Об авторе уникальной методики адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с комплексными нарушениями развития, читайте в статье Ксении Николаевой.
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он - совершенный учитель».
(Л.Н. Толстой)
Людмила Николаевна Ростомашвили — почетный работник общего образования РФ, доктор педагогических наук, доцент, имела два высших образования - в области физической культуры и дефектологии. Всю свою жизнь она посвятила науке, была включена в список «Золотой фонд профессионалов» Санкт-Петербурга и отмечена рядом наград, в числе которых орден «Честь и благородство», золотая медаль Специального олимпийского комитета и медаль Петра Лесгафта за заслуги в спортивной науке и образовании. Она умело сочетала в себе фундаментальные знания, любовь к людям, жертвенность, усердие, уважение - и этим эликсиром подпитывала людей вокруг себя.
Первые шаги в педагогике
Людмила Николаевна родилась в Зугдиди (Грузия) 25 октября 1950 года. В младших классах она решила «преодолевать себя» и начала заниматься в секции спортивной гимнастики. Упорство и трудолюбие помогли 17-летней девушке получить звание мастера спорта. По окончании школы она поступила и успешно окончила Грузинский институт физической культуры и спорта, а в 1970 году начала работать детским тренером по спортивной гимнастике. Тогда она еще не предполагала, что вскоре станет заниматься развитием нового для России направления в науке и образовании - адаптивной физической культуры для лиц с нарушениями зрения и сложными (комплексными) нарушениями развития.
После замужества в 1971 году Людмила Николаевна переехала в Ленинград и год работала инструктором по лечебной физкультуре. Вскоре родились любимые дочки – старшая Ия и младшая Татьяна. Семья несколько лет жила в Североморске, где Людмила Николаевна работала тренером по спортивной гимнастике в спортшколе, воспитывала юных чемпионок, стала судьей республиканской категории, вывозила команду на соревнования. А после переезда обратно в Ленинград стала тренером по плаванию для детей дошкольного возраста.
С 1985 года Людмила Николаевна начала работать учителем физкультуры в Школе-интернате №1 для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота в Санкт-Петербурге. Она глубоко погрузилась в новое дело, скрупулезно осваивала тонкости взаимодействия с детьми с нарушением зрения, поступила в знаменитый педагогический университет РГПУ им. А.И. Герцена и получила второе высшее - дефектологическое - образование. Через некоторое время ее назначили на должность заместителя директора школы по воспитательной работе.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Кабинет биологии. Перед первыми партами стоит Людмила Николаевна. Ее взгляд обращен к аудитории, она о чем-то рассказывает, в руках держит белую трость. На ней черная юбка, белая водолазка и бежевый жакет с витиеватым черным рисунком. Образ дополнен черной брошью и комплектом сережек и бус. Парта рядом с ней завалена разными предметами. Позади нее на металлическом стержне закреплена модель скелета человека. На стенах висят плакаты - пособия по анатомии.
Научная деятельность
Людмила Николаевна использовала накопленный в школе практический материал для подготовки кандидатской диссертации на тему «Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания», успешно защищенной в 1999 году. Людмила Николаевна стала автором уникальной методики адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей, утвержденной комитетом по образованию администрации Санкт-Петербурга.
Научные интересы Людмилы Николаевны были необычайно широки. Она занималась профессиональной подготовкой специалистов, исследовала вопросы физкультурной и образовательной интеграции детей с особенностями развития, изучала особенности психофизического развития детей со сложными нарушениями развития, работала с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, и разрабатывала программы коррекционно-педагогической помощи детям.
Важным направлением ее работы стало адаптивное физическое воспитание детей со сложными (комплексными) нарушениями развития - в российской науке к тому моменту никто этим не занимался. Людмила Николаевна поступила соискателем в докторантуру НГУ им. П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге и в течение нескольких лет проводила педагогические эксперименты в коррекционных образовательных учреждениях, в том числе и в знаменитой школе-интернате для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде, куда она неизменно ездила несколько раз в год и привозила на практику группы своих подающих надежды студентов. Она была профессором университета с 90-х по 2016 год. В 2014 году защитила докторскую диссертацию на тему «Педагогические технологии в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития». Актовый зал университета в день защиты был полон, коллеги встретили Людмилу Николаевну овацией. За заслуги в спортивной науке и образовании ей вручили медаль Лесгафта и присвоили звание «Почетный Лесгафтовец».
С 2001 года по инициативе легендарной ученой, ректора Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга Людмилы Михайловны Шипицыной, Людмилу Николаевну пригласили занять должность декана факультета адаптивной физической культуры в Институте специальной педагогики и психологии.
Людмила Николаевна ежегодно читала курсы повышения квалификации для специалистов в различных регионах страны, активно привлекала к волонтерской и научной деятельности своих многочисленных учеников.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Групповое фото в коридоре института. 11 женщин и мужчина разных возрастов стоят в два ряда. Одна из них держит букет. Все улыбаются. В первом ряду стоит Людмила Николаевна Ростомашвили. У нее в руках бумаги и папка. Позади группы на стенах висят информационные стенды.
Методические пособия
В общей сложности Людмила Николаевна опубликовала более 150 научных работ, которые вошли в основной фонд российской системы подготовки специалистов. В частности, она была соавтором первых учебников по адаптивной физической культуре в России, входила в редколлегию журнала «Адаптивная физическая культура» и была членом президиума Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга.
Людмила Николаевна стала автором первых учебных пособий по адаптивной физической культуре детей со сложными нарушениями развития. В них рассматриваются особенности организации учебного процесса, впервые представлены коррекционно-развивающая программа и методика адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития. Пособия предназначены для студентов, аспирантов, преподавателей, специалистов по адаптивной физической культуре, а также родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Особое внимание в изданиях уделяется методике диагностирования, а также приемам, облегчающим усвоение детьми инструкций педагога.
В учебно-методическом пособии «Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития» (2015 год) впервые говорится о трудностях в обучении двигательным действиям детей данной категории, а также о педагогических технологиях.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На желтом фоне обложка учебного пособия зеленого цвета. В центре название: «Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития».Выше фамилия и инициалы автора: «Л.Н. Ростомашвили» - и логотип: в оранжевом прямоугольнике белый овал, в котором схематично, лицом друг к другу, изображены взрослый и ребенок в инвалидных креслах, между ними зеленый баскетбольный мяч. Вокруг логотипа надпись: «Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья».
Мудрость и дар сопереживания
Людмила Николаевна всегда любила детей: когда рядом находился ребенок, она вся преображалась, расцветала и стремилась всем сердцем подарить ему частичку своей теплоты.
Студенты и преподаватели уважали ее за тактичность, мудрость, честность, неравнодушие и усердие. Многие могли найти в этом человеке и внимательного собеседника - участливого, сопереживающего чужой боли. Людмила Николаевна вникала в тонкости трудной жизненной ситуации учеников и коллег, всегда находила силы и время, чтобы оказать им поддержку. Помимо высочайшего профессионализма и трудоспособности она обладала неугасимым оптимизмом, умела сближать людей, воодушевлять их. Под руководством Людмилы Николаевны были подготовлены два кандидата наук и множество дипломированных специалистов. Выпускники сами стремились попасть под научное руководство блестящего преподавателя.
Людмила Николаевна активно принимала участие в городских, всероссийских и международных конференциях и семинарах по адаптивной физической культуре. С 2014 года она сотрудничала фондом поддержки слепоглухих «Со-единение»: приезжала с лекциями в первую Летнюю школу для специалистов в Алуште, выступала модератором секции по адаптивной физкультуре на первой международной конференции по вопросам слепоглухоты в Москве, привлекала и готовила молодых специалистов к сотрудничеству и участию в волонтерской деятельности фонда.
В ее планах было множество прекрасных проектов. Но, к сожалению, болезнь унесла ее жизнь очень рано: 7 декабря 2016 года Людмилы Николаевны не стало. Но человек жив, пока живы воспоминания о нем, пока его дело продолжается родными и учениками.
Старшая дочь Людмилы Николаевны, тифлопсихолог, кандидат психологических наук, доцент Ия Евгеньевна Ростомашвили вспоминает:
«С самых первых дней жизни мама поверила в меня, ни разу вслух не назвав меня больным ребенком (в связи с нарушением зрения - прим. ред.), и задала – как для себя в плане моего воспитания, так и для меня – высокую планку: не останавливаться на достигнутом, бороться во что бы то ни стало. И сама своим примером, своей жизнью всегда была образцом для подражания. В моей семье не было инвалида. Мы ходили в походы, меня ставили на лыжи, и, пускай я не преодолевала трамплины и шла на беговых лыжах медленнее других, главное – я на них стояла. Людмила Николаевна была удивительной мамой, готовой раствориться в своих детях, отдать всю себя и всю свою жизнь, источая искренние до глубины души, чистые лучи любви, однако при этом умела предоставить свободу выбора и самостоятельность, что позволило мне вырасти, купаясь в бесконечной любви, сильной личностью: неунывающей, оптимистичной, преодолевающей».