Челлендж «Ехать. Доверять Жить», или 1000 км на велотандеме. Часть 3

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Селфи. Елена и Виолетта в велоочках и велошлемах стоят рядом. Елена справа в белой олимпийке широко улыбается, у Виолетты легкая улыбка, помада коричневого оттенка, зеленая олимпийка. За ними луг с белыми полевыми цветами.

«Особый взгляд» публикует путевые заметки Елены Федосеевой - незрячей спортсменки, журналистки, преподавателя и директора благотворительного фонда «Дом слепоглухих» - о велопутешествии длиной в тысячу километров. Велопробег прошел по территории России, Финляндии и Швеции и затронул места, связанные с обучением слепоглухих людей. Цель челленджа - привлечь внимание к проблеме обучения людей с нарушением слуха и зрения и собрать деньги на оплату тьютора для слепоглухой Алены Капустьян, чтобы она смогла получить среднее профессиональное образование в колледже РГСУ. Первую часть заметок читайте по ссылке, вторую часть заметок можно посмотреть здесь.

День девятый

От Вингокера до Тиведа. 97 километров.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Над зеленым полем с высокой травой сгустились серые тучи. На горизонте возвышаются три ветряка - белые столбы с тремя узкими вертикальными лопастями. Вдали виднеется лес.

За ночь наш палаточный лагерь взяли в кольцо пара тысяч толстеньких улиток... Хотели обойтись без жертв, но, к сожалению, во время прорыва улиточного окружения с хрустом погибло несколько десятков закованных в панцири моллюсков. Я была в состоянии, близком к отчаянию. В остальном день шел своим чередом: ехали по шоссе, заезжали в небольшие городки, где после осознания истинного соотношения кроны и рубля даже смогли позволить себе выпить кофе и пополнить стратегический запас продуктов полевой кухни.

В одном из городков, наконец, завязали знакомство, правда, не со шведом, а с выходцем из Словении, прекрасно изъясняющимся на английском. Звали его Торчи, и он, между прочим, первый начал разговор. Вообще при виде велотандема шведы периодически пытаются завязать беседу, но в связи с лингвистическим несоответствием беседа не складывается. Торчи же, увидев российскую велоформу, сразу угадал в нас граждан России и стал расспрашивать о том, куда мы едем и где остановились. Поболтали, сверили карты, сделали фото на три телефона и обменялись адресами электронной почты.

А вот конец девятого дня заставил нас изрядно поволноваться... Алгоритм нашего движения обычно выглядит так: я и Виолетта едем на велотандеме, Маша и Ваня едут на машине. Мы договариваемся о месте встречи для обеда, отдыха или ночевки. Расставшись после очередной совместной остановки, мы решили увидеться уже на последней точке маршрута.

Мы с Виолеттой покатили по заложенному в навигатор треку, который вывел нас с шоссе на узкую дорогу в лес. Время было позднее: машины на пути не встречались, люди, конечно, тоже. Дорога шла в гору, приходилось хорошенечко работать, чтобы в нее заехать, но сил придавало и место, по которому мы катили. Лес казался странным и таинственным. Я начала даже бояться его: абсолютное спокойствие, безветрие, тишина. Птицы молчали. Навигатор подсказывал нам сворачивать на каменистую дорожку, уходящую в лес. Мы созвонились с Машей, которая сказала нам, что они уже проехали эту дорожку и примерно через два с половиной километра ждут нас. Мы решились заехать в лес. Катили по камням, опасаясь того, что можем проколоть камеру или рухнуть в одну из канав. Наконец, добрались до берега озера, на котором нас ждали Маша и Ваня.

Ребята завороженно осматривали место нашей предположительной стоянки: что-то вроде деревянного домика, внутри которого стол, скамьи, готовые дрова для жаровни, кухонная утварь. Туалет заколочен, подход к нему зарос травой. Но главное - абсолютная тишина и безмятежность. Поверхность озера - гладкая, зеркальная, деревья, трава - неподвижны, птичьих голосов не слышно. Все вокруг прекрасно, но прекрасно мертвенно.

Мы единодушно приняли решение, что оставаться на ночь в этом месте не хотим. Погрузили вел на крышу автомобиля, сами забрались в салон и почувствовали себя хорошо, только когда выбрались из леса на шоссе. Через три километра нашли кемпинг. Очень обрадовались, встретив человека, с которым договорились поставить палатки поближе к людям. Территорию кемпинга украшают фигурки маленьких лохматых получеловечков с длинными хвостами, а возле ресепшн что-то написано про диковинный лес троллей...

День десятый

От Тиведа до Скары. 88 километров.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Елена и Виолетта стоят на деревянном настиле у водоема. Между собой на уровне корпуса растягивают белое полотно, в центре которого логотип - схематично нарисованная голубка, обрамленная бело-сине-красной лентой в форме сердца. Над логотипом синяя надпись “Дом слепоглухих в Пучково”, под логотипом красная надпись www.domsg.ru. На Елене серая толстовка и бежевые брюки, подвернутые до колена. На Виолетте серые спортивные штаны и розовая толстовка, на голову накинут капюшон. Обе широко улыбаются. Небо плотно затянуто серыми облаками, на воде легкая рябь, на горизонте - темная лесополоса.

Сегодня мы потерялись. Немного. Время до обеда провели в кемпинге - очень тяжело было расстаться с местом палаточной цивилизации. Утром мы смогли вполне оценить преимущества постановки палаток в такого рода местах: туалетные домики, душевые с теплой водой, кухня с чайником, микроволновой печью, плитой, стиральной машиной, баня, детские площадки и площадки для игры в настольный теннис, футбол, волейбол, приозерный пляж и пристань с пришвартованными лодочками. Покидать это разнообразие бытовых удобств и приятных сердцу развлечений было непросто. Но к трем часам дня мы собрались с силами и все-таки оставили кемпинг на краю леса троллей...

Мы с Виолеттой, как обычно, выехали на велотандеме, Маша и Ваня - на автомобиле. Договорились встретиться через 40 километров. Со вчерашнего вечера наш маршрут усложнился за счет горного рельефа. Крутые подъемы, вопреки представлениям многих велосипедистов, на велотандеме преодолевать трудно. Мы заезжаем в горы, прилагая значительные усилия, так что иногда даже пропускаем повороты, обозначенные на треке. Так случилось и сегодня: незаметно уклонились от проложенного маршрута, преодолели непростой отрезок с сильным встречным ветром и остановились на краю деревушки с целью подробно изучить путевую информацию на навигационном устройстве. Которое, во-первых, сообщило нам, что мы ушли с маршрута, а во-вторых, пожаловалось на низкий заряд батареи.

Дело было плохо: запасные батареи были выложены из кармана веломайки перед стиркой и благополучно потеряны среди вещей в автомобиле, батарея телефона также была на исходе, а наши молодые организмы, несмотря на все эти невзгоды, требовали обеда.

Изучив карту и сопоставив возможные пути попадания на место встречи, Виолетта приняла решение двигаться вперед и выезжать уже на точку завершения маршрута сегодняшнего дня. Но даже для этого нам были остро необходимы батарейки...

Деревушка казалась небольшой, и найти в ней подходящий магазин представлялось делом сложным. Проехав немного вперед, Виолетта радостно сообщила, что на горизонте пункт общественного питания с мороженым! Мы затормозили, припарковали вел возле объекта стратегической важности и зашли внутрь магазина. Первым делом нашли холодильники с мороженым и приступили к выбору.

- Привет! - неожиданно услышали мы. Обернулись - рядом с нами стояли две девочки лет десяти.

- Вы русские? - спросила одна из них.

- Да, русские! - обрадовалась Виолетта.

- Я прочитала русские слова на футболке, - объяснила наша собеседница, - я тоже русская. Меня зовут Настя».

От нашей новой знакомой мы узнали, что находимся в деревне Махолм, русских, кроме ее семьи, там нет, а ближайшее кафе расположено в соседнем городке. Самое главное - Настя помогла нам найти батарейки для навигатора, а значит, наше дальнейшее передвижение обещало быть успешным.

Выйдя из магазина, мы присели на скамейку, чтобы наконец-то с наслаждением приступить к поеданию мороженого. Через пару минут к нам опять подбежала наша новая знакомая. Болтали больше часа. Узнали между прочим, что лес, в котором мы провели предыдущую ночь, по легенде, высаживали старые добрые тролли, что они до сих пор там обитают, а сама Настя совсем не хочет возвращаться в Россию, потому что там дети уже во втором классе зубрят таблицу умножения. Счастливые шведские школьники учатся умножать не раньше пятого класса и никогда не получают домашнее задание! Вот, конечно, весомый аргумент для того, чтобы остаться в этой стране навсегда. Сделали совместное фото - Настя объяснила, что к ним в деревню никогда не приезжали русские туристы, и мы своим появлением произвели в некотором смысле переполох. Да, а еще эта чудесная девочка, которая не знает таблицу умножения и не делает домашнее задание, прекрасно говорит на шведском, русском, английском и арабском языках...

Из Махолма мы выбрались позднее, чем хотелось бы. Заехали в соседний городок, чтобы все-таки подкрепиться пиццей, зарядить телефон и созвониться с ребятами. Договорились воссоединиться уже на конечной точке маршрута. По пути встретили молодого оленя, зайца и барсука.

День одиннадцатый и последний

От Скары до Венерсборга. 98 километров.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Елена в спортивной экипировке в цветах российского флага, шлеме и велоочках стоит у обочины дороги, правой рукой опирается на переднее сидение велотандема, левой - на руль. Смотрит вдаль. У края дороги высокая бежевая трава, за ней зеленое поле, линия электропередач и густая лесополоса. Голубое небо с кучевыми облаками подсвечивает заходящее солнце.

Ехали мы, ехали - и наконец приехали. Мы в Венерсборге! Здесь в 1886 году при приюте для незрячих детей было открыто отделение для нескольких слепоглухих учеников. Пройдя обучение, они оставались в приюте и трудились в мастерских, выполняя посильные работы. Это отделение стало первой в мире школой для слепоглухих детей. Спустя годы она была преобразована в институт для детей со множественными нарушениями, который затем был переведен в город Эребру. Сейчас именно там обучаются слепоглухие дети, а в здании школы в Венерсборге получают образование глухие и слабослышащие люди.

Сегодняшний отрезок маршрута начинался от города Скара, в котором, согласно одному из источников, было впервые организовано групповое обучение слепоглухих детей. Так или иначе, но мы заехали в Скару и нисколько об этом не пожалели. Город - музей, украшенный средневековыми памятниками архитектуры. Жемчужина исторического центра города - готический кафедральный собор, к которому было важно прикоснуться рукой. Стены собора украшены барельефами, рассказывающими об известных шведах эпохи Средневековья. Один из барельефов изображает и сам собор в миниатюре. Барельефы простые, с четкими линиями, так что изображение оказывается узнаваемым и хорошо понятным даже человеку без зрения. Это напомнило мне разговор с мастером-резчиком из студии «Наследие», который уверен, что архитектура в Средневековье придерживалась принципов универсального дизайна, то есть была визуально приятна для созерцателей с хорошим зрением, а вместе с тем тактильно понятна незрячим людям.

Ближе к Венерсборгу рельеф шведских земель заметно изменился: на смену полям пришли скалы, а озера уступили место Балтийскому морю. Из представителей фауны встретили парочку змей и зайца, который что-то искал в помойном баке на заднем дворе школы в Венерсборге и даже ухом не повел при нашем приближении и попытках запечатлеть его на камеру.

Завтра выезжаем в Стокгольм.

На этом я завершила свой небольшой отчетный дневник, потому что и велопробег успешно финишировал. После того как мы на исходе одиннадцатого дня путешествия, исследовав несколько дворов похожих на школу зданий, все-таки обнаружили заветный объект, нам ничего не оставалось делать, как только расслабиться и начинать обратный путь. В столь поздний час в центре Венерсборга мы нашли только один работающий магазин с продавцами-арабами для покупателей-арабов. Там мы смогли купить питу из ржаной муки, сыр и ананасово-апельсиновый сок и более-менее сносно поужинать. Пару часов подремали в машине на стоянке и на рассвете выехали в сторону Стокгольма.

По плану между днями езды в Швеции у нас был день отдыха, но мы пропустили его и сэкономили денечек на знакомство со столицей. Добравшись до Стокгольма, разбили палатки в кемпинге в одном из отдаленных районов города и целый день просто гуляли по историческому центру. Вечером следующего дня отплыли на пароме в Хельсинки. Волновались при пересечении границы между Финляндией и Россией. Казалось невероятным то, что внимательные и законопослушные фины не обратят внимания на сумасшедшее превышение скорости во время нашей гонки на паром. Но произошло чудо: нас выпустили из Финляндии без штрафов!

Теперь можно было точно сказать, что челлендж-велопробег «Ехать. Доверять. Жить.» был благополучно завершен. И хотя в путешествии принимали участие только четыре человека, состояться оно смогло при поддержки и помощи многих прекрасных людей. Огромная благодарность тренеру по велоспорту слепых Илье Киреенко и его супруге Надежде, ребятам, которые нашли возможность присоединиться к велопробегу в Москве и Санкт-Петербурге, и тем людям, которые поддержали его материально, следили за ним в социальных сетях и тоже становились частью одного большого дела.

Первую часть путевых заметок читайте по ссылке. Вторую часть заметок о велопробеге в поддержку Алены Капустьян можно найти здесь. Сделать пожертвование на оплату тьютора для Алены можно по ссылке.

«Я бы хотела учиться дальше, чтобы получить среднее профессиональное образование. Я выбрала специальность «социальный работник» потому, что хочу помогать таким же людям, как я, разрабатывать проекты для них, организовывать мероприятия. Я хорошо понимаю, в чем нуждаются люди с инвалидностью, - говорит Алена Капустьян. - В дальнейшем мне бы хотелось также поступить в медицинский колледж и получить профессию массажиста, изучать и использовать разные виды массажа, дарить людям здоровье и красоту».

Мечты Алены непременно осуществятся, и впереди у нее годы обучения в колледже РГСУ, куда ее готовы принять. Чтобы слепоглухая девушка могла получать образование наравне с другими студентами, ей необходима поддержка тьютора - человека, который во время занятий будет находиться рядом с ней и при помощи дактильной азбуки передавать слова преподавателя. Работа такого специалиста должна оплачиваться и, к сожалению, не за счет государства, а только за счет средств благотворительной организации. Стоимость услуг тьютора на год составляет 420 тысяч рублей.