформанса, незрячий эксперт Анатолий Попко, рассказал об увеличительных линзах из древней Трои. Этим экспонатам около четырех тысяч лет, они относятся к кладу царя Приама. С их помощью древние мастера создавали росписи, делали ювелирные украшения, корректировали зрение и преобразовывали возможности человеческого глаза. Толя очень ярко и интересно рассуждал о различиях «зрения» и «видения», о том, что умение «видеть» не обусловлено медицинскими показателями.
На фото: Анатолий Попко. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Тифлокомментарий: цветная фотография. В музейном зале между стеклянных витрин с экспонатами стоит молодой брюнет с черных очках. Прямо перед собой держит белую трость, упирает ее в пол, положив ладони на рукоять. На нем черные классические брюки, белая рубашка с черными вставками, темные ботинки. В витрине справа черный манекен верхней части туловища с золотым головным убором. В витрине слева черно-белая доска с белыми округлыми предметами. Стены помещения светло-зеленого цвета, пол бежевый. Общий свет приглушен, витрины подсвечены.
Еще одна участница перформанса, активистка Мария Генделева, стоя рядом со стелой, на которой высечены законы вавилонского царя Хаммурапи, поговорила о законах РФ об инвалидности, о той части работы, которую она ведет в РООИ «Перспектива». «Картина и скульптура становится своеобразными проводниками в мир других людей, их чувств и переживаний. Произведение искусства вдруг срабатывает как своеобразный переключатель: через общеизвестные художественные образы мы даем возможность открыть свой внутренний мир тем, кто видит наш мир по-другому», – так характеризует идею перформанса «Коридор отражений» художница Елена Ковылина.
Немецкий художник, участник Венецианских биеннале Ян Форманн провел социальный перформанс «Реституция знаков». Вместе с детьми и подростками с особенностями развития Ян изготовил новые дорожные знаки для улиц идеального города. Обычно при создании знаков навигации не учитывается мнение жителей в целом и людей с инвалидностью в частности. Какие-то из этих знаков могут быть неудачными или некорректными с точки зрения обозначаемых групп. В результате совместной работы по «реституции знаков» появились альтернативные навигационные маркеры, отражающие важные, по мнению детей, сигналы взаимодействия в публичных пространствах: «Внимание! Это я», «Переходить улицу нужно тут», «Сейчас улыбнись прохожему» и многие другие.
Важной частью развития является обмен опытом и мнениями. Профессиональная часть фестиваля – конференция «Доступный музей» – объединила доклады специалистов в области инклюзии из таких музеев, как Рейксмузеум (Амстердам), Музей истории искусств (Вена), Музей Людвига (Будапешт) и Музей Пегги Гуггенхайм (Венеция), Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музеи Кремля (Москва), Государственный русский музей (Санкт-Петербург), Государственный исторический музей (Москва), Музей современного искусства «Гараж» и многих других.
Закончить обзор я хочу комментариями моих коллег из европейских музеев специально для портала «Особый взгляд»:
Ротраут Кралл, доктор искусствоведения, куратор программ безбарьерной арт-медиации в Музее истории искусств (Вена): «Планируя тактильный тур для незрячих людей, важно предусмотреть достаточно времени. Лучше рассмотреть меньше экспонатов, но более основательно. Прежде чем дотронуться до рук незрячего посетителя и направить их на тактильный макет, лучше спросить разрешения и описать, что сейчас предстоит. Не забудьте поделиться вашими личными впечатлениями о произведении искусства с незрячими посетителями и не забудьте спросить их о том, что они чувствуют. Обратная связь – самое важное, она поможет вам научиться чему-то новому друг у друга».
Кэтляйн Денекамп, менеджер программы доступности и инклюзии Рейксмузеума (Амстердам): «В прошлом инвалидность рассматривалась как проблема конкретного человека, а теперь мы видим проблемы, связанные с инвалидностью, как недостаток взаимодействия между людьми. Как музей мы в ответе за то, чтобы эти недостатки убирать. Для незрячих посетителей в Рейксмузеуме проводятся детальные экскурсии с включением прикосновения, звука и запаха. В ближайшее время мы планируем выпустить приложение с аудиотуром по музею специально для незрячих и слабовидящих, чтобы они могли посещать Рейксмузеум самостоятельно. Надеюсь, вы сможете нас посетить!»
Смотрите запись дискуссии «Люди с инвалидностью. Вопросы терминологии и лексики. Восприятие в обществе и культуре» на YouTube-канале ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Читайте также:
Заметки музейщиков: как сделать искусство доступным