Инклюзивное творчество: арт-терапия и выход из «инвалидного гетто»

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: Тифлокомментарий: цветная фотография. В комнате с большими окнами стоит женщина с высоко поднятой головой и смотрит вверх перед собой. У нее короткие фиолетовые волосы и помада в тон, в ушах маленькие серебряные серьги. Это Ирина Поволоцкая.

Что помогает слепоглухим людям преодолеть депрессию? Литератор, художник, психолог, театральный и общественный деятель с нарушением слуха и зрения Ирина Поволоцкая отвечает: «Творчество». О том, как искусство вывело ее на путь возрождения, Ирина рассказала на международном круглом столе в Королевском институте глухих «Кенталис» (Нидерланды). Портал «Особый взгляд» публикует доклад Ирины «Арт-терапия в психо- и социореабилитации людей с ограничениями по слуху и зрению: инклюзия, интеграция, профессионализм».

Свой взгляд на проблему я основываю на личном жизненном опыте, а также как психолог, как актриса, эксперт, и медиатор между слепоглухими и другими участниками экспериментального проекта «Прикасаемые»/In-Touch с самого его начала. И это скорее попытка переосмысления, личный, чем просто деловой доклад. Здесь я тезисно изложу самые важные, на мой взгляд, моменты. Более детально об этих вопросах я размышляю в своей автобиографической книге «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю», которая скоро будет завершена и издана.

Так вот, в книге есть глава, где я пишу о том, как потеряла последние остатки зрения и выходила из депрессии. Я постоянно откладывала написание этой главы на потом, потому что было очень тяжело вспоминать об этом. Когда я все же решилась, в момент написания у меня тряслись руки от нахлынувших переживаний тех дней. Я несколько раз перечитывала и переписывала текст - и в какой-то момент, перечитывая в очередной раз, поняла, что я спокойна. Это сила литературного творчества. Так же происходит и со стихами, когда я через них выражаю боль или радость. Это психотерапия через прозу и поэзию.

Что же помогло мне выйти из самой депрессии, в которой я находилась несколько лет? Для меня самой это было неожиданно, но каким-то чудесным образом оживление моей умирающей тогда души произошло с помощью танца - танца фламенко! С тех пор я начала свое возрождение, и у меня появился творческий псевдоним Фиолетовая Фея Феникс. После танцев в моей жизни появился театр, вернулась возможность рисовать, я начала снова писать прозу и сочинять стихи. Несмотря на ограниченные возможности здоровья, стало появляться все больше и больше возможностей для жизнедеятельности и самовыражения.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлый зал с большими окнами и паркетным полом. На переднем плане молодой мужчина-актер и Ирина Поволоцкая. Мужчина сидит на полу в центре зала. Левой рукой он опирается о пол, а правую вытянул вперед и вверх. Перед ним стоит немного наклонившись Ирина. Она держит мужчину за левую руку и тянется к нему. На мужчине серая футболка, черные штаны и белые носки. На Ирине фиолетовая туника и черные леггинсы. К ним подходит человек с бритой головой. На нем красная рубашка-поло, серые спортивные штаны и серые носки. Он протягивает руку в сторону Ирины. Все трое улыбаются.

Чтобы жить, а не просто существовать и выживать, нужно творить, а не только удовлетворять бытовые потребности. Абрахам Маслоу говорил о самоактуализации как высшей потребности человека. Возможна самоактуализация и через творчество. Человек может быть ограничен телесно или ментально, но дух человека не имеет границ.

«Психо» с латинского переводится как душа. Арт-психотерапия - это исцеление души и исцеление душой. Будь то живопись, скульптура, театр, кино, музыка, литература, поэзия, танец и т.д. - любое настоящее искусство - доброе творчество. Человек - это прежде всего душа, а только потом тело. Душа первична, остальное вторично. Если душа хочет жить и развиваться, то каким-то чудесным образом находятся возможности и помощь.

Прекрасно, что сейчас в разных странах довольно много творческих проектов, театральных трупп для людей с разными ограничениями по здоровью. Есть особые театры, особые фестивали, особые пространства для таких людей. Это все нужно, и хорошо, что это все есть. Но я хотела бы сделать акцент на том, что нужно переосмысливать и начинать менять то, что можно назвать «инвалидным гетто», - такие вот социальные резервации. Все наши уникальные проекты: «Прикасаемые», «Живые картины», «Чайка.Фрагменты» и др. - это наглядный пример психотерапии и социореабилитации через искусство, уже в международном масштабе.

На фото: сцена из спектакля «Прикасаемые»/In-Touch

Тифлокомментарий: цветная фотография. На сцене группа из семи женщин в длинных платьях разных цветов. Они стоят в форме треугольника, каждая из них положила руку на плечо женщины впереди. Во главе треугольника стоит Ирина Поволоцкая в фиолетовом платье и жестикулирует. На полу вокруг женщин лежит красный канат, над ними висит красный светящийся шар. В левом дальнем углу сцены женщина в белом платье играет на арфе. Сзади висит экран, на который проецируется текст на английском языке — это слова Ирины. Перевод текста: «Через туманности промчаться огневые, услышать шепот запредельных звезд - я улететь мечтаю с шарика земного, к живому свету квантовых дорог».

Подводя итог, можно говорить о «трех китах» социо- и психореабилитации посредством арт-терапии - трех главных составляющих успеха, которые позволяют преодолеть уровень «кружков самодеятельности» и выйти из «инвалидного гетто»:

  • инклюзия - совместное творчество здоровых людей и людей с ограничениями по здоровью;

  • интеграция - соединение литературы, хореографии, живописи, музыки, и современных технических достижений;

  • профессионализм - привлечение лучших профессионалов, инклюзия со специалистами и интеграция с известными организациями (театрами, музеями, галереями), поиск возможностей финансовой окупаемости и трудоустройства.

Понятно, что для официальной отчетности важна статистика и конечный продукт. При этом на второй план может уйти сам человек и его психо- и социореабилитация. Важно не забывать о человеческих отношениях, атмосфере, развитии, влиянии на участников, зрителей, на внутреннее и внешнее пространство человека и социума в целом.