Camp Abilities - это семидневный спортивный лагерь для детей с нарушением зрения и слепоглухотой в возрасте от шести лет. Он проводится в США уже более 20 лет подряд, а в последние годы распространился по всему миру. Автор портала «Особый взгляд» Ксения Николаева делится своими впечатлениями от стажировки в лагере.
Одним из самых ярких впечатлений от моей стажировки в Школе Перкинса стало участие в уникальном спортивном лагере Camp Abilities («Лагерь возможностей») для детей и подростков с нарушением зрения из разных уголков страны. Я была поражена слаженностью и размахом проделанной работы. Во время весенних каникул 20 учеников жили дружной командой в кампусе на территории школы и принимали участие в спортивных и творческих мероприятиях под чутким руководством профессионалов спорта, педагогов и волонтеров. Достижения и личный прогресс ребят поражал воображение.
Идея проведения Camp Abilities возникла летом 1996 года в городе Брокпорт (штат Нью-Йорк, США) у доктора наук Лауры Либерманн - знаменитого американского специалиста в области адаптивной физической культуры, профессора Колледжа в Брокпорте при Государственном университете Нью-Йорка. Лаура Либерманн была убеждена в том, что нельзя лишать детей с сенсорными нарушениями положительных эмоций от самостоятельных движений и активного досуга. Она решила собрать небольшую группу воспитанников и предложить им попробовать себя в адаптированных видах спорта: легкой атлетике, гимнастике, голболе, бейсболе, стрельбе из лука. В перерывах между занятиями в лагере организовали игры, встречи с интересными людьми, экскурсии и прогулки. Результаты не заставили себя долго ждать, а движение Camp Abilities вскоре распространилось на всю Северную Америку и даже за ее пределами.
На фото: директор лагеря Лаура Либерманн
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на оранжевом фоне. У светлой стены стоит женщина лет пятидесяти, скрестив руки под грудью. У нее черные густые волосы до плеч, овальное лицо, широкая улыбка. На левом запястье электронные часы, на шее бусы. Поверх черной майки на ней надет серо-коричневый блейзер с ажурным рукавом.
Своей основной миссией организаторы движения Camp Abilities ставят наиболее полное раскрытие потенциала каждого ребенка в спорте и повседневной жизни. Они отдают предпочтение индивидуальной работе: каждый участник лагеря может получить помощь от волонтера, войти с ним в доверительные отношения, научиться вместе выполнять задачи и подружиться на долгие годы. Такая совместная деятельность позволяет достичь максимальных результатов в освоении новых движений и правил спортивных игр, личностном росте и преодолении трудностей.
Программа лагеря
Каждый лагерь Camp Abilities уникален, программа зависит от города и организации, специалистов и волонтеров. Иногда в рамках спортивного лагеря параллельно проводится курс подготовки специалистов по адаптивной физической культуре, в течение которого участникам читают лекции и проводят тренинги, организуют совместные мероприятия с детьми. Обязательно проводятся научные исследования по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту. Ежегодно расширяется и перечень видов активности, которые включаются в программу: ученики могут попробовать себя в дзюдо, футболе, шоудауне, скалолазании, плавании на каяках, танцах и многом другом.
На фото: участники лагеря Camp Abilities, Вашингтон, 2016 г.
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на голубом фоне. Групповое фото. Дети и взрослые всех возрастов в три ряда выстроились на лужайке и улыбаются. Люди в первом ряду сидят, во втором стоят на коленях, в третьем стоят. Все в одинаковых желтых и голубых майках с аляповатым рисунком. За ними пара деревьев и строение из красного кирпича с белыми панелями.
В качестве наглядного примера я поделюсь своим впечатлением от спортивного лагеря, организованного в Школе Перкинса для слепых весной 2018 года. Начнем с того, что это мероприятие - одно из самых долгожданных для юных участников и самих организаторов. К нему начинают готовиться более чем за полгода до даты заезда.
С наступлением весенних каникул в отдельный вместительный коттедж на территории кампуса съезжаются участники из близлежащих к Школе Перкинса штатов. Часто это дети из инклюзивных или частных школ, которые очень ждут встречи со сверстниками, любящими активный образ жизни. В состав группы входят 10 мальчиков и 10 девочек старшего и среднего школьного возраста с различными нарушениями зрения. Ребята заселяются в комнаты по двое. Каждому из них назначается волонтер, который помогает им в сопровождении на протяжении всей недели. Для всей группы работает координатор по коттеджу, а также команда учителей по адаптивной физической культуре.
Каждый день дети все делают вместе. Для налаживания коммуникации в расписание включаются психологические тренинги на взаимодействие, игры и свободное общение. В перерывах между спортивными занятиями у детей всегда есть время на совместное творчество, они могут послушать музыку, потанцевать и просто пообщаться.
Подъем ранний, в 7.30 утра. Завтрак, обед и ужин всегда совместные, в общей столовой. Поддерживать чистоту в корпусе ребята тоже учатся самостоятельно. В течение дня участников ждет три-четыре спортивных занятия, а это около шести-восьми часов активности на свежем воздухе или в спортивном зале. Обязательно организуют и выезды на спортивные базы за пределами школы. Это может быть лодочная станция, скалодром, бассейн или крупный стадион. Детям предлагают посетить настоящие спортивные соревнования или встретиться с действующими спортсменами, например, командой по бейсболу.
Моя миссия в лагере заключалась в проведении занятия по русскому народному танцу и спортивному рок-н-роллу. Мы сделали зажигательную разминку под музыку, изучили базовые элементы и даже попробовали поставить несколько танцевальных комбинаций в группе и парах. Это был очень ценный опыт, так как дети попробовали новый для себя вид активности и открыли еще один стиль музыки и движений. А мне посчастливилось прикоснуться к увлекательнейшему событию из мира адаптивной физической культуры – «Лагерю возможностей», который полноправно носит это гордое имя.
Адаптация видов спорта для детей с сенсорными нарушениями
Есть великое множество вариантов для приспособления правил и техники вида спорта к возможностям особенных детей. Например, для удобства заброса мяча в баскетболе можно использовать корзины, установленные на низкой стойке. Для попадания в цель при стрельбе из лука можно прикрепить к мишени небольшие воздушные шарики контрастного цвета и простое озвученное устройство для локализации места броска. При игре в бейсбол мяч для броска и биту можно сделать более крупного размера, а сам мяч поставить на высокую стойку-конус, которая бы позволила, прицелившись, нанести точный удар. Бег по стадиону удобно организовать при помощи бегуна-лидера, с которым ребенок будет двигаться вместе, имея контакт за палочку или веревку. Другой вариант - самостоятельный бег с прослеживанием рукой по карабину, скользящему вдоль веревки, натянутой над беговой дорожкой.
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на розовом фоне. Мальчик и девочка лет двенадцати бегут рядом по асфальтовой дорожке. Они в одинаковых ярко-розовых футболках с черными надписями Camp Abilities. У мальчика короткие русые волосы, черные очки, под грудью оранжевая табличка с номером 005. У девочки очки, русые волосы собраны назад, украшены розовым ободком, на шее свисток. Они держатся за концы короткой веревки. За ними еще одна пара бегунов, лужайки и двухэтажные кирпичные строения.
Велосипедные прогулки можно провести на велосипеде-тандеме, плавание – в специальных плавательных средствах. Любой вид активности можно адаптировать к возможностям ребенка, используя облегченный, яркий, контрастный инвентарь различной текстуры и размера. Все зависит от фантазии и компетентности специалистов!
Залог успеха в освоении упражнений и правил – выделение достаточного времени на объяснение, частые повторения заданий и грамотная коррекция ошибок. Ребенку с особенностями развития требуется больше внимания, качественные наглядные пособия, а также более длинные паузы для осознания полученной информации. Спешка и работа на скорость точно не союзники в нашем деле.
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на зеленом фоне. Темнокожая девочка лет двенадцати, оттолкнувшись от асфальтовой дорожки, делает прыжок в длину над настилом с песком. Ее ноги широко расставлены, руки подняты вверх, рот открыт в радостном крике. На ней синяя толстовка, белые лосины, розовые кеды, черная шапка и черные очки. За выполнением прыжка наблюдает мужчина лет пятидесяти в такой же шапке и черном спортивном костюме. За ними беговые дорожки стадиона и малоэтажные кирпичные строения.
Перспективы
С каждым годом число городов и даже стран, желающих организовать подобный лагерь, увеличивается. В 2018 году провели уже 20 спортивных лагерей в восьми странах мира, включая Грузию, Латвию, Бразилию, Бангладеш, Португалию и Коста-Рику.
Для проведения лагеря в других странах на официальном сайте организаторов представлена подробная информация о подготовке места, персонала, организации досуга и др. В помощь новичкам на сайте выложено методическое пособие Camp Start Up Manual («Руководство по запуску лагеря») на английском языке. При организации первого лагеря методическую поддержку на месте оказывают представители движения Camp Abilities из других стран. Часто директор Лаура Либерманн приезжает сама, чтобы наладить работу нового лагеря и вдохновить организаторов на достижения.
К сожалению, пока Россия не примкнула к числу участников «Лагеря возможностей», но наши американские коллеги готовы помочь в организации первого лагеря на территории РФ. Будем надеяться, что и у нас найдется время, место и талантливые кадры, чтобы подарить детям радость и полноту жизни в движении.