Охота за впечатлениями: фестиваль особых и инклюзивных театров

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На авансцене рядом стоят две женщины. Блондинка в длинном красном платье и темных очках держит у рта микрофон, брюнетка в зеленом в белый цветок платье до пят с папкой в руках смотрит на вокалистку. По всей ширине сцены выстроились мужчины и женщины разных возрастов в разношерстных театральных костюмах. Некоторые из них поднимают руки над головой, улыбаются. Декорации: аркада и полотно с изображением античного города.

В апреле в КСРК ВОС прошел театральный фестиваль «Пространство равных возможностей» — всероссийский смотр любительских инклюзивных и особых театров. Колумнист «Особого взгляда» Лариса Овцынова побывала на спектаклях сразу в двух качествах: зрителя и участницы московского коллектива «Резонанс». В своей новой статье она делится впечатлениями о спектаклях со всей страны.

Любите ли вы театр? На этот вопрос «неистового Виссариона», как называли его в свое время, многие ответят: «Да, конечно». А любите ли вы театр так, как люблю его я? Любите ли вы театр не только с наружной, праздничной стороны, но и изнутри? Любите ли погружаться с головой в его глубины и находить там радость, и мучительные сомнения, и разочарования, и усталость? Проще говоря, готовы ли вы отдавать театру свою душу, время и силы, особенно если вы не профессиональный актер? Участники фестиваля «Пространство равных возможностей» без сомнения ответят «да».

Участники фестиваля — это 17 любительских коллективов из 14 российских городов. География очень разнообразна: от Якутска к столице через Иркутск, Хабаровск, Челябинск и Пермь; коллективы с Волги: Саратов, Волгоград, Ульяновск, Кострома, Ярославль; театры из Курска, Рязани и Санкт-Петербурга. А хозяйка праздника Москва была представлена аж четырьмя труппами.

В творческий совет фестиваля вошли критики Мария Честных, Ассоль Овсянникова и Елена Глебова, специалист отдела театрального искусства и детского художественного творчества Государственного российского дома народного творчества имени Поленова Динара Абдуллина и художественный руководитель КСРК ВОС Анатолий Хаялетдинов. Приветственное слово участникам прислал московский театр «Эрмитаж».

На торжественном открытии выступила актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Лариса Лужина, которая уже 15 лет заседает в жюри международной премии «Филантроп» (премия вручается людям с инвалидностью раз в два года за выдающиеся достижения в области культуры и искусства — прим.ред.) Лариса Анатольевна порекомендовала артистам взять в свою «литературную аптечку» «таблетку» от Виктора Бокова: «...жизнь — это чудо, а чудо не запретишь. Да здравствует амплитуда — то падаешь, то летишь».

Жанры и темы

Палитра впечатлений этого большого театрального действа оказалась чрезвычайно красочной и разнообразной: спектакли разных жанров, настроения и проблематики — как говорится, на любой вкус.

Здесь и совсем традиционная комедия «Женитьба Бальзаминова» студии «Данко» (Курск), и другая русская классика: трагикомедия «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского (театр «Внутреннее зрение», Москва) и пьеса-шутка «Юбилей» А. Чехова (Ульяновск).

Водевиль «Дамы и гусары» коллектива «Талисман» (Челябинск) и комедия «Мирандолина» по мотивам пьесы Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы» (театр «Ковчег», Кострома) живо и ярко, но каждая на свой лад рассказывают вечную историю о превращении женоненавистников в нежных влюбленных, восхищающихся своей избранницей. Бравые гусары в первую минуту появления на сцене заявили: «Последняя женщина изгнана из нашего дома», но ликование их оказывается недолгим. Вскоре нагрянула шумная компания сестер хозяина, и мечтам о дружной холостой компании пришел конец. В финальной сцене те же гусары признаются: «Нам пришлось капитулировать перед вами». Грамотно выдержаны атмосфера, стиль спектакля и амплуа героев. Мирандолина же у Гольдони легко и изящно в одиночку покоряет своего постояльца, хоть он и считает себя неуязвимым для женщин.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Сцена из спектакля. Те же декорации. На подиуме с рельефным рисунком стоят двое. Стройная брюнетка в длинном красном платье с вырезом от бедра и воланом по нижнему краю страстно прижимает пальцы левой руки к губам, будто готовится отправить воздушный поцелуй седовласому мужчине, что стоит рядом. Он прижимает ладони к груди, оторопело смотрит на девушку. У него седые усы и бородка. На нем белая ночная рубашка в пол с длинными объемными рукавами. Волосы девушки растрепаны, на голове ободок с красными цветами.

Сказочная тема воплотилась в трех спектаклях-сказках на новый лад. Музыкальный спектакль — практически мюзикл с песнями и танцами — «Летучий корабль» сыграли юные актеры из школы 1529 имени Грибоедова: сценическую жизнь обрели герои одноименного мультфильма. Хотелось бы отметить слаженность актерской команды, в том числе в танцевальных номерах. Приятно было слышать хорошо поставленные и исполненные вокальные вставки. Поэтическую «Золушку» привезли ребята из Рязани. Их версия по форме совсем не похожа на оригинал: герои изъясняются стихами, а действие сопровождается миксом из современных песен. «Сказочный микс» — но уже для взрослых — предложил театральный коллектив «Оптимист» из Саратова. Всем известные сказки: «Каша из топора», «О рыбаке и рыбке», «О Бабе Яге» — объединила очень колоритная бабушка-сказительница. В каждой, конечно, и намек, и урок. Например, дед потерял меру в своих желаниях. Возжелал он, чтобы бабка его стала вновь молодой. Золотая рыбка исполнила просьбу, но дед-то остался дедом. О том, что из этого вышло, и узнали зрители.

Лирическая комедия «Альтернативное мышление» театра-студии «Комедианты» (Ярославль) и спектакль «Физики» театра «Фьюжн» (Хабаровск) поднимают не менее вечную тему: можно ли убежать от мира и возникших в нем проблем, укрывшись в другом мире — мире душевнобольных людей? Оказывается, нет. Хотя мир фантазий и кажется иногда привлекательным, а уход из реального мира вроде должен принести пользу, но, увы, такие жертвы оказываются напрасными. Как для главного героя спектакля «Физики» — гениального ученого, который хотел сберечь мир, понимая, что люди будут использовать его открытия лишь для разрушения.

В композиции «Та минута любви, что продлится века» «Литературный театр» из Санкт-Петербурга рассказал о поэтическом романе Константина Бальмонта и Мирры Лохвицкой. В спектакле были заняты лишь два актера — он и она. Вдумайтесь, прошел целый век, а мы до сих пор с замиранием сердца внимаем хрустальному звону строчек поэтов Серебряного века!. Как они чудесно звучат, и чувства все такие близкие: окрыленность любви, печаль разлуки, тоска по родной душе.

Свое особое место в этом параде занял «Театр мимики и жеста» Московского общества глухих, где актеры говорят на жестовом языке, и действие насыщено активным движением, танцами и пантомимой.

Иркутский театр «Надежда» представил комедию «Прибайкальская кадриль» из жизни современной деревни. Здесь, однако, то же не обошлось без пикантной детали — обмена мужьями. Ситуация пошла на пользу: все возвращается на круги своя, и в этом герои обретают счастье.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На освещенной авансцене темноволосый мужчина лет шестидесяти в светлых брюках, рубашке, жилетке и галстуке приобнимает за талию стройную женщину в длинном красном платье с опущенными плечиками. Ее кудрявые темные волосы убраны в высокую прическу, она нежно прикладывает правую ладонь к лицу мужчины. Они смотрят друг на друга. Справа от них стоит деревянный стул, на спинку наброшена горжетка из темного меха.

Поучительную, как и все притчи, историю «Дом моего сердца» рассказал театр «Слова, слова, слова...» из Перми. Здесь добрые чувства изгоняют зло из дома Души — главного героя.

Якутские артисты предложили зрителям насладиться фольклором своей земли. Они пели и говорили по-якутски, а в наушники подавался русский перевод. Якутские песни стали предметом внимания главного героя спектакля «Алаасырыата» — «Песнь Алааса», который отправился из города в глубинку ради песен и талантливой молодежи.

Московский радиотеатр «Резонанс» представил авторскую работу режиссера Ирины Некрасовой — театральный каламбур «Ай, да Пушкин». В него вошли две шуточные поэмы: «Граф Нулин» и «Домик в Коломне», переходящие в веселый микс из пушкинских сказок в финале. Действующие лица могли мгновенно перевоплотиться во время спектакля: из поэта и рассказчика в кухарку или из музы в надменную графиню, а затем в приятельницу старушки-матери. Но Александр Сергеевич, который стал одним из главных героев постановки, оставался самим собой на протяжении всего действа.

Еще один спектакль-метаморфозу — серию зарисовок по стихам Жака Превера — привез театр «Пламя» (Волгоград). Он так и называется: «Урок превращений». Девушки могли превратиться в улиток, а мужчины — в их панцирь-домик. Сцену перенесли прямо в зал, что сближало актеров и зрителей и создавало атмосферу квартирника.

Совершенно разным оказался и возраст коллективов и их участников. Бесспорный ветеран сцены — московский театр «Внутреннее зрение» — в прошлом году отметил полувековой юбилей. А театр из Хабаровска «Фьюжн» и московский «Резонанс» лишь завершают свой второй сезон. На сцену выходили и совсем юные артисты — школьники из Рязани и Москвы.

Тифлокомментирование

Показы проходили в большом и малом залах КСРК ВОС. Все спектакли сопровождались тифлокомментариями. Необычным опытом стала адаптация спектакля московского театра мимики и жеста «Женитьба Дон Жуана» для незрячих зрителей. Помимо комментария, воспринимаемого через наушник, диктор озвучивал текст, который актеры представляли с помощью мимики и жестового языка.

Победители

Победителей объявили 12 апреля. Якутск получил диплом «За талантливое продвижение национальной культуры», Челябинск — «За самую яркую зрелищную постановку», московский «Резонанс» — «За самую оригинальную режиссерскую работу». Были отмечены и лучшие актерские работы. Дипломы за лучшую женскую роль первого плана вручили Анастасии Шведовой (Ульяновск), Владилене Колиничевой (Санкт-Петербург) и Ирине Пыхаловой (Ярославль). Лучшими исполнительницами ролей второго плана признали Анастасию Рыбушкину (Волгоград), Лидию Косареву (Челябинск), Аделю Неуструеву (Саратов). Лучшие мужские главные роли исполнили Сергей Бегунов («Внутреннее зрение», Москва), Семен Егоров (Кострома), Алексей Тиунов (Иркутск). Среди исполнителей ролей второго плана отметили Демьяна Зайчика (Курск), Антона Тринадсадку (Хабаровск) и Андрея Яшкина («Резонанс» Москва).

С уверенностью можно сказать, что впечатлений и участникам, и гостям хватит надолго, а приобретенный опыт еще предстоит осознать и применить. Играть больше, играть лучше — вот девиз творческих команд, собравшихся на фестивале. Ведь тот, кто испил из волшебной чаши напитка под названием театр, не откажется от него никогда!